Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала

В социологии под документом понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи информации. По способам фиксирования информации различают документы рукописные и печатные, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте. В зависимости от статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.

К официальным документам относят: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, архивы, деловую корреспонденцию, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовую отчетность.

Неофициальные документы могут быть представлены многочисленными личными материалами, а также оставленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения и др.). Такими документами также являются мемуары, воспоминания. Достоверны ли они? Степень их достоверности, безусловно, намного ниже официальных документов, но при «перекрестном» сопоставлении многих документов, они могут давать чрезвычайно интересную информацию вполне достоверного характера[1].

Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации.

Наблюдение как метод сбора эмпирического материала отличается тем, что существует связь наблюдателя с объектом изучения. А из этого неизбежно следует включение элементов эмоционального, субъективного характера. Невозможно находиться, что называется, внутри какой-либо социальной группы и быть абсолютно беспристрастным.

А, с другой стороны, возможно воздействие исследователя на объект исследования (наблюдения). Поскольку объект – это живой человек, то, поняв, что за ним наблюдают, он может изменить свое естественное поведение. В результате наблюдается не сам объект в чистом виде, а его превращенная форма. Примером может служить хорошо известный «Хуторонский эффект», когда под руководством Мэйо провели исследование с целью выяснить, как освещение влияет на производительность труда. Казалось бы – зависимость прямая. Но когда работницы узнали, что за ними наблюдают, то хорошо работали и при снижении освещенности, даже до света луны в безоблачную ночь.

Различают наблюдение простое и включенное. В первом случае социолог только наблюдает за происходящими событиями, явлениями, процессами. Но такое наблюдение не позволяет осмыслить механизм социальных действий, увидеть то, что происходит, говоря театральными терминами, за кулисами.

Поэтому социологу порой приходится «внедряться» в социальную группу под видом сотрудника, обычного работника, что позволяет глубоко изучить, осмыслить причинно-следственные связи происходящих процессов, событий, явлений и т.д. Ведь даже понять менталитет того или иного народа нельзя, не прожив определенного времени среди этого народа, не общаясь с различными его слоями и стратами.

В научную практику включенное наблюдение ввел американец Уильям Уайт. Будучи сотрудником Гарвардского университета, он 1936г. поселился в трущобах одного из кварталов американского города (скрытого под названием Корневилль) и изучал жизнь итальянских иммигрантов, заселявших этот район. 3,5 года он прожил там, в том числе 18 месяцев в иммигрантской семье как студент-историк, описывающий возникновение Корневилля. Целью его исследования было изучить процесс возникновения рэкетирских групп среди молодежи. Уайт научился местным обычаям, игре в карты, играл в футбол, употреблял наркотики, подружился с руководителями двух соперничающих групп рэкетиров, т.е. жил их жизнью. Он вписался в социальную среду как свой человек, и после длительного пребывания в этой среде написал книгу «Общество уличных углов» (1937).