Социальная теория анархизма

Говоря об анархизме как социальной и политической концепции, надо вспомнить, что Россия стала его родиной. Теоретики анархизма во второй половине XIX в. появились, конечно, и в других странах (вспомним хотя бы Прудона), однако российские теоретики М. А. Бакунин (1814-1876) и «князь Пьер» — П. А. Кропоткин (1842- 1921) являются создателями наиболее разработанной социальной, философской и политической концепции анархизма. Следует отметить, что в настоящее время социологическая концепция анархизма воспринимается достаточно искаженной, даже карикатурной, а возможности её вклада в социальное развитие явно недооцениваются. Между тем этот подход содержит очень значительные, еще не востребованные ресурсы.

Пафос концепций Бакунина и Кропоткина состоит в необходимости создания таких социальных отношений, когда суверенность, права, возможность принятия решений в наибольшем объеме остаются у личности, а не делегируют­ся государству. Государство не должно быть неким обяза­тельным механизмом, навязывающим свою волю общине и личности — оно, по Бакунину и Кропоткину, должно быть лишь вторичной надстройкой, полностью зависящей от воли граждан и от степени сугубо добровольной с их сторо­ны передачи части своих полномочий.

Другое дело, что для такого государства без насильственных функций жизненно необходим очень высокий уровень развития личности, требуются определенные усло­вия, предполагающие высокую сознательность, способ­ность к самостоятельному анализу, социально-политиче­скую зрелость граждан. Именно в этом — в отсутствии такой степени развития личности в реально существующем обществе — Бакунин видел главную проблему и даже боль­шую трагедию общественного развития. Он с горечью кон­статировал, что недостаточный уровень развития граждан­ского общества и самих людей приводит к тому, что дема­гоги захватывают власть и искажают саму идею подлинно демократических человеческих отношений.

Позиция Кропоткина по этому вопросу в большей сте­пени отличалась оптимизмом. Он был одним из первых, кто раскрыл и обосновал оздоровляющее значение принци­па федерализации в социальном устройстве, разрабатывал способы максимального перенесения значимых решений вниз, на коммунальный и личностный уровни. Эти идеи децентрализации, федерализации, максимального ограни­чения всевластия государства-Левиафана и' предоставле­ния максимальных возможностей личности, сформулиро­ванные в трудах теоретиков-анархистов, звучат сегодня еще актуальнее, чем столетие назад.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)— одиниз основателей и теоретиков анархизма. Он известен по своим публикациям с 40-х гг. XIX в. после публикации в 1840 г. в «Отечественных, записках», статьи «О филосо­фии», в которой заявил себя крупным российским геге­льянцем.

В 1857 г. Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал в 1861 г. через Японию и США в Лондон. Здесь он активно участвовал в работе I Интернационала, однако в результате острой борьбы возглавляемого им анархистского крыла со сторонниками К. Маркса и победы марксистов он в 1872 г. был исключен из I Интернационала на Гаагском конгрессе. Официальный предлог — создание им в 1868 г. Международного альянса социалистической демократии.

Социологическая концепция М. А. Бакунина оконча­тельно сложилась в конце 60-х — начале 70-х гг. и изложе­на в работах «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Бог и государство», «Кнуто-Германская империя и социальная революция» и др.

В работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» основатель анархизма так определяет задачу социологии: «История и статистика доказывают, что социальное тело, как всякое другое естественное тело, повинуется в своих эволюциях и видоизменениях общим законам, которые, по-видимому, столь же необходимы, как и законы физиче­ского мира. Выявление этих законов из массы прошедших и настоящих исторических фактов — вот задача социоло­гии».

Центральным элементом социальной доктрины Бакунина стала концепция закономерностей возникновения государства, его роли и путей к его разрушению и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Государство — зло, но зло исторически оправданное, необходимое на начальных исторических этапах. Общество и государство не тождественны: государство — это лишь временная форма в обществе, и оно должно полностью перестроиться, раствориться, стать лишь просто «центральной конторой».

В политическом плане на современном этапе развитиянеобходимо немедленное уничтожение государства и всех его институтов. Свободная федерация, сформированная по принципу «снизу вверх», — конечная форма человеческо­го общежития. Принципы этой федерации — самоуправле­ние, автономия, свободный союз индивидов, общин, про­винций, наций на социалистических принципах свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожден­ных от всяческой эксплуатации.

Бакунин пустил в оборот популярную формулу: свобо­да без социализма — это несправедливость, социализм без свободы — это рабство. Еще одна его всемирно известная формула: «У нас нет отечества. Наше отечество — всемир­ная революция ».

М. А. Бакунин имел значительное влияние на развитие революционного движения. В России, в частности, широко разошлись его приложения к работе «Государственность и анархия», ставшие программой бакунистского направле­ния в отечественном революционном движении. Одна из групп этого направления — «Черный передел» — сформи­ровала впоследствии Г. В. Плеханова, да и всю российскую социал-демократию.

У него имелись также решительные сторонники в ита­льянском, испанском, швейцарском, французском рабо­чем движении, где они были особенно популярны в 60-80-х гг. XIX века. Но и сегодня в мире (в Китае, Японии, ряде стран Европы, Латинской Америки и Африки) весьма велик интерес к его идеям о самоуправлении, солидарно­сти, кооперации.

Петр Алексеевич Кропоткин(1842-1921) — создатель социальной доктрины анархизма, крупный географ, изучавший Сибирь и Манчжурию, обосновавший теорию оледенения Евразии.

В 1872 г., путешествуя по Швейцарии и Бельгии, он сблизился с бакунинским крылом I Интернационала. Его покорили антиавторитаризм и революционность анархизма, и, возвратись в Россию, он вступил в кружок «чайков* цев», вел пропаганду среди рабочих. В1874 г. его арестоваг ли и заключили в Петропавловскую крепость. Через два года он бежал из Николаевского военного госпиталя за гра­ницу, где ему пришлось прожить более сорока лет. Там он написал и свои основные социальные работы: «Речи бун­товщика» (1885), «Хлеб и Воля» (1892), «Современная на­ука и анархия» (1892), «Поля, фабрики и мастерские» (1898), «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902), «Великая Французская революция» (1909) и др.

После Февральской революции в семидесятичетырех­летнем возрасте он возвратился в Россию 12 июня 1917 г. Кропоткин признал Октябрьскую революцию, но отрица­тельно отнесся к диктатуре пролетариата. Несколько раз в своих письмах к Ленину он предсказывал неизбежность тотальной бюрократизации социальной жизни, неэффек­тивность развития лишь крупного государственного ма­шинного производства, доказывал необходимость разви­тия кооперации и гибких способов регулирования эконо­мики.

П.А.Кропоткин считается основателем концепции анархического коммунизма. Для него анархия является и методологическим, и социально-нравственным ключом к пониманию сути развития естественного и общественного бытия, поскольку в государстве и его институтах он видел главную причину социального угнетения, эксплуатации и несправедливости.

В своей концепции Кропоткин не только отрицал госу­дарство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства. Методологическая основа этих построений — «синтетическая теория», заменяющая гегелевскую диалектику «строго научным индуктивным методом», основанным на эво­люционизме и анархизме. Его идеал анархического ком­мунизма тесно связан с законом взаимной помощи, кото­рая и позволит создать федерацию свободных производственных общин. Его идеи получили значительное распро­странение и развитие в Западной Европе, особенно в Испании, а также в Латинской Америке, Индии, Китае.