Моделирование социальной реальности с помощью СМК

К концу XX в. особенно заметными стали тенденции в СМК, связанные с моделированием информации: отбор, упорядочивание, иерар-хизация сообщений (первое сообщение для Коммуникатора, а затем и в восприятии Аудитории — всегда самое важное). Красноречивый пример такого моделирования привел в 1998 г. известный теоретик

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

журналистики Я. Засурский: мир пережил трагическую смерть принцессы Дианы, приблизительно в это же время скончалась монахиня мать Тереза, личность очень известная; тем не менее, реакция на ее смерть породила гораздо меньше сообщений. СМК по-своему проран-жировали эти две жизни.

Еще один способ, по распространенности не уступающий отмеченным, — перевод события в другой семантический ряд (например, программа «Куклы»).

Следует упомянуть и о такой явной возможности моделирования экранного (газетного, эфирного) пространства, как трансформация частотности явления. Так, американские социологи — некоммерческая исследовательская мониторинговая группа Центра общественной деятельности и коммуникаций (Center for Media and Public Affairs) — в 1989 г. обнаружили, что среди 50 наиболее часто выходящих в эфир в вечерних выпусках трех ведущих американских общенациональных сетей (Эй-Би-Си, Си-Би-Эс и Эн-Би-Си) только четыре женщины. Анализируя этот факт, можно указывать, к примеру, на общую дискриминацию женщин в современном мире, а можно акцентировать внимание и на практике СМК.

«Средство — это и есть сообщение» (« The Medium is the Message») — эти слова, сказанные в 1963 г. о массовых коммуникативных процессах канадским культурологом М. Маклюэном (М. McLuhan), оказались более чем справедливыми.

Более того, среди специалистов получает все большую распространенность идея дать СМК другое название — Mediated Communication, — исходя из того, что суть коммуникации составляют сами возможности средств передачи информации '. Сопоставимое явление происходит, когда телекамера на фоне звучащей классической музыки долго показывает руки арфистки, перебирающей струны, или фиксирует мимику лица дирижера. Происходящее в реальности опосредуется дважды: сообщающим и самим средством, которое упорядочило его сообщение, иерархизировало, поместило его под определенную рубрику, под особый ярлык... Логика информационного канала заменяет собой социа чьную реальность.