Сущность и структура личности

На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личности положили концептуальные разработки греческих мыслителей. Исключительность положения человека в мире особо подчеркнул Протагор в известном изречении «человек – мера всех вещей», которое Сократ дополнил следующим образом: «человек как мыслящий есть мера всех вещей».

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта жизнедеятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Науки (и отдельные ученые) «выхватывают» только отдельные аспекты этой природы человека. Поэтому многообразие точек зрения на личность и множество теорий, описывающих ее, объясняются изначальной сложностью человека, его природы.

Еще от древних греков идет представление о человеке как о микромире. Они полагали, что существует большой мир (вселенная, макрокосмос) и малый мир (человек, микрокосм). Большой мир сложен, предстает перед нами разными своими сторонами, но и человек тоже сложен, являясь перед нами разными сторонами своей природы.

Особенность социологического подхода к изучению личности состоит в том, что социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т.е. как продукт природы; цель и специфика социологического подхода – изучение личности как совокупности общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Социологический подход выделяет в личности социально типическое. Основная проблематика социологической теории личности – формирование личности и развитие ее потребностей, закономерности взаимосвязи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности и др.

И для того чтобы ответить на вопрос, что же такое личность, нужно провести разграничение таких понятий как «человек», «индивид», «личность».

«Человек» – это лишь отличие биологического вида. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens).

«Индивид» - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности. Индивидуальность – это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

«Личность» -это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Только появившийся на свет ребенок – человек, но еще не личность, хотя в нем уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность.

Специфика биологических и психологических признаков определяется во многом тем, какие именно социальные «свойства» приобретает тот или иной индивид. Таким образом, понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает социально значимые черты данного общества, той или иной социальной группы, общности. Поэтому преступник – это тоже личность (асоциальная личность), в чем студенты иногда сомневаются. А вот что касается душевно больного, то это может быть тот случай, когда наступает распад личности (в одном человеке и Наполеон, и Иван Иванович).

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

- изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и социальных институтов;

- изучение личности как объекта социальных отношений (воздействия общества на личность, в том числе в процессе ее формирования, социализации и т.п., т. е. воздействия как через общие социальные условия макросферы, так и через специфические социальные условия, представленные микросферой);

- рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе выделяя социальную деятельность и активность личности. Личность действует на основе социально обусловленных интересов; развитое самосознание позволяет выйти за рамки жестких ролевых предписаний. Личность как субъект социальных отношений характеризуется определенной автономностью, независимостью от общества.

Соотношение в личности социального и биологического – предмет многолетних дискуссий в социологической и философской литературе. Еще Спенсер в свое время, настаивая на примате биологического, писал об иллюзорности надежд на то, что недостатки человечества могут быть исправлены хорошими учреждениями. «Каков бы ни был социальный строй, несовершенная природа граждан будет проявляться в их дурных действиях. Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превратить олово инстинктов в золото поступков, не существует».

А между тем хорошо известны факты, когда дети, попавшие в раннем возрасте в логово зверя, при возвращении в человеческое общество так и не смогли приспособиться к нормальной человеческой жизни (овладеть речью, прямо ходить, есть с помощью ложки и т. д.). Следовательно, без социального окружения и обучения из человеческого существа личность не вырастет. Но, с другой стороны, вне всякого сомнения, вырастить Толстого или Чайковского невозможно ни при какой системе воспитания, если природа не заложила в личности этот «божий дар».

Строение и свойства человеческой природы еще до конца не выяснены, но можно сделать несколько очевидных предположений: прежде всего, человек есть живое природное существо, во-вторых, человек – социальное существо, в-третьих, он – существо духовное.

Таким образом, большинство ученых сходится на том, что личность является интегративной целостностью биогенных, психогенных и социальных элементов. В случае возникновения противоречий между этими «тремя братьями» наступает дезинтеграция личности. Например, когда культурный идеал, общепринятые нормы требуют подавления сильных биологических побуждений. Это может привести к психологическому срыву, заболеванию нервной системы. К числу социальных причин можно отнести: участие в нескольких социальных группах, навязывающих индивиду противоречивые системы ценностей и образцы поведения. Например, противоречия между системой ценностей в семье и молодежной группой, между влюбленными и семьей и др.

Может возникнуть противоречие между био- и психологическими элементами и требованиями социальных ролей. Например, когда робкий и несмелый человек вынужден брать на себя роль, требующую большой ответственности, инициативы и смелых решений, тогда невозможность приспособиться к роли кончается дезинтеграцией личности, нервным срывом.

В структуре личности могут возникнуть и противоречивые коллизии. Амбивалентность (от лат. ambo - оба и valentia – сила) – противоречивый, двойственный. За этим термином скрывается сосуществование в глубинной структуре личности противоположных взаимоисключающих эмоциональных установок, например, любви и ненависти по отношению к какому-либо объекту или человеку. Причем одна из этих эмоциональных установок оказывается вытесненной в область подсознательного и оказывает действие, которое даже не осознается личностью.

В медицинской практике этой проблемой занимался З. Фрейд. А в художественной литературе подобное состояние описано и блестяще проанализировано Ф.М. Достоевским. Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р. Мертона, который истолковывал этот феномен с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей (см. подробнее тему «Социальная структура общества»). А, по мнению Дж. Мида, один и тот же субъект в реальной жизни выполняет множество ролей, которые порой противоречат друг другу. К примеру, отличный работник и плохой семьянин.

