Теория А. Тоффлера

80-е книга «Третья волна»

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами.

Сначала была первая волна, которую он называет "сельскохозяйственной цивилизацией".

От Китая и Индии до Мексики, от Греции и Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации, простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Власть была жестко авторитарной Социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого.

Промышленная революция - вторая волна. К середине ХХ в. воцарилась "индустриальная цивилизация".

Создались сталелитейные и автомобильные заводы, текстильные фабрики, предприятия по переработке продуктов питания, железные дороги. Все общества второй волны начали извлекать нужную им энергию из угля, газа и нефти. Впервые цивилизация стала разрушать основной капитал природы. Возникли крупные промышленные города. Установилась система массового производства. Изменилась форма семьи, возникла специальная подготовка людей к машинному труду, появились гигантские корпорации, усилилась роль профсоюзов, государства, политических партий, развилась связь, массовая циркуляция газет, журналов, книг и т.д.

У каждой цивилизации есть свой скрытый код - система правил, или принципов, проявляющихся во всех сферах ее деятельности подобно некоему единому плану. Эти принципы таковы: стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация.

Третья волна - В 1973 г. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), прекратила поставки сырой нефти миру.

Во множестве областей возросло разнообразие типов техники, образцов товаров, видов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Разнообразнее делаются организационные формы управления. Возрастает количество публикаций.

Разнообразие расшатывает традиционные структуры индустриального века, так как они строились на массовом выпуске стандартизированной, унифицированной, единообразной продукции.

Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Экономическим костяком вновь возникающего мира становятся электроника и ЭВМ, космическое пространство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть третья волна, которая завершает аграрную и промышленную революции.

Использованная литература:

Тоффлер Э . Третья волна Издательство АСТ, Москва, 1999

П. С. Гуревич А волны истории плещут…

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество Издательство “Academia” , Москва, 1999

В. Л. Иноземцев Постиндустриальный мир Д. Белла

Иллюстрированный энциклопедический словарь Большая Российская Энциклопедия, 1998

В. Л. Иноземцев Концепция постэкономического общества www. nir. ru

А. Дугин Парадигма конца Журнал “Элементы” , elem2000. virtualave. net

Т. Воронина Перспективы образования в информационном обществе Журнал “Компьюлог” , www. compulog. ru/compulozhka

Н. А. Аитов О движущих силах развития общества Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 7

История социологии : учебное пособие Минск “Вышейшая школа” 1997

19. Социальные изменения и движения. «Эволюция, революция, реформы, социальная модернизация»

Общественные изменения разнообразны по качеству, и различны по направленности: вперед или назад, по прогрессивной или регрессивной линии (отсюда революция и контрреволюция).

По типу и качеству общественные изменения делятся на: революция, эволюция и реформа.

Революция –это крупнейший общественный поворот, переворот, переделка мира и бытия, встряхивание и обновление его. Революция охватывает и общество в целом и различные сферы общественной жизни: промышленная революция, индустриальная революция, научная революция, научно-техническая революция, нравственная и т.д.

Эволюция представляет собой преимущественно постепенные количественные изменения, “плавное накопление изменений”, повышающее уровень развития общественного организма и тем самым выражающее прогресс, прогрессивную эволюцию. Но ход эволюции может быть и обратным и вести к понижению уровня развития общества, к регрессу, к спаду.

Реформа представляет количественное или качественное нововведение, изменение к лучшему (но может быть и к худшему), прогрессивное (или регрессивное) преобразование, не меняющее в то же время основ, природы и существа данного общества. Реформа эволюционна по природе.

Различия и противоположности между революцией и эволюцией, революцией и реформой сводятся к четырем чертам:

1. По природе и сущности: революция представляет качественное, а эволюция и реформа преимущественно количественное изменение.

2. По глубине и фундаментальности: революция меняют все в основах общества и его сфер. Эволюция и реформа таких глубинных и фундаментальных изменений не осуществляют.

3. Пo быстроте: революция обычно имеет более кратковременный характер, чем эволюция, реформа.

4. По всемирно-историческому значению: революции переделывают, переворачивают, обновляют практически весь мир, отделяют одну эпоху человеческой историй от другой. Изменения эволюционные, реформистские так же важны, но не столь всемирны и эпохальны.

Особое значение в общественных изменениях и прогрессе имеют социальные революции, изменяющие тип или вид собственности, и политические революции, изменяющие тип или вид власти. Они созревают, подготавливаются материально и экономически.

Социальные преобразования, социальные скачки, социальные революции – главный деятельностный движитель истории.

Концепция модернизации. Дословно это означает осовременивание, т.е. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.

Согласно Ш.Эйзенштадту, модернизация представляет собой своеобразный “вызов”, на который каждое общество дает “ответ” в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития.

В целом любые изменения – революционные, эволюционные, реформистские, в виде модернизации и т.д., когда они улучшают общественный организм или его отдельные сферы (а не наоборот), продвигают общественные явления вперед, от старого к новому и новейшему (а не вспять, назад, в прошлое), совершенствуют и обновляют общество, –такие разнообразные общественные изменения позитивны и работают на дело прогресса.

Источники: