Юридическая социология

Социологии было трудно пробиваться в российские университеты в качестве самостоятельной научной дисциплины. Первые социологические концепции, первые ака­демические курсы социологии пришли к российскому сту­денчеству через юридические факультеты. В рамках рос­сийской юридической школы в социологии следует прежде всего назвать имена Ю.С. Гамбарова, Б.А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Е.В. Спекторского. Это те ученые, которые ввели преподавание социологических дисциплин на юридических факультетах университетов иправовых институтах.

Первым стал читать социологию в Петербургском университете ученик и преемник по кафедре знаменитого в России обществоведа А. Д. Грановского Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), известный россий­ский государствовед.

Н. М. Коркунов принципиально различал закон и указ. В методологическом плане он являлся противником во­люнтаризма и считал, что в основе права лежит не воля, но интерес правомочного. По Коркунову, право разграничи­вает интересы, а государство — это не носитель прав, но юридическое отношение, существующее между всеми ин­дивидами, проживающими на одной территории, а пред­метом этих отношений является государственная власть, то есть такая сила, которая возникает в психике поддан­ных, в осознании ими своей зависимости.

Сам Н.М. Коркунов называл свои методологические позиции субъективистским реализмом, пытаясь занимать незави­симую позицию в споре между позитивизмом и идеализ­мом. Эти принципы он достаточно успешно применил в своей в высшей степени оригинальной теории государства и права, однако не совсем последовательно в определении сущности права.

Наиболее значительные работы Н. М. Коркунова — «Указ и Закон» (1894), «Пропорциональные выборы» (1896), «Лекции по общей теории права» (1898), «Русское государственное право» (в 2 тт., 1892-1893).

Наиболее влиятельным представителем этого направ­ления был Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), крупнейший юрист и социолог права.

Он один из главных создателей психологической шко­лы права, согласно которой право — это явление не столь­ко внешнего мира, сколько психического мира людей. В. анализе психологии он уделяет важную роль изучению импульсов, эмоций, отличающихся двусторонней, активно-пассивной природой. Эмоции лежат в основе этических переживаний, а им в сознании индивида соответствуют мистически непреложные нормы императивы. Нравственные эмоции, связанные с представлением не только о нашей обязанности, но и о закреплении ее за другой стороной, от­носятся к области права. Если же нормы связывают только индивида в одностороннем порядке, тогда это—явления нравственности.

Этот комплекс явлений Л. И. Петражицкий называет «интуитивным правом». В противоположность ему «пози­тивное право» — это нормы, господствующие в данном об­ществе в настоящее время, а та их часть, которая признает­ся государством, является «официальным правом».

Главными его работами являются «Очерки философии права» (1900), «О мотивах человеческих поступков» (1904), «Основы эмоциональной психологии» (1906), «Теория пра­ва и государства в связи с теорией нравственности» (1907), «Университет и наука» (1907). Часть его работ впервые была издана в Германии на немецком языке: «Die Lehre vom Einkommen» (1893), «Die Fruchtverteilung beim Wechseln der Nutzungsberechtigen» (1892). Его учение су­щественно повлияло на последующее развитие западной социально-правовой мысли.

Несколько в стороне от названных крупных фигур юри­дической социологии стоит, пожалуй, еще более крупная в общественно-политическом плане фигура Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904), теоретика государ­ства и права, социолога и историка, публициста и обще­ственного деятеля.

Центральная идея социальной концепции Б. Н. Чичерина — приоритет государства, центральной ад­министрации по отношению к обществу, общественным ассоциациям и союзам в ходе развития России. Главной це­лью необходимых России государственных реформ он счи­тал придание гибкости и мобильности окостеневшим структурам власти.

Согласно Б. Н. Чичерину у революции есть примета: когда "общество освобожда­ется от прежних форм жизни, но не создает необходимых" условий для развития новых органических ее начал.

