Проблемы современной семьи

Семья – это социальный институт, который многие столетия почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические, культурные изменения общества, которые проходили в XX в., существенно отразились и на состоянии семьи.

Равенство между мужчиной и женщиной во всех сферах жизни, научно-техническая революция, процесс урбанизации, рост социальной мобильности населения, все другие изменения, происходившие в жизни народов, нашли глубокое отражение в развитии семьи и брачных отношений, породили определенные противоречия.

Статистически это фиксируется увеличением количества разводов, ростом числа неполных семей, падением рождаемости, возрастанием доли одиноких людей брачного возраста.

Увеличение числа разводов – явление повсеместное, характерное для всех индустриально развитых стран. Так, для Европы характерен ныне новый тур сокращения численности зарегистрированных браков и рост числа свободных союзов, увеличение разводов и внебрачной рождаемости. В Швеции и Исландии более половины детей рождаются вне брака. Число разводов в некоторых странах достигает 30 и более процентов. В США распадается каждый второй брак и каждый четвертый ребенок рожден вне брака.

Если вычертить кривую разводов в нашей стране, то увидим, что самый высокий пик приходится на первые два – три года семейной жизни. Это связано с неподготовленностью молодых людей к браку (завышенные притязания, главным образом, в сексуальной сфере, отсутствие духовной близости и моральной ответственности). Затем кривая «взлетает» в районе

9 – 10 лет семейной жизни, когда, видимо, оформляют де-юре то, что все равно существует де-факто. И последний небольшой всплеск разводов приходится на предпенсионный возраст. (Как говорят: седина в голову – бес в ребро).

Свобода разводов – это, с одной стороны, одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях. Но, с другой стороны, это создает и сложные социально – психологические проблемы как для взрослых, так и особенно для детей, ибо, как показывает статистика, рост девиантного поведения часто связан с распадом семьи.

Причины разводов – это множество самых различных факторов, которые тесно переплетаются.

Эти факторы можно сгруппировать в 3 блока.

· Социально-бытовые (жизненные условия, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание), противоречия между профессиональной работой и семейными обязанностями женщины. Такое фактическое неравенство, когда женщине приходится по сути «нести два чемодана», уменьшает возможности ее профессионального роста и культурного развития. Женщины значительно реже оказываются на руководящей должности, в органах власти, их меньше в политике и т.д.

· Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке причин главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин-инициаторов развода эти причины чаще всего оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это, прежде всего, неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к профессиональным успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и прочее. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь – так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

· Внешние факторы (измена, появление нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих социологов, весьма распространенными последствиями разводов являются снижения трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами.

Наиболее уязвимой семья оказывается в первые годы своего существования из-за слабости системы подготовки молодежи к браку и психологической помощи молодой семье.

Усиление экономической самостоятельности женщин повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имуществ, и соответственно связанные с браком ожидания ориентированы на счастливое супружество. С одной стороны, это увеличивает «удельный вес» шансов на психологическую гармонию, а с другой – на психологические конфликты в семейно-брачных отношениях. И чем утонченнее становится человек как личность, чем восприимчивее будут его чувства, чем тоньше будет его душевная организация, тем большую опасность будут представлять эти психологические конфликты для прочности и ценности семьи. (Расхожая житейская мудрость гласит, что дуракам легче найти свое счастье, горе от ума).

По мере численности разводов вероятность, что они могут быть компенсированы повторными браками, становится все меньшей. Особенно низок показатель повторных браков для женщин с детьми: лишь 10 – 15% из них вновь выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей, что не может не отразиться на процессе социализации подрастающего поколения. Растет число незарегистрированных браков, среди молодых семей они составляют более 11%. При опросах молодые люди отвечают, что они не закрепляют брак юридически потому, что нет средств на содержание семьи, не готовы к ответственности, которая возлагается с таким закреплением. Это порождает в свою очередь и рост внебрачной рождаемости, когда детей часто оставляют в роддоме.

В основе многих осложнений в наше время лежит трудный процесс перехода от старых форм и традиций семейной жизни, создаваемой веками, к новой семье цивилизованного общества. В свое время П. Сорокин, исследуя проблемы семьи в работе «Кризис современной семьи», сделал вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение к ее традиционным формам, но наполненным новым содержанием – умеренным консерватизмом, с помощью моральной реконструкции человечества. «Семья, - считал П. Сорокин, - это малая церковь».