Реферат Курсовая Конспект
Марксистская социология - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Марксистское Направление В Российской Социологии Появилось В 70-Х Годах Xix В...
|
Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах XIX века вслед за переводом «Капитала» К. Маркса на русский язык. Забавно, что правительственные круги первоначально даже благосклонно отнеслись к марксизму, видя в нем антипод народничеству, так как он отрицал терроризм как форму политической борьбы. Цензура первоначально отнеслась к «Капиталу» как к «строго научному, тяжелому и малодоступному» экономическому трактату, выражающему идеи западничества с экономическим акцентом. Академическая российская социология поначалу также положительно восприняла марксизм за его критику феодализма.
По существу он стал первой прокапиталистической идеологией среди русской интеллигенции в трактовке «легальных марксистов» С. Булгакова, П. Струве, М. Туган-Барановского. Им нужен был Маркс, сказавший в «Манифесте коммунистической партии», что готов поддержать буржуазию в революционной борьбе с абсолютной монархией, то есть, собственно говоря, нужна была демократическая половина социальной программы Маркса.
Однако с середины 90-х годов, после проникновения марксизма в широкое российское рабочее движение, власти стали категорически запрещать издание произведений. Часто издатели публиковали, например, «Нищету философии» без имени автора, «Манифест» имел семь различных названий типа «Философия истории», «Капитализм и коммунизм».
Значительная часть интеллигенции отшатнулась от марксизма в сторону религиозности, мистицизма после революции 1905 года. И в самой академической социологии, хотя и присутствовали ученые-марксисты, причем такие яркие и незаурядные, как, например, К. М. Тахтарев, марксизм достаточно часто и активно подвергался критике.
Анализируя в целом критику марксизма некоторыми представителями академической социологии, можно выделить три ее основных направления:
1. Признание определенных теоретических заслуг К. Маркса и одновременно критика практической направленности марксизма на революцию и использование насилия. Такую позицию занимали большинство крупных российских академических социологов, в частности М. Ковалевский, Н. Кареев, Де Роберти.
Схематизация марксизма— изложение его сущности как упрощенного экономического материализма и последующая критика подобной не аутентичной версии марксизма. Такими критиками были, в частности, М. Филиппов, А. Исаев, П. Берлин.
Нигилистическая критика марксизма, отрицающая какие бы то ни было его аналитические заслуги. В основном ею занимались социологи, тесно связанные с идеологией и практикой народничества, — такие, как Ю. Делевский, Л. Слонимский, М. Тареев.
В конце XIX в. широкое распространение среди передовой интеллигенции России получило направление, известное под названием легального марксизма. Просуществовало оно недолго — до разгрома революции 1905 г., однако оставило глубокий след как в общественном мнении, так и в российском обществоведении.
Наиболее яркими фигурами в этом течении были Петр Бернгардович Струве (1870-1944), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1948), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919).
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) считал своей главной заслугой внесение в марксизм идей неокантианства и тем самым предвосхитил «критический поворот» бернштейнианства. В работе «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), считал он, им была сделана первая в литературе марксизма попытка привлечь к развитию и обоснованию марксизма критическую философию, а также были развиты взгляды, заключавшие в себе отрицание Zusamenbruchstheorie und Vererlendungstheorie[4].
Главным способом совершенствования общественных отношений П. Б. Струве считал реформы. «Социальные реформы, — утверждал он, — составляют звенья, связывающие капитализм с тем строем, который его сменит, и — каков бы ни был политический характер того заключительного звена, которое явится гранью между двумя общественно-историческими формами, — одна форма исторически вырастает из другой»[5].
Касаясь реформаторской роли государства в решении этой задачи, он писал, что государство стоит перед задачей добиться целым рядом политических и экономических мероприятий, чтобы процесс экспроприации массы мелких производителей проходил с наименьшими жертвами. Цель этих мероприятий — такая форма землевладения, которая дает рациональное производство.
Вообще же преобразовать общество, согласно Струве, сможет образованный индивид, а не классовая борьба и революции.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно концепции Туган Барановского, классовая борьба действует лишь в сфере экономических интересов человека и общества, но неприменима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономики. Классовая борьба — это не что иное, как борьба за распределение продуктов в обществе.
В работе «Периодические промышленные кризисы» (1894) он дал схемы нормальной реализации продуктов в капиталистическом обществе и заявил о том, что нет оснований говорить о неизбежности кризисов при капитализме. В другой работе — «Русская фабрика в прошлом и настоящем» — он делает вывод о том, что капитализм внутренне способен к непрерывному развитию и что будет происходить самокорректирование его пути развития.
Крупнейшим русским социальным мыслителем, оказавшим и продолжающим оказывать значительное влияние на формирование отечественного общественного сознания, является Николай Александрович Бердяев (1874-1948), творчество которого было связано с рождением легального марксизма, со «сменой вех» в сознании российской интеллигенции, с яркими страницами российской социальной мысли в условиях эмиграции.
Он неоднократно называл себя сторонником персоналистического социализма, в котором человек считается высшей социальной ценностью.
Весьма интересна его оценка противостояния западного капитализма и русского коммунизма. «Коммунизм прав в критике капитализма. И не защитникам капитализма обличать неправду коммунизма, они лишь делают более рельефной правду коммунизма... Именно капиталистическая система прежде всего раздавливает личность и дегу-манизирует человеческую жизнь, превращает человека в вещь и товар, и не подобает защитникам этой системы обличать коммунистов в отрицании личности и в дегуманизации человеческой жизни»[6].
Последовательным развитием социальных концепций марксизма на российской почве занялись социал-демократы во главе со своим идейным вождем Г. В. Плехановым (1856-1918). В социологическом плане наиболее плодотворными были работы В. И. Ленина (1870-1924), в частности его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он на эмпирическом материале убедительно доказал, что крестьянство в России к концу XIX века перестало быть однородной массой, и дал его типологию, основанную на использовании социальных индикаторов.
Георгий Валентинович Плеханов(Бельтов) (1856-1918)— крупнейший русский теоретик и пропагандист марксизма, видный деятель российского и международного рабочего и социалистического движения.
Он создал в 1883 г. в Женеве первую российскую марксистскую организацию— группу «Освобождение труда». Ему принадлежит перевод на русский язык ряда программных работ Маркса и Энгельса. В ряде собственных работ: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Русский рабочий в революционном движении» (1895), «К вопросу о развитии монистического взгляда на природу» (1895) и др. — он развивал социологическую концепцию политических, экономических и социальных процессов современного ему общества на социетальном уровне. В 20-х гг. его работы были изданы в России в 24 томах, и в Петрограде в рамках Государственной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина был создан исследовательский и библиографический Дом Плеханова.
Наибольший интерес для социологии представляют выводы Г. В. Плеханова относительно роли масс и личности в истории и характера развития социальной революции.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) известен не только как политический деятель, основатель Советского государства, но и как крупный социолог и социальный теоретик, которого, в частности, еще до революции в качестве ведущего эксперта по проблемам социологии и рабочего движения приглашали сотрудничать такие энциклопедические издания, как Гранат, Брокгауз и Эфрон.
Фундаментальным трудом, социологически анализирующим социальные и экономические тенденции отечественного развития, явилась его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он эмпирически доказал, что на рубеже веков русское крестьянство перестало быть однородной массой и стало раскалываться на пролетарские и буржуазные слои. Этот процесс был значительно ускорен упразднением помещичьего землевладения. Используя статистические методы, он дал типологию крестьянства в новых условиях, выделив в его среде на основе строгих эмпирических индикаторов группы кулаков, середняков и бедняков.
Этот теоретический анализ имел практическое, причем исключительно значимое по своим результатам приложение. Используя коренные интересы крестьянской среды, большевики сначала обеспечили себе их поддержку в ходе социалистической революции, выдвинув лозунг национализации земли, затем, учитывая неоднородность крестьянства, нашли опору в бедняках и середняках в осуществлении первого этапа коллективизации, изолировав зажиточное крестьянство, и, наконец, опираясь на бедняков, завершили процесс сплошной коллективизации.
Характеризуя Ленина как социального аналитика, «Международная энциклопедия социальных наук» констатирует, что сильной стороной Ленина была исключительная способность, встречаемая часто в людях типа Бисмарка, анализировать конкретную практическую ситуацию и дать вещам неожиданный толчок в том направлении, в котором они хотят, чтобы развивалась ситуация.
Серьезный интерес представляет разработка Лениным теории государства, теории революции, сущности и функций различных типов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как формы государственной власти.
Творческий характер носит разработка им теории строительства социалистического общества и принципов государственного планирования социально-экономического развития общества в новых условиях.
Еще одна группа проблем, ленинское решение которых представляет не только теоретический, но и практический интерес, связана с национальным вопросом в условиях многонационального государства. В частности, Лениным разработаны принципы построения единого многонационального государства как добровольного союза суверенных наций, начата их реализация.
Помимо легального марксизма и ленинизма в российской марксистской социологии существовали и другие направления и оттенки.
Наиболее интересными представителями марксистского социологического подхода были Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925), специализировавшийся в области генетической социологии; Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873-1928), отошедший от большевиков в 1909 году и создавший в 20-х годах XX в. концепцию технологии или социологии управления, активно обсуждавшуюся не только в научных кругах; Николай Александрович Рожков (1868-1927), ставший в 1922 г. директором Академии коммунистического воспитания и одним из главных создателей «Большой советской энциклопедии» в 1926-1927 гг.
Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925) — выдающийся русский социолог. Он явился организатором и первым директором первого в России социологического исследовательского института. В1916 г. он становится одним из организаторов Социологического общества имени М.М. Ковалевского, с 1917 г. преподает в Петроградском университете, в 1919 г. создает исследовательский институт, впоследствии переименованный по его инициативе в Социологический институт.
В 1923-1924 гг. К. М. Тахтарев находился в научной командировке в Лондоне, а вернувшись, стал хранителем одного из кабинетов Института Маркса и Энгельса. Умер он от болезни сердца летом 1925 г.
Среди важнейших его работ следует назвать книги «От представительства к народовластию» (1907), «Очерки по истории первобытной культуры» (1907), «Общество и его механизмы» (1921), двухтомную «Сравнительную историю развития человеческого общества и общественных форм» (1924).
Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873-1928) был крупным российским экономистом, философом, социологом, политическим деятелем, естествоиспытателем, литератором. После Октябрьской революции ему неоднократно предлагали, в том числе и лично Ленин, вернуться в партию и занять руководящие государственные посты, однако Богданов твердо решил оставаться вне партий и посвятить жизнь исследовательской и преподавательской работе. С 1921 г. он был организатором и директором первого в мире Института переливания крови. Умер он 8 апреля 1928 г. в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Институту было присвоено его имя, которое затем снималось и снова возвращалось.
В области социологии он разработал концепцию тектологии (от греч. текто — строить, конструировать). Тектология была попыткой построить марксистскую теорию менеджмента, включив в нее достижения современного мирового обществоведения. Он определял ее как науку об общих законах организации. Как отечественная, так и мировая наука признают, что в концепции тектологии предвосхищены некоторые положения кибернетики, такие, как принцип обратной связи, идея моделирования и др.
Согласно Богданову, существует два типа адаптации: когнитивная, относящаяся к определенной области знания, и идеологическая. Адаптация каждого из типов тем социальнее, чем более она пронизана «социальным инстинктом» — той силой, которая заставляет человека находиться среди других людей, поступать так же, как они, что особенно наглядно проявляется в процессе имитации» Социальный прогресс основан на развитии обеих форм адаптивности.
Николай Александрович Рожков(1868-1927)— видный русский обществовед. Главный его научный труд—-12-томная «Русская история в сравнительном историческом освещении». В ней он, в частности, ввел понятия «критических» и «органических» эпох. Всего же им издано свыше 350 работ по истории, социологии, философии, экономике, политике, педагогике.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА... КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Марксистская социология
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов