Тема 4. Социальные группы и общности.

• Понятие социальной структуры, социальной стратификации. Теория стратификации П.А Сорокина, М. Вебера.

• Социальные общности. Классы, профессиональные группы. Классовый конфликт.

• Классификация ролей Т. Парсонса.

• Институт.

• Понятие "общества".

• "Гемайншафт" и "Гезельшафт".

• Теория Г. Спенсера

Социальная структура— совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус — социальное положение индивида в обществе. Роль — модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Учитель — статус в системе образования. Учитель обязан передавать новые знания ученикам, оценивать и проверять их, следить за дисциплиной. В свою очередь, обязанность учеников — регулярно посещать школу, усваивать новые знания, выполнять домашние задания и т. п. Как у учителя, так и у ученика есть свои права. Совокупность прав и обязанностей учителя — содержание статуса "учитель", совокупность прав и обязанностей ученика — содержание статуса "ученик". Статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика. Они связаны между собой функционально (функция учителя — передавать знания, ученика — усваивать их). Для своих коллег-педагогов учитель — не учитель, а товарищ. Статус "солдат" имеет смысл только по отношению к статусу "командир" и т. д. Статусы занимают определенное место в статусной иерархии. Она создается общественным мнением. Статус банкира ценится выше статуса сантехника и т. д. Место в иерархии называется рангом. Ранги статуса могут быть высокими, среднимии низкими.

Чем выше ранг, чем больше общество ценит статус, тем большими привилегиями, благами, почестями, символами, наградами и престижем он наделен. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или легитимизацию. В этом случае он называется титулом, званием. Барон, лорд, князь, граф — титулы высших статусов в феодальном обществе, получившие формальное закрепление. Офицер — родовой титул (звание), разновидностями которого выступают майор, лейтенант, полковник и т. д. Большинство рангов статусов в обществе не имеют формальногозакрепления, они существуют только в массовом сознании как некоторые оценки. У каждого человека несколько статусов и социальных ролей: отец, мужчина, инженер, член профсоюза, человек среднего возраста, русский, православный, республиканец и т. д. Соответственно своему статусу он и ведет себя, т. е. выполняет роль, которая определяется социальными нормами со стороны общества и ожиданиями (экспектациями) со стороны окружающих людей. Нет статуса без роли и роли без статуса. Каждый статус — пустая ячейка наподобие ячейки в пчелиных сотах. Все ячейки скреплены между собой функционально — взаимными правами и обязанностями. Если расположить все множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскости, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, бигмен, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу "один статус — одна ячейка". Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т. д. Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие — социальный состав населения. Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени неравенства неодинакового дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация. Таким образом, стратификация состоит из тех же статусов, но сгруппированных по иным критериям и расположенных по "полочкам" (стратам) сверху вниз. Образец стратификации — классовое расслоение общества. Социальный статус — понятие родовое. Его разновидностями выступают демографические (национальность, раса, пол, возраст), семейно-родственные (муж, жена, сын, дочь, отец, племянник, тетя, тесть, свекровь, кузина, сводный брат, вдова, холостяк, незамужняя, невеста и т. д.), экономические (предприниматель, собственник, наемный работник, капиталист, бизнесмен и т. д.), профессиональные (инженер, шофер, шахтер, банкир и т. д.), религиозные (священник, прихожанин, верующий и т. д.), политические (либерал, демократ, избиратель и т. д.), территориально-поселенческие (горожанин, селянин, временно прописанный) и т. д. Указанные группы статусов образуют подструктуры социальной структуры общества. В итоге мы имеем экономическую, политическую, религиозную, демографическую, профессиональную, семейно-родственную, территориально-поселенческую структуры общества. Каждую из этих подструктур можно рассмотреть под иным углом — как институциональные сферы. Семейно-родственная структура описывает институт семьи и брака, профессиональная и экономическая, как самые многочисленные и разнородные, образуют сразу несколько социальных институтов — государство и право, производство, образование.

Теория стратификации П. Сорокина. В работах «Социология революции» и «Социальная стратификация и социальная мобильность» ощущается тяга к обобщениям. Для него все более очевидным становилась уязвимость эмпиризма. Вот почему уже в «Современных социологических теориях» он выступает против чрезмерного увлечения эмпиризмом и заявляет, что «социология была, есть и будет наукой об общих характеристиках всех классов социальных явлений с отношениями и корреляциями между ними, или она не будет социологией».

Хорошее знание мировой социологической мысли позволило ему классифицировать социологические теории по следующим направлениям:

1.Систематическая и географическая школа Ле-Пле.

2. Географическая школа.

Биологическая школа (биоорганизмическая ветвь, расизм, социал-дарвинизм).

Биосоциальная школа (демографическая школа).

Биопсихологическая школа (инстинктивистская социология).

Социологическая школа (неопозитивистская ветвь, Дюркгейм,
Гумплович, формальная социология, экономическая интерпретация
истории — Маркс).

Психологическая школа (бихевиоризм, инстинктивизм, интроспектизм).

Психосоциологическая школа (различные интерпретации социальных явлений в терминах культуры, религии, права и т. д.; экспериментальные исследования отношений между различными психологическими явлениями).

Дальнейшее изучение процессов социальной стратификации и социальной мобильности в обществе Сорокин продолжает в теории социокультурной динамики.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту».

Концепция стратификации Вебера выделяет три фактора: богатство, престиж и власть. Эти факторы часто, но не всегда взаимодействуют.

Теория стратификации Л. Уорнера опирается на критерий репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

Теория Д. Треймана включает некоторые элементы из перечисленных выше. Она состоит из четырех главных пунктов: а) поскольку базисные потребности людей одинаковы во всех обществах, в них наблюдается единые принципы разделения труда; б) при специализированном разделении труда одни люди контролируют больше ресурсов, чем другие; в) этот контроль дает им определенные привилегии; г) профессии, обеспечивающие власть и привилегии, высоко ценятся во всех обществах.

Классовая принадлежность оказывает влияние на продолжительность жизни, семейную жизнь и особенности проведения досуга. Оценки классовой принадлежности со стороны других людей обычно обусловлены достигнутым, а не приписанным от рождения статусом. (Имеется в виду все, что они сделали в жизни, а не то, что ими было унаследовано от рождения, независимо от собственных усилий.)

Индивидуальной мобильностью называется изменение положения индивида в системе стратификации. Она может быть результатом вертикальной или горизонтальной мобильности индивида, реорганизации социальной структуры (т.е. создания новых типов занятий) иливведения новой системы стратификации (путем революционного преобразования).

Коллективная мобильность предполагает изменение положения социальной группы в системе стратификации. В то время как индивидуальная мобильность больше распространена в том обществе, где выше ценится достигнутый статус, коллективная мобильность преобладает в обществе, где главное значение придается приписанному от рождения статусу.

Три фундаментальных понятия социологии: социальная структура, социальная стратификация и социальные институты — оказываются тесно связанными между собой благодаря статусам и ролям. Историческим механизмом, общим для всех них, является общественное разделение труда. Углубление разделения труда и специализация создали все многообразие статусов и ролей.

Социальные общности.Предмет социологии — социальные общности. Они представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на, основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).

Кроме них социология изучает другой тип общности — ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Так возникают общности — организованные. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно - досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально - досуговые (неформальные молодежные объединения типа "рокеров", "металлистов", "брейкеров"), социальные (альтернативныедвижения), политические (партии, народные фронты).

В иерархии социальных общностей центральное положение занимают большие социальные группы, а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу и размерам получения доходов.

Класс.Социологи определяют класс в качестве одного из фундаментальных типов социальной стратификации наряду с кастой и сословиями. Теоретическая традиция классового анализа берет начало в работах К. Маркса и М. Вебера. Здесь классы определяются в экономических понятиях. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи.

Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства. Он подразделял население на тех, кто обладает собственностью, и на тех, кто лишен ее - на капиталистов и пролетариат. Существуют также группы, которым нет места в этой структуре, - крестьяне и мелкие собственники. Он думал, что они - пережитки докапиталистической экономики, которые исчезнут по мере развития капитализма. Понятие классов не было для него просто способом описания экономического положения различных групп. Маркс рассматривал классы как реальные коллективы.

Классы появились в Европе после промышленной революции и в связи с развитием капитализма. Социальным классом называется неорганизованная группа людей, которые стали его членами благодаря рождению или более позднему вхождениюнего Члены одного класса рассматривают своих представителей как примерно равных себе. Как правило, со временем у них развивается классовая солидарность, которая, как и межличностная сплоченность, основана на чувстве группе и отождествлении (идентификации) себя с ней в большей мере, чем с другими группами. У них формируется классовое сознанием

Классовым сознанием называется осознание себя членом конкретного класса как сплоченной группы. Чем сильнее общность интересов между людьми (дополнительно к общему социальному статусу), тем выше уровень ^ классового сознания. Ограничителем классового сознания выступает мобильность. Отождествление себя с данным классом уменьшается, когда человек переходит из одного класса в другой. Но классовое сознание усиливается, если высоко сходство интересов и долгое время человек чувствовал свою принадлежность к данному классу. Вертикальная мобильность затрудняется тем больше, чем выше межклассовые барьеры. Несходство интересов порождает классовый конфликт.

Классовым конфликтом называется борьба между классами за присвоение богатства, власти и престижа. Различие классов, расположенных на разных уровнях превосходства и не превосходства, управления и подчинения, преимуществ и не преимуществ, представляет собой тип антагонистической кооперации. Как только менее привилегированные классы овладевают классовым сознанием и не соглашаются со своим подчиненным положением, возникает классовый конфликт.

Внутри одного класса могут существовать несколько страт, или слоев. Им присущи не только общеклассовые признаки, но и специфические, отличающие один слой от другого, например, размер или источники дохода. Слои составляют индивиды приблизительно равного социального статуса.

В основе классовой системы лежит разделение людей на реальные группы, т. е. такие множества людей, которые осознают свою принадлежность к данному классу, оценивают свое место в обществе как представители данного класса и отличают себя от других групп (классов) в терминах образа и стиля жизни, ценностей и верований, норм и манер поведения. Иначе говоря, под социальным классом понимается часть населения, которая отличает себя от других категорий в терминах престижа, характерных форм социальных контактов, типов занятий, форм досуговой деятельности, величины дохода, имущественных прав и ценностных ориентации.

Критерии членства в классе. Мысленное отождествление себя с конкретным классом, т. е. идентификация, и реальная принадлежность к тому или иному классу, т. е. членство в нем, представляют собой два важнейших процесса, благодаря которым в обществе поддерживается стабильность и определяется социальный статус индивида. Установление социального статуса человека в кастовой системе происходит гораздо легче, поскольку границы между кастами четко обозначены и закреплены. Намного сложнее это сделать в классовой системе. Границы между классами размыты, а люди не всегда имеют ясное представление о том, где их место.

Объективно членство в том или ином классе, т. е. принадлежность к нему, определяется следующими факторами:

Типы экономической деятельности. Они варьируются от предпринимательской и государственной деятельности на высших ступеньках до неквалифицированного труда на низших.

Величина дохода. Она варьируется от миллионов долларов в год до минимального количества либо их полного отсутствия.

Тип и уровень образования. Престиж официальных документов об образовании сильно различается. Они ранжируются от ученой степени, полученной в университете, который входит в десятку самых престижных вузов, до диплома, полученного в обычном колледже, диплома средней школы или свидетельства об окончании начальной школы. Причем количество лет школьного образования не самый важный фактор. Куда важнее престижность вуза и тип школы государственной или частной.

Тип местожительства варьируется от привилегированных районов до так называемых трущоб.