Для сохранения стабильности необходим постоянно поддерживаемый баланс между силой государства и актив­ностью общественных союзов, следовательно, по Чичерину, главной тенденцией здесь должно стать стремление к сбли­жению либерального общества и правительства. Высоко оценивая социальные функции института самоуправле­ния, он в то же время определяет условия, при которых полномочия самоуправления могут быть ограничены. Вмешательство центра необходимо либо в случае неблаго­получного течения дел в местной администрации, либо в экстраординарных ситуациях (стихийные бедствия, неу­рожай и т.п.), справиться с которыми местное население и его органы власти не в состоянии.

Значительные надежды он возлагал на земство, видя в нем инструмент, структуру формирования независимого общественного мнения, где возможность подавления ини­циативы сводилась к минимуму. Русский ум, считал он, со­держит дух разгульной свободы, не знающий границ и не признающий ничего, кроме своей воли. Такое положение не способствует упрочению государственных начал, несет дестабилизирующие тенденции. Роль противовеса должно в этих условиях играть сильное государство. Такова неиз­бежная плата за сохранение порядка и стабильности в го­сударстве[1].

Главная цель социального прогресса — формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого про­гресса складывается из трех составных элементов: обще­ственного идеала (им является развитая личность при на­личии индивидуальной свободы и общественной солидар­ности), способа достижения идеала и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразо­вании - спомощью критической мысли— культуры, быта, социальной организации, то есть «той надорганической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека»[2]. Закон же про­гресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.

Самой интересной и наиболее значимой в российской академической социологии была фигура Максима Максимовича Ковалевского(1851-1916) выдающегося со­циолога, историка, правоведа, этнографа. Он был крупней­шим социологом первого этапа развития российской соци­ологии. После его смерти в 1916 г. было создано российское общество социологов, названное его именем. Наиболее крупные организационные дела Ковалевского в социоло­гии — это создание вместе с Гамбаровым, Де Роберти, Бехтеревым и др. Русской высшей школы общественных наук в Париже в 1901 г., создание кафедры социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 г., публикация с 1913 г. серии сборников «Новые идеи в со­циологии».

С 1895 г. он являлся вице-президентом, а с 1907 г. президентом Международного института социологии.

М. М. Ковалевский ввел в социологию плюралистиче­скую концепцию. До него в социологии господствовали «школы одного фактора», целью которых были поиск и анализ основного фактора социального развития — геогра­фического, расово-антропологического, психологического либо какого-то иного. Пожалуй, впервые в мировой социо­логии Ковалевский поставил вопрос о том, что недопусти­мо искать некий один фактор в качестве первопричины со­циального развития. Развитие общества является процес­сом полифакторным, и изучение совокупности многих факторов, их взаимодействия и есть основа наиболее приемлемой, наиболее плодотворной методологии социологического знания.

Еще одним фундаментальным вкладом М. М. Ковалев­ского в развитие социологии была его концепция социаль­ной замирённости. Под замирённостью он понимал расши­рение человеческой солидарности. Согласно этой концеп­ции уровень социального развития общества, этноса, лю­бой группы, цивилизованности зависит от того, насколько искоренены конфликты из жизни этого этноса или соци­альной группы. Первобытное состояние общества — это со­стояние дикости, борьбы, вражды. Данное состояние пре­красно описал Людвиг Гумплович в работе «Борьба рас» как войны всех со всеми. Согласно Ковалевскому, степень развития социума, этноса измеряется тем, насколько гармонизированы социальные отношения в данном обществе, отсутствует или присутствует состояние борьбы в этом об­ществе и какие формы принимает эта борьба. Он считает, что цивилизованное общество — это общество замирённое, то есть такое, в котором воцарился мир.

Нормальное развитие общества, по Ковалевскому, идет по пути расширения границ этой замирённости. Сначала она возникает на уровне семьи. Именно здесь впервые уста­навливаются более человечные, более теплые отношения. Затем она распространяется на общину, в частности на сельскую общину, а впоследствии и на более широкий эт­нос. Таким образом, в обществе происходит рост «замирён­ной сферы». Конечная цель и наиболее желательная пер­спектива развития человечества — это замирённость всего земного шара, всего человечества, исключение войны, насильственного противостояния из практики общественной жизни.

