Реферат Курсовая Конспект
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби - Лекция, раздел Социология, Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции К Этой Теории Относятся Философско-Социологические Концепции, Которые Подчерк...
|
К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества
Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822–1855) в книге «Россия и Европа» (1868) предпренимает попытку отойти от деления истории на «древнюю», «среднюю» и «новую», вводится новая единица измерения – культурно-исторический тип.
Историю Данилевский воспринимает как существование обособленных локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Они проходят стадии возмужания, дряхления и гибели.
Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.
10 культурно-исторических типов (египетский, иранский, древнесемитский, китайский, индийский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, или аравийский, романо-германский, илиевропейский)
Цикл развития каждого типа составляет около 1500 лет.
Культурно-исторические типы находятся в обособленном состоянии и не скрещиваются между собой. Они различаются степенью развитости одного из четырех основных направлений деятельности (религиозного, политического, научно-художественного, нравственно-социально-экономического). В рамках всего человечества отсутствует единая система норм и ценностей. Отвергается взгляд на историю как на единый преемственный процесс. Если совершается взаимовлияние культур, то происходит нарушение естественного хода развития типов.
Развитие культуры следует понимать как процесс выделения духовного, человеческого начала из природной стихии
Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880–1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).
Им также отрицается идея единства человеческой истории, которая представляет собой процесс смены независимых великих культур.
Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем человечества, каждая культура возникает в результате «пульсации жизни» как «вызов-ответ», в результате чего появляются локальные замкнутые культуры.
Культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок (цивилизация).
Цивилизация приводит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки, философии на первое место выступаютвоенное дело, политика, бухгалтерия. На первом месте оказываются прикладные науки.
У каждой культуры есть своя душа. каждая культура непроникаема, между ними не существует никаких контактов, взаимовлияний.
8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую (апполоновскую), майя, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую) – современный ему тип культуры). Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры.
Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия. Заслуга Шпенглера: подверг критике идеи европоцентризма, однако, отверг взаимовлияние, единство человеческой истории.
Продолжателем линии Данилевского и Шпенглера является английский культуролог Арнольд Тойнби (1889–1975). Объектом исследования выступают общества, имеющие как в пространстве, так и во времени протяженность большую нежели национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение), рост, надлом, падение. Время существования культуры предопределить не возможно.
Рассматривает 21 развившихся цивилизаций: западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.
Понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др.
На сегодня в соответствии с подходом Тойнби параллельно существуют следующие цивилизации:
– западно-христианская
– православно-христианская
– исламская
– индусская
– дальневосточная
В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. Данилевский о России, Европе и славянском единстве. // Социс. 2003. № 5. – С.13-27
2. Антонов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социс. 1996. № 7. – С. 45-51
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Универс, 1999. – 216 с.
4. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. 2003. №7. – С. 12-36
5. Бауман З. Индивидуализированное общество // Социс. 2003. №9. – С. 39-46
6. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. 2003. №8. – С. 47-55
7. Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества // Йошкар-Ола, 2004. – С. 38 – 41.
8. Кравченко А.И. Социология. - Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М. ПЕРСЭ; Логос, 2001. – 270 с.
9. Осипов Г.Российская социология в ХХI веке // Социс.2004. № 3. – С. 23-35
10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология / Курс лекций для вузов / М., Центр, 1997.
11. Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 61-79.
12. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции. // Социс. 2003. № 9. – С. 52-59
10. Социальная структура общества: социальные общности, классы, социальные слои, группы и институты, этносы. Основные подходы к изучению общества: структурно-функциональный и марксистский (детерминистский)
Социальная структура -это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
В социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы,функции или цели, общее социальное положение и т.д.
Социальная общность - это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом.
По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности).
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей.
Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем.
Социальная организация в современном обществе - это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.
Классы - – понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;
2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы);
3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.
Социальный слой, промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко называется прослойкой), например интеллигенция, или же часть какого-то класса, обладающая в рамках его внутренней структуры некоторыми характерными особенностями, например квалифицированные и неквалифицированные рабочие
Социальные институты - устойчивая система социальных действий и взаимодействий, базирующаяся на установленных правилах и стандартизированных моделях поведения.
Признаки соц института
1) Специализированное выполнение функций, четкое распределение прав и обязанностей.
2) Профессионализация выполняемых функций
3) Наличие стандартизированных деиндивидуализированных требований к любому участнику взаимодействия (образование, опыт, знание, квалификация, моральные требования)
4. Наличие гарантий соблюдения институциональных требований.
5. Наличие учреждение и ресурсов
Этнос- это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним, т.е. самоназвание (русские, немцы).
Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.
Подходы к изучению общества
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Российская социологическая энциклопедия под общей ред Г В Осипова М С... Радугин А А Радугин К А Социология курс лекций е изд перераб и... Фролов С С Основы социологии Учебное пособие М Юристъ с...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов