Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей.
Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.
Принципы материалистического учения об обществе
1) Признание закономерности общественного развития.
Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма(признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей).
К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений.
3) Принцип прогресса (утверждение о его поступательном прогрессивном развитии общества.) реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».
Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства,который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сили соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями.Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис,над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.
4) Концепция развития общества как естественноисторического процесса.Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.
5) Принцип отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов.
Источники:
1.Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – М.: Академический проект, 2001. – 2-е издание, переработанное и дополненное.
2.История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова и др. Минск, 1999.
3.Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1999.
4.Радугин А. А. Социология. М - 2000.
5.А.О.Бороноев. Журнал социологии и социальной антропологии, 1999 год, №2
6.Фролов С. С. Социология. М. – 1999
7.Социально-энциклопедический словарь. М - 1998