Мусульманская Индия

Младшим современником Улугбека был султан Мальвы и Центральной Индии Махмуд-шах I Халджи (ум. в 1469). Отметим, что Мальва получила независимость в результате похода Тимура в Индию в 1398--99 гг. и разгрома -им Делийского султаната. Махмуд-шах первоначально был вазиром гурида Мас`уд-хана, но в 1438 г. захватил трон и вскоре получил инвеституру от каирского халифа. Махмуд-шах был известным астрономом, он написал "Всеобъемлющий зидж" (Зидж-и джами`) и "Разъяснение Ильханского зиджа" (Таудих-и зидж Илхани) на персидском языке; последний был издан в латинском переводе Дж. Гривса в 1652 г. [70].

Следуя традициям Улугбека, астрономией занимались и основатели династии Великих Моголов в Индии Бабур (1483--1530), автор "Подарка эмира" (Тухфа ал-амир), состоящего из трех глав: "О науке астрономии", "Измерение земли" и "Правила арифметики",-- и его сын Хумайун (ум. в 1556), автор "Краткого об объяснении больших кругов" (Мухтасари дар байан-и даваир `изам), написанного для его сына, будущего императора Акбара (1556--1605). Рукописи этих сочинений хранятся в Тегеране (Университетская библиотека, № 3338) и в Кабуле (библиотека Цттилаат, № 217). Много астрономических сведений, в частности уникальный список 85 зиджей от легендарных сочинений Пифагора и Зороастра и трудов Гиппарха, Птолемея и Теона до зиджа Улугбека, содержат "Установления Акбара" (Азин-и Акбари), написанные вазиром Акбара Абу-л-Фазлом `Аллами (1551--1602). И трактаты Бабура. и Хумайуна, и "Установления Акбара" были написаны по-персидски.

При дворе императора Шах-Джихана I (1628--1657) работали математики и астрономы -- сыновья Ахмад-и Ми'мар-и Лахури -- одного из создателей мавзолея Тадж Махал в Агре (ми'-л'ар-- "архитектор"): математик `Ата-аллах, посвятивший Шах-Джг-хану свой персидский перевод знаменитой "Биджаганиты" индийского математика XII в. Бхаскары и свою обработку "Сущности арифметики" ал-'Амйли, и астроном Лутфаллах, автор "Календаря Лутфаллаха" (Таквим-и Лутфи) и комментариев к "Двадцати главам об астродяб-ш" Насир ад-Дина ат-Туси. Сыновья Лутфаллаха Лахури `Имад ад-Дин и Мирза Хайраллах также занимались астрономией: первый из них был автором комментариев к "Разъяснению небесных сфер" ал-'Амшти, а второй -- автором "Трактата об астролябии" . (Рисала дар астурлаб) и обработок "Изложения Евклида" и "Изложения Альгагеста" Насир ад-Дина ат-Туси.

Императору Щах-Джихану I посвятил "Шах-Джиха-нов зидж" (Зидж-и Шах-Джихани) Фарид ад-Дин Мас`уд ад-Дихлави (ум. в 1629) из Дели. Ад-Дихлави учился в Ширазе, где его.учителем был Шах Фатхаллах Ширази (ум. в 1589), приехавший вместе с ним в Индию и работавший сначала в Биджапуре, а в 1583 г. приглашенный императором Акбаром в Агру, где он в 1584 г. разработал новый солнечный календарь "Акбари" или "Илахи" и перевел зидж Улугбека на урду.

В первой половине XVIII в. в Дели работал также Мухаммед Заман ибн Мухаммад Садик Анбаладжи Дн-хлави, уроженец Амбалы (севернее Дели), автор написанных по-персидски "Трактата об астрономии" (Рисала дар хай'ат) и комментариев к зиджу Улугбека.

Тесно связана с астрономией стран ислама была астрономическая деятельность махараджи г. Амбера в Раджпутане Саваи Джаясимхи (1686--1743), известного также как Савай Джай Сингх. Джаясимха основал город Джайпур и построил астрономические обсерватории как в этом городе, так и в Дели, Бенаресе, Муттре и Уджжайне. Хотя Джаясимха был индуистом, он писал как на санскрите, так и на распространенном при дворе могольских императоров персидском языке. Он посвятил императору Насир ад-Дину Мухаммад-шаху (1719--1748) написанный по-персидски "Мухаммад-шахов зидж" (Зидж-и Му-хаммод-шахи). Введение к этому зиджу, в соответствии с традицией, состоит из трех частей: о календаре, о сферической тригонометрии, сферической астрономии и астрономических наблюдениях и о движении Солнца, Луны и планет. В последней Джаясимха показывает знакомство с астрономией современной ему Западной Европы: он упоминает о гелиоцентрическом движении планет по эллипсам, о кольцах Сатурна и четырех спутниках Юпитера. Из сочинений Джаясимхи на санскрите упомянем его "Трактат об астролябии" (Йантрараджачана). В обсерваториях Джаясимхи имелось большое число инструментов, построенных по образцу инструментов Марагинской и Самаркандской обсерваторий, в том числе "цилиндрический инструмент" (рам йантра), аналогичный главному инструменту Улугбека, полусферический инструмент "Джай пракаш" и огромный инструмент "самрат йантра", представляющий собой каменную стену в виде прямоугольного треугольника, гипотенуза которого параллельна оси земного шара, а по бокам стены к ней прикреплены две дуги по 1/8 окружности, составляющие квадрант; стена служит гномоном, тень которого падает на дуги квадранта, градуированного в часах и минутах, а также в градусах. Последние три инструмента сохранились в обсерватории Джаясимхи в Дели.