Объект и предмет социологии молодежи

В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим только основные рамки данной темы и дадим краткую характеристику молодежной субкультуры.

Социология молодежи – это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявления, исследует молодежь как социально-демографическую общность.

Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Предметом социологии молодежи является изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных сферах; изучения жизненных планов и определенных оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях, определение морально-психологической готовности к труду и безработице и т.д. Суммируя, можно сказать, что предметом социологии молодежи являются проблемы выбора профессии, образования, профессиональной мобильности, общения и т.д.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии.

Так, демография выявляет тенденции количественных изменений молодежи в структуре населения, уровень рождаемости, симметричность соотношения молодых мужчин и женщин и т.д.

Психология исследует возрастные особенности сознания и поведения молодежи, возрастные изменения в структуре личности, процесс акселерации, динамику интеллектуального и эмоционального развития и т.д.

Социальная психология раскрывает специфические контакты и механизмы общения групп и изменения социальных ролей.

Педагогика определяет возможности и способности воспитания и обучения молодого человека, усвоение им необходимой информации и т.д.

Отличительная черта социологического подхода – изучение молодежи через призму общественных отношений.

Молодежные аспекты изучаются социологией труда, социологией образования, социологией семьи, социологией воспитания, социологией девиантного поведения. Эти области социологического знания исследуют молодежь в отдельных сферах ее жизнедеятельности. Их данные помогают составить более полную картину жизнедеятельности молодежи, молодежных проблем, процессов и явлений.

Современная молодежь в Украине проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, бездуховность и криминальность.

Что касается возрастных границ, то они то расширяются, то сужаются не только в зависимости от позиции различных авторов, но и от исторической эпохи. Так, например, в период Киевской Руси к молодежи относили всех людей, перешагнувших 10-летний возраст. 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определенные государственные посты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины». История приводит множество и других свидетельств непостоянства и изменения возрастных границ относительно молодежи, детства, юности.

В начале ХХ в. в России этот возраст определялся от 10-12лет до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет. При этом допускаются индивидуальные вариации в ту или иную сторону. (Некоторые авторы предлагают нижнюю границу определить в 14-16 лет, а верхнюю – до 40 лет).

А вообще в настоящее время по вопросу возрастных границ можно выделить 3 основных подхода:

· Демографический. В этом случае хронология границ: от 18 до 30 лет;

· Статистический, в соответствии с которым возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет;

· Социологический. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет.

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов ХХ века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после почти двух десятилетий реформ перед социологами стоит задача изучения наиболее болезненных точек молодежного поведения, таких, как безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация и др.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» было дано в 60-е годы ХХ ст. основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем В.Т. Лисовским. «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».

В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

· возрастные границы молодежного возраста;

· специфика социального статуса;

· ролевые функции и особенности поведения;

· характеристики социально-демографической группы;

· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;

· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

 

13.2. «Отцы» и «дети»

Социальная жизнь общества – это социальная жизнь поколений, которая реализуется в преемственной связи между ними.

Поколение – это целостная социально-демографическая группа, которая характеризуется схожими условиями социализации и формирования жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни.

Главные отличия поколения молодежи от поколения «отцов» можно свести к следующему.

Во-первых, для поколения молодежи характерно активное стремление к широкому разностороннему и полному постижению социальной жизни.

Во-вторых, выбор жизненных приоритетов еще не завершился, что, с одной стороны, проявляется в стремлении «объять необъятное», а с другой, в разрушении всего, что, по мнению молодежи, инерционно и приводит социальную жизнь к застою (достаточно вспомнить движение «хиппи», «панки» и др.).

Следует заметить, что компоненты межпоколенческих отличий носят не системный, а глобально-исторический характер. Еще на гробнице фараона Аменофиса III около трех с половиной тысяч лет назад была сделана надпись: «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали; несут миру погибель и станут последним его пределом».

Такие стенания раздавались на протяжении истории. Но если бы все было действительно так, то мир уже давно бы рухнул. Тем не менее проблема «отцов» и «детей» всегда существовала и, наверное, будет существовать.

Основаниями для разногласий между поколениями являются:

1. Различные типы культуры. Поколение «отцов» мало заинтересовано в изменениях, так как их социальное положение, как правило, уже сформировалось, тогда как поколение молодежи чаще всего не удовлетворено прошлым и стремится сделать «бросок» в будущее, создавая «свою» культуру, стиль общения, язык и т.д. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые люди стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем.

2. Идеализация старшими поколениями своего социального опыта, что проявляется и в существенных, и в сопутствующих проблемах. Например, категорическое неприятие современной моды, вкусов, музыки, манеры поведения, цели жизни, политических убеждений, способов «траты» денег, выбора друзей и т.д. Если молодые склонны винить отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, то взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенчестве.

Обострение социальных разногласий всегда происходит в переломные эпохи, когда «старые» социальные формы жизни теряют былое оправдание, а жизнь целых поколений обессмысливается. Все более усугубляется межгенерационное отчуждение, которое включает широкий спектр неприятия – от разрушения внутрисемейных контактов (кризис взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим поколениям.