Предмет социологии социальной структуры общества

Социология социальной структуры общества и ее динамика – ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение, что такое социальная структура, какие важнейшие элементы она включает, по каким признакам их следует выделять в социальной структуре, какова реальная социальная структура в Украине, каковы тенденции и перспективы ее развития.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними.

Система оценок, значимости и важности действия создают в обществе иерархию ценностей и неравенство ролей, социальных позиций и должностей. Систему регулирования неравенства, при которой члены общества располагаются ниже или выше в соответствии с принятыми степенями значимости называют стратификационной системой общества. Социальная дифференциация может быть иерархизированной и неиерархизированной.

В основании социальной дифференциации могут лежать как биологические особенности (пол, возраст), так и интеллектуальные (умственные способности, темперамент, характер). Большое значение имеет и социальное положение (образование, материальное положение, стиль жизни, участие в создании ценностей группы и др.).

Различия между людьми, обусловленные их физическими и психическими особенностями, называют естественными. Социальные различия порождаются социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), выполнением определенных функций, уровнем достатка и т.д.

Неравенство, наверное, является ровесницей цивилизации. Неясные образы о «золотом веке» – это скорее мечта, надежда, чем сожаление о реально утраченном. Тысячелетиями люди пытались найти ответ на вопрос: неравенство – это зло, которое мы способны убрать из нашей жизни или это неизбежность, от которой не уйти. То, что неравенство – это зло, в этом нет сомнений; именно этим объясняются существующие в человеческой истории зависть, корыстолюбие, жадность, эксплуатация и т.д. Еще в Древней Греции было сформулировано утверждение «равенство – это мир».

Проблема социальной справедливости очень остро встает в наше время, когда происходит резкая поляризация не только в глобальном масштабе (богатый Север и Запад, бедный – Юг и Восток), но и в каждой стране, а на постсоветском пространстве, в том числе и в Украине – особенно.

Проблема неравенства – это проблема части населения на празднике жизни, где наибольшие блага – богатство, власть и слава. В свое время М.Вебер назвал их основными измерениями социальной стратификации.

В социологии нет единой точки зрения для объяснения социального неравенства. Различные школы дают разные трактовки этого явления.

Наиболее разработанной является функционалистская методология, которая при объяснении социального неравенства исходит из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, группами, классами. Одни занимаются материальным производством, другие создают духовные ценности, третьи занимаются управлением. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, классов.

Таким образом, с позиций функционализма стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций в ней, что является «эволюционной универсалией», т.е. объективной потребностью любого развитого общества.

С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой – есть результат действия господствующих в обществе системы ценностей и культурных стандартов, которые определяют значимость той или иной деятельности и узаконивают складывающееся социальное неравенство, возникшее в силу неравномерного распределения наград и поощрений.

Разработка функционалистской методологии связана с именами Парсонса, Шилза, Мура. В функционалистской концепции неравенство трактуется как нечто абсолютно необходимое и позитивное для общества, поскольку это эффективно подталкивает индивида занимать определенные позиции, добросовестно выполнять обязанности, открывает перспективы профессиональной карьеры и самореализации и т.д.

В рамках конфликтологической парадигмы неравенство рассматривается как результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов.

Марксизм связывал появление социального неравенства с зарождения частной собственности. Именно частная собственность, будучи источником социального неравенства, породила эксплуатацию человека человеком и т.д.

В разные исторические периоды общество пыталось по-разному организовать социальное неравенство (кастовое разделение в Индии, сословное в Европе). В современном демократическом обществе отсутствуют жесткие перегородки между различными социальными слоями.