Структура культуры

В социологии выделяют следующие элементыкультуры:

1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Наряду с лингвистическим языком (устная коммуникация, письменная речь), в язык культуры социологи включают в другие знаковые единицы: жесты, графика, язык эмоций и чувств, язык телодвижений и др.

2.Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Это могут быть представления о добре и зле, о чести и счастье, о смысле жизни.

А если точнее, так, например, витальными ценностями могут выступать такие состояния человека и качества существования как жизнь, здоровье, сила, удобства быта, уровень потребления и т.п. Политические ценности могут быть представлены в той или иной культуре образом свободы слова, конституцией, ориентаций на гражданский мир и т.п. Ценности религиозной практики отождествляются с Богом (или Аллахом, Брахмой), с божественным законом, верой, священным писанием, спасением, просветлением, святостью и др.

Статус духовных ценностей или общезначимых символов культуры присваивается многим материальным ценностям. Например, духовно-символическое значение приобретают для народа картины родной природы, историко-природные комплексы. В современной американской культуре в этом качестве фигурирует река Миссисипи, прерии Дикого Запада, в китайской культуре – Великая Китайская стена. В России таким символическим значением наделяется пейзаж среднерусской равнины, река Волга, Московский Кремль. В Украине – это Днепр, древний Киев.

Некоторые социологи в качестве самостоятельных единиц выделяют культурные знаки и символы. Знак либо является общепринятым аналогам другого объекта (например, изображение голубя), либо заключает в себе некоторые сведения об окружающей действительности, требуя определенных действий человека. Так, дорожный знак, запрещающий движение автотранспорта (в просторечии «кирпич»), предписывает водителям искать другой путь. По существу вся социальная сфера представляет собой сплошную цепь знаковых систем.

Культурный знак становится символом, если его содержание «отрывается» от замещающего предмета, наполняясь новым значением. Известно, что изображение голубя с пальмовой ветвью символизирует мир и что такой образ мира включен в широкий спектр культурных тестов, начиная от политического плаката и кончая лирическим стихотворением.

Множество общепризнанных символов порождает политическая, религиозная, художественная практика.

В общественной практике каждой страны огромным интергративным значением наделяется государственная политическая символика герба, флага, гимна.

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностных ориентаций, установок личности.

3. Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи предписывают конкретное поведение людей в социально значимых обстоятельствах, например, регламентируют поведение детей, молодежи по отношению к старикам и пожилым людям.

Так, например, в китайской культуре более двух тысяч лет согласно конфуцианской этике действуют принципы:

- отец должен относиться к сыну доброжелательно, а сыновья к отцу – с сыновней почтительностью;

- брат должен относиться к младшему брату с добротой, а младший брат к старшему – с уважением;

- муж должен относиться к жене справедливо, а жена к мужу – услужливо;

- правитель должен относиться к подданным благожелательно, а подданные к правителю с верностью.

Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Ритуально – обрядовое поведение отмечено немалой степенью формализации и наделяется огромным символическим значением. Порой оно, по-видимому, утрачивает целесообразный характер, но и в этом случае такое поведение служит цели упрочения социальных связей, сохранению культурной преемственности. Так, в английском парламенте давно могли бы отказаться от ритуального символа – кожаного мешка с шерстью, предназначенного для председательствующего, и перейти к обычному креслу. Но этот мешок символизирует прочность парламентской традиции, чему в английской культуре придается немалое значение.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

С точки зрения содержательной стороны культуры, то она, хотя и условно, делится на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (предметы труда, средства транспорта, жилье, предметы потребления, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта, украшения), которые составляют материализацию человеческих идей.

В процессе своей общественной практики люди производят не только материальные условия и средства своей жизни, но также и сознание. Например, колесо – не просто вид техники, но и способ формирования структурированного сознания. Производство общественного сознания в его различных формах (религиозное, художественное, нравственное, правовое, научное, политическое, экономическое) или, другими словами, духовное производство образуют сферу развития духовной культуры.

Духовная культура – это система, включающая все виды, формы и уровни общественного сознания, образования и воспитания, а также учреждения культуры. Сюда относятся все виды познания, все виды и формы литературы, искусства, философии, религии, науки, морали. Духовная культура характеризуется не только «продуктом» духовной деятельности, но и теми нормами, которые придают общению и социальным отношениям цивилизованную форму. Поэтому духовная культура – это законы и нормы, знания и идеи, правила и модели поведения, ценности, образцы поведения, символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык и др.

Разделение на материальную и духовную культуру весьма условно, так как они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Например, книга – это объект материальной культуры, а идеи, которые в ней материализованы – часть духовной культуры; галстук – явление материальной культуры, а ритуал ношения галстука – элемент духовной культуры.