Сущность девиантного поведения

Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии.

Отклоняющееся или девиантное поведение (лат. deviato - поступок) – это деятельность человека, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам поведения.

Исходным для понимания отклонений служит понятие нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого, дозволенного или обязательного поведения, деятельность людей, социальных групп, социальных организаций. Поскольку жизнь многогранна, в каждой сфере и области существуют свои нормы – экономические, социальные, религиозные, политические, духовные, национальные и т.д. В то же время существуют нормы, общие для всех людей, независимо от национальной, социальной или религиозной принадлежности, нормы, без которых человеческое сообщество перестанет быть единым целым. Их называют общечеловеческими нормами или ценностями.

Авторами социальных норм всегда являются общности, коллективы, их выработка происходит как стихийно, сама собой, так и осознанно, организованно и целенаправленно. Обычаи социумов, как правило, складываются постепенно, в результате коллективного опыта данного социума. На определенном этапе развития общества процесс выработки социальных норм становится функцией специальных институтов, наделенных соответствующими полномочиями (совет старейшин, собрание граждан, собор, парламент).

Социальные нормы выражаются и закрепляются в разных формах: устно и письменно, ясно и в виде притч, пословиц и поговорок.

По существу каждая пословица, поговорка, притча или басня – это красочное иносказательное выражение той или иной социальной нормы или намек на нее: без труда не выловишь и рыбку из пруда, на чужой кусок рот не разевай, не плюй в колодец, пригодится воды напиться и т.д.

У каждого народа множество подобных «рецептов». Кстати, и в политической жизни прежде чем сформировать норму, ссылаются на жизненные ситуации или прецеденты. Норма в этом случае призвана не допускать возникновения нежелательной, ущербной для общества или части его граждан ситуации либо быстро разрешать ситуацию в случае ее возникновения.

Соблюдая требования, зафиксированные в социальных нормах, как отдельные индивиды, так и целые группы людей обретают возможность «жить в обществе». Хорошо известно, какие трудности возникают перед эмигрантами в первые годы жизни на новом месте в силу незнания обычаев и традиций, норм общежития.

Амплитуда таких отклонений чрезвычайно велика: от незначительных отступлений от норм морали и этикета до серьезных нарушений норм уголовного права, которое уже именуется преступлением. Такое поведение еще называют криминальным.

Девиации различают позитивныеи негативные. Позитивные девиации – это средство прогрессивного развития. Можно сказать, что поведение Сократа в эпоху афинского полиса было девиантным.

Формой позитивного отклонения является и героизм (герой-воин, герой-первооткрыватель, герой-рыцарь, сакральный герой – «святой»). Вообще без творчества, без человеческого гения ни о каком социальном процессе говорить не приходится.

Негативные девиации дисфункциональны, разрушительны, они дезорганизуют общество. К такому поведению социологи относят преступления, пьянство, наркоманию, проституцию и др.

В оценке девиантного поведения следует различать два подхода – относительный и абсолютный. Абсолютный подход связан с незыблемыми ценностями общечеловеческого характера. Относительный подход исходит из принципа: то, что для одного человека или группы – отклонение, для других может быть нормой, привычкой. Эти различия в подходах могут быть связаны и с различными конкретно-историческими условиями. Например, вызов, брошенный Жанной д’Арк католической церкви, мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как величайший подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений. Известный врач-психолог Ч. Ламброзо считал татуировку проявлением атавизма, признаком нравственной ущербности и неполноценности людей. Тард видел в татуировке моду, современные социологи – уже не просто моду, а ее «охрипший крик».

Критерии девиантности также неоднозначны. И в связи с этим встает вопрос о формах социального контроля. Сам термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий.

Общество стоит на страже выработанных им норм, поощряет следование им и осуждает несоблюдение с помощью санкций (поощрения или порицания).

Санкции бывают формальными (принуждение к соблюдению норм, осуществляемое специальными институтами – милиция, суд, тюрьма и т.д.) и неформальными (общественное мнение). Правда, в таком случаем границы размыты и потому санкции могут и не применяться. Например, нарушение ритуала дипломатической беседы или бракосочетания взывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение, но оно не влечет за собой жесткое наказание.

Санкции могут быть позитивными и негативными. В каждой сфере жизни они принимают определенные формы. Так в официальной жизни наше отношение к социальным нормам может поощряться (воздаяние почестей, наград, премий, благодарностей и т.д.) или осуждаться (порицание, осуждение, бесчестье).

