Социальные последствия науки

Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же, как таковой относят к VI веку до нашей эры, когда в Древней Греции появились первые теоретические системы, сложилась благоприятная духовная атмосфера для возникновения науки.

Хотя развитие науки продолжалось и в Средние века, но в эпоху Возрождения с развитием торговли и мореплавания ее развитие значительно ускорилось. В XVII – XIII вв. происходит переворот в науке. Организуются первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX – XX вв. создаются крупные научные лаборатории и институты с мощной технической базой.

В XX в. наука вступает в полосу научно-технической революции, коренным образом изменившей и облик самой науки, и общественную жизнь. Производство превращается из простого процесса труда в научный процесс. Человек выходит из непосредственного процесса производства и становится рядом с ним как творческий субъект.

Научно-техническая революция, начавшись с открытия электрона, радия, теории относительности и квантовой теории, к концу XX в. на первый план выдвинула микроэлектронику, приборостроение, бионизацию технических процессов, ядерную электронику, генную инженерию и др.

Развитие научного знания порождает целый ряд социальных последствий. В числе важнейших социологи называют следующие:

1. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства преобразуется в своеобразную интегрирующую схему: наука – техника – производство.

2. Возникает новое общественное разделение труда, связанное с превращением науки в ведущую сферу общественного развития. Это ведет к тому, что, с одной стороны, человек освобождается от тяжелого механического труда. С другой стороны, это ведет к росту безработицы, происходит обнищание масс.

3. Качественно преобразуются все элементы производительных сил: предметы труда, орудия производства, сам работник. Но стремительный темп научно-технических изменений порождает сложную социальную проблему: увеличивает разрыв между приобретенной квалификацией и новыми требованиями производства.

4. Изменения характера и содержания труда приводит к увеличению в нем роли творческих элементов, росту уровня общего, специального и высшего образования, общей культуры человека, увеличению свободного времени.

5. Научно-техническая революция открывает новые возможности и повышает социально-политическую значимость информационной деятельности, стимулирует рост и развитие средств массовой коммуникации. Однако эти достижения можно использовать и во вред человеку – для создания системы тотального контроля за жизнедеятельностью индивида, массового манипулирования его сознанием. НТР порождает резкую интернационализацию научного производства и общественной жизни. Идет процесс глобализации всех сфер жизни общества.

Переход к информационному обществу сопровождается ростом в развитых странах так называемого «четвертичного» сектора экономики – образование, наука, культура, производство информации, оказание интеллектуальных услуг и сокращение доли людей, занятых в материальном производстве.

Никогда ранее человечество не переживало столь ответственный и важный для его будущего период как на рубеже третьего тысячелетия. Начало нового тысячелетия характеризуется небывалым взлетом человеческого гения, проникновением науки в макро - и микрокосмос, в глубинные основы жизни природы и человека.

Вопросы о том, есть ли наука силой, служащей интересам и нуждам человека, независимо от социальных условий его бытия, или это демон, вырвавшийся из-под контроля человека и способный его погубить, стали предметом всеобщего обсуждения, повысили внимание к «этосу науки».

В конце XX в четвертая часть всех ученых мира работала над совершенствованием военной техники, значительная часть средств, выделенных на научные исследования и разработки, направлялась на совершенствование оружия.

Нашим потомкам, наверное, трудно будет понять, как могло человечество лучшие умы и «золотые руки» использовать для изобретения все более массовых и изощренных средств уничтожения людей.

В наше время многие авторы приходят к выводу, что при всей ценности науки, при всей необходимости ее для развития цивилизации, наука, увы, связана с человеческим умом, но не с человеческой мудростью. Наука способна вселить в людей уверенность в том, что они в состоянии творить чудеса, но не указывает ни на то, какие чудеса следует творить, ни на то, чем это может обернуться для человека и человечества.

На рынке появляются лекарственные препараты, воздействующие на психику человека, а генетически модифицированные продукты и даже клонированные организмы уже не вызывают удивления.

Угроза существующему социальному порядку, порождаемому неконтролируемым развитием биотехнологий и генной инженерии, становится вполне реальной. Возражение по этому поводу идут из разных источников и опираются на различные основания: религиозные убеждения, утилитарные соображения, философские подходы и др.

Логично встает вопрос о контроле над биотехнологическими исследованиями. Здесь сложились две противоположные позиции:

- сторонники одной из них настаивают на недопустимости любого ограничения в развитии новых технологий;

- их оппоненты требуют жесткого законодательного запрещения некоторых направлений биотехнологических исследований.

Но, к сожалению, эффективный контроль над развитием биотехнологий вряд ли возможен (в отличие от изготовления ядерного оружия они могут развиваться отельными исследователями в частных лабораториях).

Еще Августин в свое время заметил, что наука без любви ни на что не нужна. В Китае изобрели порох, который послужил мирным целям, а в Европе это привело к уничтожению миллионов. В наше время значение этической позиции ученого, его морально - нравственных ориентаций и установок многократно возрастает.

В середине XX века Р. Мертон, считая, что предмет социологии науки как социального института составляет специфическая система ценностей и норм, первостепенное внимание обратил именно на эти факторы. К примеру, интересы «чистой» науки в области генной инженерии толкают ученого к дальнейшему экспериментированию. Но в то же время возникает вопрос, а имеет ли он на это моральное право и что может принести человечеству подобное исследование.

Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности – вот, наверное, истинная гуманистическая ориентация, которая должна вдохновлять ученых всего мира.