Мамлюкский Египет

В XII в., когда Египтом правили Айюбиды, в Каире работал Мухаммад ал-Фаваниси, автор "Результата размышлений об [определении времени] днем и ночью" (Натиджа ал-афкар фи `амал ал-лайл ва-н-нахар) и "Цели изучающих о действиях с астролябией" (Бугйа ат-туллаб фи-л-`амал би-л-астурлаб).

С 1250 по 1517 г. Египтом правили мамлюки -- выходцы из тюркских солдат Айюбидов. В это время в Египте астрономия развивалась главным образом муваккитами -- "хранителями времени" (от вакт -- "время") при мечетях, ответственными за правильность времени призывов мусульман к молитвам. Муваккитом Муаййидской мечети в Каире был Шихаб ад-Дин Ахмад ар-Риши (ум. в 1433), автор "Света о решении [проблем, относящихся к] семи [планетам]" (ал-Лум`а фи халл ас-саб`а) и "Книги знания о составлении календаря" (Китаб ат-та` лим фи вад `ат-таквим).

Мастер астрономических инструментов Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Тибуга ибн ал-Маджди (1360--1447), также работавший в Каире, был автором многих трактатов о квадрантах, из которых отметим его "Трактат о квадранте [астролябии] аш-шиказиййа" (Рисала фи руб` аш-шиказиййа), недавно изучавшийся X. Самсо и М. А. Катала [57] (см. также [52, с. 197--199]). Квадранты, о которых говорится в трактатах Ибн ал-Маджди, представляют собой, по существу, четверть обычной астролябии или астролябии аз-заркала или аш-шиказиййа, однако вращение паука при неподвижном тимпане здесь заменяется вращением шнурка с подвижным узелком вокруг центра круга, а на тимпане квадранта изображены как те круги и точки, которые изображаются на тимпанах обычных астролябий, так и эклиптика и наиболее яркие звезды, изображаемые на пауках обычных астролябий и на тимпанах астролябий аз-заркала и аш-шиказиййа и совмещение точек тимпана и паука здесь заменяется переносом узелка шнурка с изображением одной из этих точек на изображение другой; в случае квадрантов астролябий аз-заркала и аш-шиказиййа "подвижный горизонт" является уже не диаметром, а радиусом круга.

Муваккитом Муаййидской мечеть в Каире работал также `Изз ад-Дин ал-Вафаи (ум. в 1469), бывший автором многих трактатов об астрономических инструментах, в большинстве случаев о квадрантах.

Муваккит мечети Ашрафиййа в Каире ал-Хасан ал-Карадиси ат-Тубии (1420-1482), уроженец Тубны (Алжир), был автором "Достаточного для учащихся, нуждающихся в познании астрономических вопросов с помощью вычислений" (Кифайа ал-мухтадж мин ат-туллаб ила ма`рифа ал-масаил ал-фалакиййа би-л-хисаб) и "Блестящих тонкостей" (Нука аз-захират) -- комментариев к трактату сирийского астронома Джамол ад-Дина ал-Мари-дини о квадрантах. Внук последнего Бадр ад-Дин Сибт ал-Маридини (1423 --ок. 1495) (сибт -- "сын дочери"), ученик Ибн ал-Маджди, был муваккитом мечети ал-Азхар в Каире и автором зиджа и многих трактатов о квадрантах и других астрономических инструментах. (До настоящего времени сохранилось около 50 астрономических трактатов Сибта ал-Маридини.)

Большое число астрономических трактатов было написано египтянином Шамс ад-Дином Мухаммедом ас-Суфи ал-Мисри (ум. в 1495), работавшим в Каире (Миср -- "Египет"). Отметим из них "Упрощение зиджа Улугбека" (Тасхил зидж Улугбек), содержащее обработку знджа знаменитого самаркандского астронома и пересчет его таблиц для широты Каира. Большинство астрономических трактатов ас-Суфи ал-Мисри также было посвящено астрономическим инструментам, из которых упомянем, помимо многочисленных трактатов о квадрантах, "Трактат о действиях с "ящиком яхонтов" (Рисала фи-л-`амал би сундук ал-йавакит).

Отметим также Сирадж ад-Дина `Омара ал-Фариску-ри ал-Мисри (ум. 1609), автора "Победы побед с помощью комментариев к "Благоуханию духа" (Фатх ал-футух би шарх Райхана ар-pyx) -- комментариев к трактату стамбульского астронома Таки ад-Дина аш-Ша'ми о солнечных часах, `Али ан-Набтити (ум. в 1652) из египетского города Набтита, автора комментариев к одному из трактатов Сибта ал-Маридини о квадрантах и зиджа, являющегося обработкой зиджа сирийского астронома Ибн аш-Шатира, и Ридвана ар-Раззава ал-Мисри (ум. в 1710), работавшего в Булаке под Каиром, автора "Полезного зиджа, составленного по принципам новых наблюдений" (аз-Зидж ал-муфид `ала усул ар-расад ал-джадид), являющегося обработкой зиджа Улугбека, а также пересчетов различных астрономических таблиц для широт и долгот Каира, Мекки и Гагестанн и, в частности, "Первой опоры щедрости в наукеопределения времени и кыблы в Дагестане" (`Умда ула ан-нада ал-`ирфан фи `илм ал-микат ва-л-кибла би Дагистан).