Санкции выполняют функцию «охраны» социальных норм, они призваны формировать у людей уважительное отношение к системе ценностей своего общества. Несоблюдение социальных норм вопреки санкциям – тревожный симптом: либо норма устарела (или является чуждой для данного социума), либо сам социум находится в состоянии распада и исчезновения. В первом случае необходимо срочно привести норму в соответствие с новыми условиями и требованиями, во втором – принять действенные меры по оздоровлению и стабилизации общества.

Формальный социальный контроль осуществляется государством путем законодательного определения запрещаемых действий и применения санкций за их нарушение. Формальный контроль осуществляется также и в таких социальных структурах (фирма, вуз, организация), где соблюдение принятых норм обеспечивается подзаконным нормативным актом (уставом, правилами, инструкциями и т.д.) и соответствующими санкциями (награды, премии, взыскания, выговоры и т.д.).

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации. Особо следует сказать о семье, которая выполняет функцию первичного социального контроля. У многих народов защита чести и достоинства членов семьи представляла собой обязанность каждого мужчины. У кавказских народов отступление от этой нормы даже строго каралось. Да и итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи. И лишь позднее ее функции изменились.

При всем разнообразии средств социальный контроль, осуществляемый в демократическом обществе с помощью санкций, должен базироваться на следующих принципах.

· Он должен стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредное, тем более опасные поступки.

· Санкции, которые применяются к девиантам, должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывать пути к социальной реабилитации.

· Какие бы санкции не применялись, они не должны унижать достоинство личности, должны соединять принуждение с убеждением, воспитывать позитивное отношение к закону, к нравственным нормам в обществе.

Социологи провели анализ современных обществ и выделили два полюса. На одном разместили условно группы лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение (террористы, преступники, бродяги и др.). На другом поместили тех, чье поведение связано с максимальным одобрением (национальные герои, мессионеры, выдающиеся артисты, художники и др.). Оказалось, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из двух групп приходится примерно 10-12% от общей численности населения. А более 70% - это «твердые середняки».

Учеными зафиксированы некоторые взаимосвязи и корреляции между девиантностью и социально-экономическими показателями. Так, отмечается снижение уровня самоубийств во время войны, в период экономических кризисов растет корыстная преступность, экономический бум сопровождается взрывом насильственной преступности, но снижением самоубийств.

Ныне динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни нашей страны неизбежно приводит к увеличению девиаций. Причем наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость и др.) усиливаются девиации негативные – насильственные и корыстные преступления, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая преступность, суицид, аморальность и др. Растет социальная незащищенность граждан, детская беспризорность. Неблагополучная семья «выталкивает» на улицу, в подвалы, на чердаки все новых маленьких «изгоев общества». Увеличение платных культурных услуг усугубляет отчуждение разных социальных групп от настоящей культуры.

В настоящее время в тюрьмах Украины содержится больше заключенных, чем в США. Произошло омоложение контингента наркоманов, все больше вовлекается подростков и даже детей, резко меняется по сравнению с предыдущими годами структура наркотических средств (переход к так называемым «тяжелым» наркотикам), масштабы и формы их распространения. Наркотизация приняла форму «бизнеса».

Алкоголизм и наркоманию можно рассматривать как стремление уйти от реальных проблем жизни. В результате: загубленные жизни, распавшиеся семьи, а в целом и вырождение нации. По данным социологических исследований под влиянием алкоголя совершается свыше 2/3 тяжких преступлений против личности, 9/10 хулиганских проявлений, 3/4 грабежей и разбоев. В среднем от трех до восьми процентов алкоголиков кончают жизнь самоубийством. Согласно статистики у 80% несовершеннолетних преступников пьяницами были один или оба родителя.

Особо опасен женский алкоголизм, темпы которого в последние годы в два раза превышает мужской. Усиление алкоголизма ведет к тому, что возрастает число лиц с выраженными признаками физической, нравственной и социальной деградации. Прав был Сенека, который считал пристрастие к спиртному сумасшествием. Отношение мировых религий к потреблению спиртного неоднозначно. Коран исходит из того, что человек – разумное существо и всегда должен поступать осознанно, быть в ясном уме, а потому все, что приводит к помутнению разума, ему строго запрещено. В отличие от ислама христианство относится к алкоголю снисходительно. В светском обществе отношение противоречиво: одни поют Бахасу гимны, другие призывают к сдержанности и даже сухому закону. Споры эти продолжаются тысячи лет и, видимо, каждому решать самому в зависимости от уровня его культуры. Социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.