Наиболее значительные социологические работы М. М. Ковалевского — это «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения» (1879), «Современные социологи» (1905), «Очерк развития социологических учений» (1906),двухтомник «Социология» (1910), «Современные французские социологи» (1913), «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, го­сударства и религии» (1914).

Наиболее крупное организационное достижение Ковалевского и Де Роберти в мировой социологии — созда­ние в 1901 г. в Париже Русской высшей школы общественных наук.Эта школа была, по сути, первым специализированным социологическим учебным заведением в мире, соз­данным в связи с открытием Всемирной выставки.

Царское правительство сделало всё, чтобы Школа была закрыта. Для этого М. М. Ковалевскому и его коллегам была обещана возможность читать социологические курсы на родине. Здесь необходимо вспомнить, что Ковалевский в очередной раз оказался за границей из-за того, что его, одного из самых молодых профессоров, уволили из Московского университета, где он читал историю сравни­тельного конституционного права. В курсе был анализ кон­ституционных систем в странах Западной Европы. На лекции талантливого ученого собирались не только студенты всех факультетов, но и заинтересованная публика. Содержание лекций воспринималось с энтузиазмом, как весьма актуальное и революционное.

Просуществовав более пяти лет, Русская высшая шко­ла в Париже закрылась в 1906 г., а в 1908 г. Ковалевский вместе с Де Роберти, Бехтеревым, Гамбаровым открыли Психоневрологический институт в Петербурге.

Крупнейшим мировым социологом стал Питирим Александрович Сорокин(1889-1968). Он создал первый в России социологический факультет в Петроградском уни­верситете, а затем социологический факультет в одном из наиболее престижных университетов США — Гарвардском. Сорокин избирался президентом Международного инсти­тута социологии в 1936 г., президентом Американской со­циологической ассоциации в 1964 г.

Выделяют четыре основных этапа его социологической деятельности:

— первый, российский (1905-1920)—создание пози­тивистской модели социологии на бихевиористской осно­ве. Главные работы: «Преступление и кара: подвиг и на­града» (СПб., 1913),«Система социологии» (в 2 тт., Пг.,1920);

— второй, ранний американский (1920-1930) — соци­альный бихевиоризм, теория социальной стратификации, социальной мобильности. Наиболее значительные работы: «Социология революции» (Филадельфия-Лондон, 1925), «Социальная мобильность» (Нью-Йорк, 1927);

— третий, переломный (середина 30-х гг.) — критика сциентизма и эмпиризма, обращение к проблемам культу­ры, создание интегральной системы общественных наук. Самые известные работы: «Социальная и культурная динамика» (в 4 тт., Нью-Йорк), «Социокультурная причин­ность, пространство и время» (Дурхэм, 1943), «Кризис на­шего века» (Нью-Йорк, 1943);

- четвертый, завершающий — этика, проблема спасе­ния человечества через преодоление эгоизма и увеличение творческого альтруизма. Основные труды: «Реконструкция человечества»(Бостон, 1948), «Альтруистическая любовь: изучение американских добрых соседей и христианских святых» (Бостон, 1954).

Значительное влияние на становление современной со­циологии оказала его работа «Социальная мобильность», в которой типологизирован и проинтерпретирован обшир­ный эмпирический материал и доказано, что социальная мобильность является базовой чертой современного запад­ного общества, хотя степени мобильности и системы стра­тификации варьировались на различных этапах историче­ского развития. В работе социальная мобильность тракту­ется панорамно: рассмотрены типы и каналы мобильности, анализируются как структурные, так и функциональные ее аспекты, включая также и дисфункциональные черты.

В целом социальная мобильность соотнесена с дополняю­щей ее социальной стратификацией.

П. А. Сорокин достиг значительных успехов не только как исследователь, но и как педагог, а также как популя­ризатор социологии как научной и прикладной дисципли­ны. Крупнейшие американские социологи сформировались в рамках возглавляемой им Гарвардской школы — Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, К. Лумис, Дж. Райли. Благодаря Сорокину Гарвард стал одним из главных цен­тров теоретической социологии в США. Его будящее мысль и воображение студентов преподавание формировало у гарвардских выпускников широту мышления, независимость, обоснованную уверенность в собственных силах.