Тип досуговой деятельности. Ее диапазон варьируется от великосветских балов и отдыха на Гавайских островах, от крикета и посещения театров до игры в рулетку, коллекционирования пуговиц и чтения детективов.

Модели классовой структуры общества. В настоящее время существует большое количество моделей классовых структур, причем социологи сейчас приходят к мнению, что в современном обществе основа этих структур остается неизменной, а меняются лишь отдельные структурные единицы в зависимости от культурных, экономических, структурных и других особенностей каждого общества. При этом определение классовых позиций индивидов осуществляется с помощью сложных индексов, оценивающих позиции индивидов по многим измерениям (в нашем случае это статусный профиль).

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У. Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели классовой структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона.

При проведении исследования Уотсон и его коллеги первоначально ориентировались на достаточно простую трехзвенную систему классового разделения общества: высший класс, средний класс, низший класс. Однако результаты исследования показали, что целесообразно внутри каждого из этих укрупненных классов выделить промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

Высший - высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе. Очень часто представители этого класса далее не знают точно размеров своих империй.

Низший - высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуаций в обществе.

1. Высший - средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в достаточно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.

2. Низший - средний класс составляют наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления — повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера. В связи с этим для представителей данного класса очень важным моментом является экономическая, социальная и политическая стабильность в обществе. Выступая за стабильность, представители этого класса являются основной поддержкой существующей власти.

5. Высший - низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни. В те моменты, когда его представители осознавали свои интересы и сплачивались для достижения целей, условия существования их улучшались.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Опыт использования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев неприемлема для стран Восточной Европы и России, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.М. Римашевской выглядит следующим образом:

1. "Общероссийские элитные группы", соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2. "Региональные и корпоративные элиты", обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3. Российский "верхний средний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

4. Российский "динамический средний класс", обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. "Аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией нелегальные способы их получения.

6. "Маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. "Криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Как можно заметить, модель Н.М. Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона. Прежде всего это отмечается в отношении значения "динамического среднего класса", который в современной России находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России.

Социально- классовая структура строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как гетерогенность. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т. п. К профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних рабочих (в просторечии называемых лимитчиками) и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 80-х — начале 90-х годов); в) работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (delinquent), т. е. преступные, группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек)социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном, и только в данном, случае эти понятия эквивалентны), выделяют: 1) социальные слои, или страты и 2) малые социально-психологические группы.

Социальная структура представляет собой одну из трех предметных областей - структура, организация, личность, - которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами — (социо - профессиональной, социо - статусной, социо - региональной, социо - этнической) изображает статику общества, его "социальный скелет". Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о "социальной физиологии" общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально-типических черт. Иными словами, в социологии личность — не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.

Т. Парсонс составил классификацию ролей исходя их пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.

Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями.

Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей» возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. К. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать. Г. Спенсер придавал важное значение потребности в "активной обороне", нуждам в "общем обеспечении жизненных ресурсов" координации различных видов деятельности. Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения.

Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация.

Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.

Слово "общество" имеет много различных значений. Можно определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Г.Ленски и Дж.Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

Ф. Тённис исследовал особенности связей людей в допромышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины "Гемайншафт" и "Гезельшафт". "Гемайншафт" обозначает крестьянскую общину, в то время как "Гезельшафт" относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: а) в обществе типа "Гемайншафт" люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как "Гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде; б) "Гемайншафт" основано на традиционных обычаях, в то время как "Гезельшафт" придает основное значение формальным законам; в) "Гемайншафт" предполагает ограниченную специализацию, тогда как в "Гезельшафт" формируются специализированные профессиональные роли; г) "Гемайншафт" опирается на религиозные, а "Гезельшафт" - на светские ценности; д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс ХХI в.

Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер (1820-1903) сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил, профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, "естественный отбор" происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.

В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) - такая философия получила название "социальный дарвинизм". Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов. Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс.