Реферат Курсовая Конспект
Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции - Лекция, раздел Социология, Предме...
|
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994. С. 21
2. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001. - 224с.
4. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.
5. Социология: Учебник для юридических вузов. - СПб. Под редакцией: Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416с
6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект 2000. - 382с. - («Gaudeamus»)
7. Маршак А.Л. Общая социология: (Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.
8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. - 432с.
2. О. Конт – основоположение социологии, его учение о трех стадиях развития общества.
Огюст Конт (1798-1857) «Дух позитивной философии».
- Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ и социолог, - остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии;
- О. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система»;
- О. Конт внес серьезный вклад в формирование парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система». О. Конт, также, доказывал, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии;
- О. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму развития общества, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии
Выделил 3 стадии развития интеллектуальной деятельности человека:
1. Теологическая (Теос-Бог)
Стадия богословия. Наиболее трудные и наименее разрешимые вопросы: «Как устроен мир?», «Поиск первоначала?». Все объясняется вмешательством сверхъестественных сил. Эта стадия продолжалась примерно до 1300 года.
2. Метафизическая (абстракстная)
Стадия философского познания. Все объясняется при помощи философских абстракций или всеобщих сущностей (Земля, огонь, вода, воздух). Стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. До 19 века.
3. Позитивная (Реальная) – научная стадия. Человечество устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
Знание реально;
Знание точное определение (точно);
Знание имеет относительный характер (изменчиво);
Опирается на факты;
Умеет выявлять закономерность;
Оказывается от исследования тех вопросов, которые не подлежать эмпирической проверке;
Знание можно применять на практике;
Источники
1.Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – (Серия «Библиотека студента»).
2.Харчева В. «Основы социологии»: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «ЛОГОС»; «Высшая школа», 1999.
3. Смелзер Н. «Социология»: пер. с английского. – М: Феникс, 1994
4.«Социология» Лаврененко Н.В., Москва, 2002г.
5.Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1989г.
6.Современная Западная социология, Москва, 1990г.
Классический тип научности социологии учения о методе Э. Дюркгейма
Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа., один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Ориентир на естественно-научное познание. Основоположник «социально реализма».
Предметом социологии являются социальные факты. Факты – любой зафиксированный научный фрагмент действительности. Важной характеристикой социального факта является способность оказывать на индивида принудительное воздействие.
Соц факты следует изучать как вещи. Вещь – всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума.
Основной тезис – соц факты должны объяснятся другими социальными фактами.
Задачи социологии – понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями.
Принципы социологии:
-Общество – часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
-Общество первично по отношению к составляющим его людям.
-Изучаемые социологией социологические факты объективные и независимы от человеческого произвола.
Источник:
Коломоец Е. Н., Латышева В. В. «Методические указания по дисциплине «социология», 2007 год
Понятие социальный институт. Их виды и функции.
Соц институт – устойчивая система социальных действий и взаимодействий, базирующаяся на установленных правилах и стандартизированных моделях поведения.
Признаки соц института
1) Специализированное выполнение функций, четкое распределение прав и обязанностей.
2) Профессионализация выполняемых функций
3) Наличие стандартизированных деиндивидуализированных требований к любому участнику взаимодействия (образование, опыт, знание, квалификация, моральные требования)
4. Наличие гарантий соблюдения институциональных требований.
5. Наличие учреждение и ресурсов
Последствия институализации
§ Качественное гарантированное удовлетворение потребностей
§ Наличие устойчивых социальных позиций существующих помимо отдельных индивидов
§ Самовозобновляемость соц отношений
§ Возникновение объективности соц жизни
Функции:
§ Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
§ Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
§ Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
§ Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций
Виды:
1) Продолжающие род (брак и семья); Распределительные (экономические); Регулирующие (религия, политические системы); Спенсер
2) Самые «важные для общества»:
1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами.
3) Формальные и неформальные.
Формальный институт — это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов. формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д (государство, армия, семья, школа). Неформальный институт — это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой (любительские объединения творческой самодеятельности)
Литература
1. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984.
№ 1.
2. Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования,
Красноярск. 1986. Власть: Очерки современной политической философии
Запада. М., 1989.
3. Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972. С. 163
-- 173.
4. Земски М. Семья и личность. М., 1986.
5. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
6. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., !971.
7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и
методики. М., 1983.
8. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки
//Социологические проблемы науки. М., 1974.
9. Троц М. Социология образования //Американская социология. М., 1972. С.
174 -- 187.
10. Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.
11. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.,
1978.
Теория доиндустриального, индустриально и постиндустриального (информационного) общества Р. Арона, У. Ростоу, Д. Белла, А. Тоффлера
Доиндустриальное общество
Эта стадия соответствует первобытнообщинной и рабовладельческой формациям у Маркса. Ее также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности – земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трех стадий, и ее история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Эти страны обеспечивают продовольствием США, Европу и другие индустриальные и постиндустриальные страны, позволяя им тем самым находиться на более высокой ступени развития.
В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.
Теория Р. Арона
Книги "18 лекций об индустриальном обществе" (1962) и "Три очерка об индустриальной эпохе" (1966).
Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной экономики: 1) предприятие полностью отделено от семьи; 2) промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 3) промышленное предприятие предполагает накопление капитала; 4) всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; 5) во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.
Следующее звено концепции Арона - выделение в рамках общего понятия "индустриальное общество" двух его типов, или различных режимов - капиталистического и социалистического.
Литература
1. Введение в политологию. Изд. Казанского Университета, 1992 г.
2. Мальцев В.А. Основы политологии /М.:ИТРК РСПП, 1998 г.
3. Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.
4. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика //Вопросы экономики, 1993 г. №12.
5. Соколинский В. Экономическая политика (Спецкурс). Лекция №5, Социальная политика. //Российский экономический журнал, 1996 г. №3.
6. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства. //Человек и труд, 1998 г. №9
Литература
1. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 1990.
2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.
3. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.
4. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко - критический очерк. - М., Наука, 1987.
5. Рофе А. И. Экономика и социология труда. -М., Мик, 1996.
6. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1995.
7. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.
Источники
1.Психология управления: курс лекций/ Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов и др. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.:Инфра-М, 1997.
2.Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 1995.
3.Кричевский Р.А. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 1998.
4.Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления.- Воронеж, 1995
5.Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М., 1999.
Бюрократия
Вначале это слово применялось только по отношению к правительственным учреждениям, но постепенно его значение расширилось и теперь применяется к любым большим организациям.
Сирил Норткот Паркинсон - чиновники неограниченно расширяют рамки своей деятельности для того, чтобы занять все имеющееся у них свободное время
Другая точка зрения - как модель тщательности, точности и эффективного администрирования. Бюрократия, говорят они, на самом деле является наиболее эффективной формой организации, которую выработало человечество, так как все задачи регулируются строгими правилами действия.
Национально-этнические отношения в современной России. Объективные тенденции их развития. Национальный вопрос в современных условиях.
В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой.
Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития.
Подобные отношения существуют на трех уровнях:
1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом);
2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства;
3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.
Рассмотрим межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отношений выступают этнические группы: 1) большие и малые ;
2) более и менее развитые с точки зрения достигнутого ими уровня развития экономики, государственности, культуры;
3) коренные и некоренные (по критерию первоначального заселения данной территории);
4)титульные и нетитульные.
Объект – все многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отношения имеют всеобщий и универсальный характер.
Обострение национально-этнических отношений приводит к возникновению национального вопроса, связанного с проблемами свободного и всестороннего развития всех народов, расширения межэтнического сотрудничества и гармоничного сочетания национальных интересов. В различных сферах общественной жизни национальный вопрос имеет свою специфику.
В политической сфере – это вопрос равноправия этнических групп и их равного (пропорционального) представительства во всех ветвях и структурах власти.
В экономической сфере – вопрос межнационального разделения труда, перспектив экономического роста, участия в государственном и мировом рынках.
В социальной сфере – вопрос статусов и привилегий, объективного и субъективно оцениваемого места каждой этнической группы в социальной иерархии общества.
В сфере культуры – вопрос сохранения иразвития самобытной национальной культуры, преодоления ассимиляционных процессов и одновременно – стремления к равноправному и полноценному вхождению в мировую культуру.
Решению национального вопроса служит национальная политика – деятельность государства, политических партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосуществования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особенностей.
Данная в определении национальная политика характерна для государств с демократическими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения национального вопроса.
Их социально-исторические типы можно представить следующим образом:
1) политика подавления и вытеснения нежелательных этнических групп (прежде всего меньшинств) (в форме геноцида или этноцида);
2) политика экономической и культурной изоляции народов с целью искусственной задержки их социально-политического развития (например, в колониальных странах в XV – начале XX в.);
3) политика воздействия на народы с целью выравнивания их социально-экономического потенциала, повышении якультурного уровня, создания равных возможностей для активного участия в жизни государства;
4)политика невмешательства в социально-экономическое и социокультурное развитие этнических групп
Межнациональный конфликт. Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.
В современном мире национально-этнические отношения далеки от идеальных. В разных регионах мира периодически вспыхивают межнациональные конфликты, связанные с крайним обострением противоречий между народами, и возникающие в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных и социальных проблем. Наибольшую остроту приобретают конфликты, связанные с религиозным противостоянием, территориальными претензиями и проблемой идентичности(сохранения самобытности этносов). Среди всех видов социальных конфликтов межэтнические конфликты наиболее глубоко укоренены в сознании людей, они с большим трудом поддаются урегулированию и могут длиться десятки и даже сотни лет.
Причины ссор
Причин для семейно ссоры может быть множество. Это претензии друг к другу по бытовым мелочам, ревность, усталость, прошлые обиды
Однообразие жизни и скука тоже довольно благодатная почва для развития конфликтов. Многие пары начинают ссориться с появлением детей. Общая сложность и неустроенность жизни не способствует миру в семье.
Литература
Основная
1. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. - М., 1999.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М, 2000.
3. Качанов Ю. Л. Начало социологии. - СПб., 2000.
4. Качанов Ю.Л. Социология социологии. - СПб., 2000.
5. Социология: Учебное пособие. - Стврополь, 2002.
Концепции Л. Козера
· обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
· социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
· социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
· постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
· любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
· разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.
– Конец работы –
Используемые теги: Предмет, социологии, Предпосылки, возникновения, структура, социологии, Функции0.099
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов