Испания

В Испании, завоеванной арабами в начале VIII в., в 756 г. был основан халифат во главе с изгнанными в 750 г. из Багдада Омейядскими халифами. В столице этого халифата Кордове при дворе халифов ал-Хакама II (961-976) и Хишама II (976-1013) работал Маслама ал-Маджрити (ум. 1008), уроженец Мадрида, признанный глава математиков ал-Андалуса, как арабы называли Испанию. Ал-Маджрити был автором обработки зиджа ал-Хорезми (текст этого зкджа, которым мы располагаем [3],--текст этой обработки), а также автором трактата "Главы нелишние для того, кто занимается конструированием астролябии" (Абваб ла йастагни ман йаруму `амал ал-астурлаб `анха) и "Примечаний к книге Птолемея о проектировании поверхности сферы на плоскость" (Та`лик `ала китаб Битлимйус фи тастих басит ал-кура) -- примечаний к "Планисферию" Птолемея.

При дворе князей Мухаммада I (1023--1042) и `Аббада ал-Мутадида (1042--1069) одного из княжеств, на которые распался Кордовский халифат, в Севилье, работал судьей и вазиром Мухаммед ибн Му`аз ал-Джаййани (989 -- ок. 1050), уроженец Хаэна (по-арабски Джаййан). Ал-Джайяни был автором "Зиджа ал-Джайяни", сохранившегося в латинском переводе под названием Tabulae Jahen, и первого трактата, специально посвященного сферической тригонометрии -- "Книги о неизвестных дугах сферы" (Китаб маджхулат киси ал-кура), недавно изданной с испанским переводом М. Виллуэндас [43] (до сих пор такими трактатами считались "Трактат о полном четырехстороннике" Насир ад-Дина ат-Туси, цитируемый им трактат ас-Салара и "Собрание правил науки астрономии" исфаханского анонима) , Ал-Джайяни часто приписывают сохранившийся в средневековом еврейском переводе трактат о полном солнечном затмении 1079 г., но М. Виллуэндас [43, с. XXIII] считает его написанным сыном ал-Джайяни.

В Толедо и в Севилье при дворе князя Мухаммада II ал-Му`тамида (1069--1091), работал уроженец Кордовы Ибрахим ан-Наккаш аз-Заркали ал-Куртуби (1029-- 1087). Первоначально аз-Заркали был гравером (ан-нак-каш) и изготовлял по заказам астрономов астрономические инструменты, главным образом астролябии, тимпаны и пауки которых требовали большого гравировального искусства, а затем сам стал крупным астрономом. Аз-Заркали был автором "Толедского зиджа" (аз-Зидж ат-Тулайтула), сохранившегося в средневековых латинских переводах. Однако главным образом он известен благодаря изготовленной им астролябии "аз-заркала", изобретенной, как мы говорили выше, ал-Худжанди (аз-Заркали часто считали ее изобретателем -- см., например, [16, с. 193]). Аз-Заркали описал эту астролябию в посвященной Мухаммеду Му`тамиду "Книге действий с тимпаном зиджей" (Китаб ал-`амал би-с-сафиха аз-зиджиййа); название "тимпан зиджей" объясняется тем, что с помощью этого инструмента можно решать многие задачи, обычно решаемые с помощью таблиц, приведенных в зиджах. Астролябия "аз-заркала" получила в Европе большую популярность под названием saphaea Arzachelis, слово saphaea -- искажение слова сафиха -- "тимпан", a Arzachel -- латинская транскрипция имени аз-Заркали. Тем не менее эта астролябия была независимо изобретена уроженцем Фризии Р. Геммой Фризиусом (1508--1555) л описана им под названием- "католической астролябии" (katholikos -- "вселенский, универсальный").

В Севилье, Тунисе и Египте работал Абу-с-Салт Умаййа ал-Андалуси (1068--1134), уроженец Дении, известный также как историк,. поэт и музыкант. Он был автором "Трактата о действиях с астролябией" (Рисала фи-л-`амал би-л-астурлаб) и "Построения универсального тимпана, па котором установлены все семь планет" (`Амал сафиха джами`а такуму биха джами` ал-кавакиб саб`а). Джабир ибн Афлах (XII в.) из Севильи, известный европейцам как Гебер, был автором "Астрономии Ибн Афлаха" (Хай`а Ибн Афлах) и "Усовершенствования Алмагеста" (Ислах ал-Маджисти).

Вопросы движения планет рассматривались несколькими испано-арабскими философами. Мухаммад ибн Баджжа (ум. 1138), известным в Европе как Авемпаце, уроженец Сарагосы, работавшгя в Севилье и Фесе (Марокко), был автором комментариев к Аристотелю, в которых рассматривались вопросы движения и выдвигалась идея "движущей силы", впоследствии приведшая в Европе к понятию "импетуса", от которого произошли понятия "живой силы" и импульса современной механики. Он написал также астрономический трактат, цитируемый Маймонидом (1135--1204) в его "Путеводителе заблудших", причем, по словам Маймонида, в этом трактате утверждается, что "существование эпициклов невозможно" [44, с. 325], и теория Птолемея критикуется с позиций Аристотеля. Ученик Ибн Баджжи Мухаммад ибн Туфайл (ок. 1100--1185), известный в Европе как Абубацер, также был автором астрономического трактата, цитируемого ал-Битруджи; в этом трактате гипотезы Птолемея заменяются новыми гипотезами. Знаменитый ученик Ибн Туфайла Мухаммад ибн Рушд (1126--1198), известный в Европе как Аверроэс и Комментатор (Аристотеля), был автором астрономического трактата "О движениях небесных сфер" (Фи харакат ал-фалак), сохранившегося в латинском переводе. Другой ученик Ибн Туфайла Hyp ад-Дин ал-Битруджи ал-Ишбили (ум. в 1185), известный в Европе как Альпетрагий, уроженец Педроче севернее Кордовы (откуда его прозвище ал-Битруджи; ал-Ишбили означает "из Севильи") был автором "Книги об астрономии" (Китаб фи-л-хай'а), недавно опубликованной в английском переводе с арабским текстом и текстом средневекового еврейского перевода Б. Р. Голдстейном [45]. В рукописи стамбульской библиотеки Топкапу Сарайы этот труд носит название "Бросающая в дрожь книга об астрономии" (Китаб ал-мурта`иш фи-л-хай'а). Книга ал-Битруджи также посвящена теории движения планет и критике теории Птолемея с позиций "Физики" Аристотеля: ал-Битруджи считает, что "движущая сила" передается небесным сферам от высшей сферы и ослабевает по мере передачи этой силы от сфер, близких к верхней, к сферам, близким к Земле, которая неподвижна. Рассуждения Ибн Баджжи и ал-Битруджи о "движущей силе" во многом носят следы влияния учений Иоанна Филопона и Ибн Сины, в связи с чем отметим, что Ибн Туфайл был автором философского романа "Хайй ибн Йакзан", названного по имени героя и написанного под влиянием одноименного сочинения Ибн Сины. Комментарии Ибн Рушда к Аристотелю развивали идеи философских трудов Ибн Сины,

а сочинение Ибн Рушда "Опровержение опровержения" (Тахафут ат-тахафут) было направлено против "Опровержения философов" (Тахафут ал-фаласифа) мистика Мухаммеда ал-Газали (1058--1111), работавшего в империи Сельджуков, в защиту философии Аристотеля и Ибн Сины.