В наше время амбивалентность можно отметить у многих людей в области социально-политических ценностей и ориентаций. В структуре личности одновременно присутствуют по сути взаимоисключающие друг друга старые ценности и новые, связанные с рыночными отношениями.

 

6.2. Социологические концепции личности

В социологии существует несколько концепций личности, к ним можно отнести: теорию зеркального «Я», ролевую теорию, отдельные формы бихевиоризма в социологии, теорию референтной группы, установки и др.

Концепция зеркального «Я» является одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Стержень личности, ее самосознание не что иное, как результат социального взаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, мнением которых он озабочен.

Автор теории «зеркального Я», или как еще ее называют «Теории общественного зеркала» Ч. Кули считал главным признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнения о себе. Не существует чувство «Я» без соответствующего ему чувства «Мы» и «Они». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Согласно теории «зеркального Я», отражение «Я» складывается из трех элементов.

1. Определение того, как нас видят другие, представление о том, каким я кажусь другому человеку.

2. Представление о том, как они оценивают наш внешний вид, понимаемый весьма широко, охватывая наше поведение и деятельность, т.е. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ».

3. Реакция на эти представляемые оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости, или унижения. Все это складывается в «чувство личной определенности» человека – «зеркальное «Я».

Следует учесть, что отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным «Я». Субъективное «Я» - это обычно комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружения. Толстой сравнивал человека с дробью, где числитель – это мнение о себе, а знаменатель – оценка окружающих. Недаром существует пословица «В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видим».

Ролевая теория личности. Ролевую теорию личности активно разрабатывали Дж.. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Ролевая теория личности описывает ее поведение с помощью двух основных понятий: социальный статус и социальная роль. Совокупность выполняемых ролей составляет ролевой набор (см. подробнее тему «Социальная структура личности»). Таким образом, личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет индивид в обществе.

Социальная роль – это точка, где соприкасаются общество и личность, социальные роли превращаются в индивидуальное поведение, а индивидуальные качества испытываются на соответствие их требованием норм. Заняв определенную позицию в обществе или в системе межличностных связей, человек должен изменяться, порой до радикальной трансформации личности. Наиболее известный пример такой трансформации – это история уличной цветочницы Элизы Дулитл в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». В результате усвоения ею внешнего для нее рисунка роли знатной дамы она настолько изменилась как личность, что возвращение к прежней социальной роли стало невозможным. (В действительности такие превращения едва ли возможны или очень редки).

Приняв новую социальную позицию, человек вынужден приспосабливаться к требованиям роли, иначе ему придется либо оставить эту роль, либо испытать значительные санкции и укоры собственной добросовестности. Так, заведя собаку, ее хозяин, который всю жизнь считал себя «совой», открывает в себе способность рано вставать, чтобы успеть до работы выгулять своего любимца.

Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние человека»), наиболее полно и последовательно была выражена в бихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.

В теории социальной установки личность рассматривается как результат тех подчас неосознанных установок, которые общество формирует самим фактом постоянного повседневного воздействия, «давления» на индивид. Накапливая разносторонние установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций, З.Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом, ибо биогенные побуждения противоречат культурным нормам.

В структуре личности Фрейд выделял три главных психологических компонента: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго (сверх «Я»).

Ид – это источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия (сексуального, удовлетворения потребности в пище и др.). Ид или «Оно» представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей.

Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что в каждом человеке как бы существует такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа, и прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с этим бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Эго («Я») – своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. К примеру, если Ид сигнализирует о голоде, то Эго блокирует попытки употребить в пищу запасную пищу или ядовитые грибы. Сферой сознания, т.е. Эго («Я»), управляет принцип реальности. Если в начале своего жизненного пути, только появившись на свет, человек требует немедленного удовлетворения своих биологических потребностей, то постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения.

Суперэго (сверх – «Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственные оценочные функции. Это пересаженные в голову человека социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т. д. Если Эго – это внешние табу, то Суперэго – это те нормы, которые уже усвоены личностью и стали внутренними детерминантами ее поведения.

По Фрейду, cуперэго (сверх – «Я») - это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Можно сказать, что центр Суперэго составляет совесть со всеми требованиями, предъявленными человеком самому себе, с помощью которых человек наблюдает и анализирует свое поведение.

Концепция личности Э. Фромма. Оригинальная, носящая ярко выраженный диалектический характер, концепция личности разработана Э. Фроммом. Эта диалектика органично вплетена в ткань его рассуждений о человеке XX века, жизнь которого полна противоречий. Биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, подавление и свобода, пассивность и активность – вот те дихотомические пары, в которых воплощается изначальное противоречие «иметь» или «быть». С категориями «иметь» или «быть» Фромм связывал две различные ценностные структуры, преобладание которых в индивиде определяет тип личности, а также все его мысли, чувства и поступки.

Отвечая на этот, по сути, гамлетовский вопрос, обладать или быть (в смысле самореализации по своим задаткам и дарованиям), Фромм утверждает, что без нового человека невозможно и новое общество. Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства, умеющего чувствовать свое единство со всем живым на Земле.