Русская идея в социологии

Русская идея в социологической публицистике была ярко представлена прежде всего двумя уникальными фи­гурами — Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым, дея­тельность которых имела огромный резонанс в националь­ном общественном сознании и оказала очень сильное влия­ние и на общественно-политическую, и на социологиче­скую жизнь России. Они пытались найти социальные ме­ханизмы самобытного общественно-исторического пути России, исходя из своеобразия ее исторических, культур­ных и иных условий развития.

Николай Яковлевич Данилевский(1822-1885) самую главную свою работу «Россия и Европа» издал в конце 60-х годов XIX в. Это была попытка ответить на вопрос, почему Европа ненавидит Россию, в чем особенности, несхожесть характера, судеб, путей развития Западной Европы и России. В ходе ответа на этот вопрос, носящий духовный и, может быть, полемически преувеличенный характер, он выходит на интереснейшие социологические обобщения и теории. В частности, Данилевский утверждает, что у каж­дого этноса есть разные ступени социального развития.

Есть предварительный, или этнографический этап, этап становления, который длится около тысячи лет; есть этап бурного развития — государственный этап становления некоторых организационных, институ-циализированных форм жизни этноса, он идет примерно лет четыреста; есть этап расцвета, или собственно куль­турный этап, охватывающий очень короткое истори­ческое время — примерно пятьдесят-сто лет; есть, наконец, этап угасания, или естественного конца.

Н.Я. Данилевский выделял десять типов цивилиза­ций: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, финикийский (он же халдейский или древнесемитский), индий­ский, иранский, еврейский, греческий, новосемитский (аравийский), германо-романский (европейский). Россия же составляет новый тип, отличный и отдельный от Европы. К самостоятельным типам относятся также аме­риканский и перуанский типы, «погибшие насильствен­ной смертью и не успевшие совершить своего развития».

Он выделяет четыре области культурно-исторической деятельности этносов: религиозную, собственно культур­ную (наука, искусство, промышленность), политическую, социально-экономическую. Некоторые исторические типы сфокусировались на одной из сфер (евреи — на религии, греки — на культуре), другие — на нескольких. Лишь России и славянству дано равномерно развивать все четыре сферы и осуществить полную «четырехосновную» культуру.

В изучении больших групп Данилевский различал по­нятия рода и вида. Все человечество в целом составляет род, исторический тип, племя, нация — это вид.

Еще одна крупная фигура неославянофильства — Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) — был че­ловеком большой духовной культуры. Он ратовал за духов­ное возрождение некоторых сторон византийской жизни в русской культуре. Его идеалами были монархия и право­славие. Государство он представлял мужественным, стро­гим, но добрым по отношению к своим подданным. В его трудах расписано, как желательно было бы обустроить жизнь России, каковы наиболее приемлемые формы обще­ственного бытия страны. Леонтьев называл себя принци­пиальным, идейным консерватором, утверждая следую­щие главные ценности:

реально-мистическое, строго церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа;

крепкую и сосредоточенную государственность;

красоту жизни в самобытных национальных фор­мах.

Он считал; что человечество и отдельные его части про­ходят три состояния: первоначальной простоты (подобно организму в утробе и младенчеству); положительного рас­членения (развитый цветущий возраст) и смесительного упрощения и уравнения, или вторичной простоты (дрях­лость, смерть и разложение). Для Европы первый этап — это переселение народов, второй — Средние века и начало новых, третий— век Просвещения и Великой француз­ской революции.

Свой общественный идеал К. Н. Леонтьев формулиро­вал следующим образом: государство должно быть пестро, сложно, крепко,' сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда до жестокости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть сме­лее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже; люди должны стараться быть лично добрее — одно уравно­весит другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе.