Суицид и некрофилия

Некоторые относят к отклоняющемуся поведению и самоубийство, хотя на самом деле здесь речь должна идти, скорее всего, о проблеме психологического здоровья человека и об усилении заботы общества о своих членах.

У истоков изучения проблемы суицида стоял Э. Дюркгейм, который первый на примере Франции ХІХ в. обратил внимание на весенне-летний пик самоубийств, фиксируемый и сейчас во многих странах мира. Он же отметил и соотношение суицидальности между мужчинами и женщинами как 4:1.

По причине невысокого порога биосоциальной адаптации мужчины острее, чем женщины, реагируют на ухудшение условий жизни (в периоды массового голода мужчины умирают раньше и больше, чем женщины, природа хранит женщину для продолжения рода). Отсюда и более высокий уровень суицидальности, зафиксированный в экономически отсталых странах, переживающих длительный экономический спад. И наоборот, очень низкий уровень в стремительно развивающихся азиатских странах, где открываются для мужчин широкие возможности для самореализации, для социального продвижения. Это подтверждает и динамика суицидальности в бывшем Союзе: в 1986-1988 гг. произошло некоторое снижение самоубийств (пробуждение надежд), а в 1990-е гг. кривая суицида пошла вверх (крах надежд). В 1991 году число самоубийств и покушений на самоубийство составило по стране около

1 млн. человек. Для людей оказались невыносимыми не столько материальные трудности, сколько крах культурно-нравственных устоев, душевные страдания.

Исследуя эту проблему, Дюркгейм связывает ее со степенью интеграции общества и ее членов. Слабая интегрированность ведет к ощущению одиночества и росту числа самоубийства. Человек, загнанный в тяжелейшие условия, оставленный без всякого внимания со стороны общества и государства, дошедший до крайнего отчаяния, не видит надежд на улучшение своего положения, а соответственно и смысла продолжать катящуюся под уклон жизнь.

В Украине за последнее десятилетие число самоубийств составляет почти 15 тыс. ежегодно. Причем суицид значительно помолодел: из жизни уходят молодые и даже подростки. А как известно, от физического и психического здоровья подрастающего поколения зависит будущее нации, страны.

Социологическая трактовка явлению садизма и мазохизма дана Э. Фроммом через понятие авторитарнойличности, которая характеризуется одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением.

Авторитарный человек, по Фромму, находит смысл своего существования в том, чтобы «слить» свое «Я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, и таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Этим внешним может быть другой человек, руководитель, фатальная необходимость, рок, Бог. Цель – избавиться от невыносимого бремени свободы. Свобода, как замечал Н.А. Бердяев, экзистенционально трагична, она требует постоянного нравственного выбора, а если вместо души и сердца лишь насос для перекачки крови, то это вызывает состояние постоянного внутреннего конфликта, психологического дискомфорта.

Разновидностью авторитарной личности, по мнению Фромма, является некрофильная личность. Крайним случаем такого типа может служить Гитлер, ненавидящий по сути не только евреев, но и немцев. Еще в 1942 г. Гитлер высказывал мысль о том, что если война будет проиграна, то немецкий народ не заслуживает того, чтобы остаться в живых.

Проиграв войну, он хотел, чтобы вся Германия рухнула вместе с его амбициями. И, наверное, будь у него в руках атомная бомба, Гитлер ушел бы в мир иной не с Евой Браун, а прихватив с собой все человечество. Эта ненависть ко всему живому и есть главный признак некрофилического типа личности.

По Фрейду, в каждом человеке сосуществуют две первородные силы: тяга к живому и тяга к мертвому, к разрушению. Эрос, инстинкт жизни или инстинкт любви, несет тенденцию к интеграции, объединению, слиянию в одно целое. В то время, как Танатос, инстинкт смерти, несет тенденцию к дезинтеграции, разъединению. Фрейд считал, что в человеке присутствуют оба начала на равных. Фромм же был уверен, что преобладает первое начало: начало жизни.

По мнению ученых, некрофилия появляется, а вернее зарождается еще в раннем возрасте, в семье, если там безрадостная, жестко регламентированная атмосфера, без душевного тепла. Кто в собственной жизни не имеет радости, тот стремится отомстить другим, отсюда жажда разрушения, вандализм наших подростков. Оттого и лечить многие беды нашего общества нужно, начиная с самого раннего возраста, и прежде всего в семье.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждений

1. Что такое отклоняющееся (девиантное) поведение?

2. Что такое «социальная норма» и «социальная патология»?

3. Какую роль играют социальные нормы в обществе (культуре)?

4. Какие отклонения от нормы социологи относят к девиантному поведению?

5. Что означают понятия: положительные и отрицательные девиации?

6. Почему социологи различают абсолютные и относительные девиации?

7. Как понималась девиантность в различные исторические эпохи?

8. Почему растет преступность во всем мире?

9. Что означает «кризис наказания»? В чем он выражается?

10. В чем причины роста наркомании, алкоголизации в современных условиях Украины?

11. Грозит ли рост преступности, наркомании, алкоголизации деградации украинского общества?

12. Почему проституция выходит на первые места в иерархии общественных ценностей в глазах значительной части молодежи?

13. Существует ли угроза вырождения украинской нации?

14. Какова взаимосвязь между девиантностью и социально-экономическими условиями жизни?

15. Каковы причины девиантного поведения?

16. Можно ли выделить «ген преступности»?

17. Какие социологические концепции причин социальных девиаций Вам известны?

18. В чем особенности подхода Р.Мертона и Э.Дюркгейма к пониманию причин социальных девиаций?

19. Что означает понятие аномии? Кем оно разработано?

20. Насколько понятие аномии позволяет объяснить многие проявления девиантности в Украине?

21. Каковы причины суицида (самоубийства)?

22. Какова взаимосвязь между политической и экономической нестабильностью общества и ростом суицида?

23. Почему растет кривая суицида в Украине?

24. Какова профилактика суицида, можно ли сократить число самоубийств в обществе?

25. В чем опасность для общества детской беспризорности?

26. Чем объяснить рост детской беспризорности в Украине?

27. Какие меры предпринимаются в нашей стране для ликвидации детской беспризорности?

28. В чем суть социологической трактовки садизма и мазохизма?

29. Что такое некрофильная личность и в чем смысл социологического подхода к этому явлению?

30. В чем смысл социологической концепции авторитарной личности, разработанной Э. Фроммом?