Третий масштаб:район


Третий масштаб в мегаполисной урбанизации:

Начиная с данного масштаба и на всех последующих, концепция мегаполисной урбанизации похоже исчерпала свой творческий потенциал и подошла к своему порогу чувствительности, необходимому для адекватной постановки вопросов и решения последующих задач, т.е. на этом масштабе снова используется алгоритмика прямоугольной матрицы и её всевозможные вариации.

В городской модификации при решении районов, также как и при решении формы участка, нарезка сети районов и кварталов производится по прямоугольной матрице; и если бы не диктат законов перемещения материи, то эта монотонная прямоугольная матрица так и не прерывалась бы кварталами, вынужденно нарезаемыми сетью дорог и автострадами.

Испания, Барселона. Плотность населения — 16 095 чел./км²

В мегаполисе главными свойствами района при определении его качества являются: прежде всего, — его престижность и инвестиционная привлекательность.

В загородной модификациимегаполисной урбанизации наблюдается та же картина. Казалось бы, вот они, так желанные всеми малоэтажные домики с приусадебными участками, но нарушение мѣры в их взаимном расположении[59] не позволяет им обладать необходимыми качествами. В результате вместо малоэтажного поселения получаются «малоэтажные тесноты» из малоэтажных бункеров и тропинки, что вокруг них, выдаваемые менегерами за полноценный участки земли, на деле подмятые под себя целиком фундаментами антисоциальных бункеров. В районном масштабе это происходит из-за того, что участки смежны меж собой: они лишь условно разделяются забором. Такое разделение участков абсолютно искусственно и идёт в разрез со всей практикой жизни. Возникает порой предположение, что современная концепция мегаполисной урбанизации создана юристами, т.к. поделить участки между собой таким образом способен только юрист. Потому что только в законах и на бумаге можно прописать подобный способ смежного деления, когда предлагается людям принять в практику применения деление земли абстрактной линий[60], по левую и по правую стороны от которой располагаются участки разных хозяев. А как тогда быть с практикой жизни?: когда дерево, посаженное даже с соблюдением необходимого расстояния от забора, через несколько лет хорошего ухода покрывает тенью почти половину любимой поляны соседа на другом участке, и это приводит к недовольству, спорам, розни, и другой социальной напряжённости между жителями поселения. И пример с деревом, один из самых безобидных; ещё сложнее, когда плодородный слой почвы со всеми удобрениями после паводка унесло к соседу, или когда невежество при обращении с минеральными удобрениями одного, после ливнейповредило корни деревьевна данном и прилегающих участках; и таких примеров можно привести массу. Говорит это о том, что земля не может подчиняться прихотям юристов и их законам, если они не согласуются с практикой жизни: «14 сентября 1970 года правительство приняло постановление о коллективном садоводстве и огородничестве, потом приняли новую редакцию Земельного кодекса РСФСР, согласно которому те, кто хотел, получали участки для ведения личного подсобного хозяйства. Миллионы советских людей тут же обзавелись наделами земли под огороды и стали строиться… Классический размер дачного участка составлял 0,06 гектара (в просторечии — шесть соток), или 600 квадратных метров, в то же время для номенклатуры, профессоров, писателей участки могли составлять гектар и более

Размеры дачных построек в садоводческих товариществах жёстко регламентировали. Жилая площадь дачного домика (прозванного после показа по телевидению бразильского сериала «фазендой») не могла превышать тридцати квадратных метров. Возводить дома из кирпича запрещалось, как запрещалось строить их выше установленной нормы (например, двухэтажные — непозволительная роскошь). Не позволялось иметь печь (деревянные дома стояли близко друг от друга). Даже самодельные и ненадёжные отопительные устройства, вроде буржуйки, которая, будучи оставленной без внимания, могла стать причиной грандиозного пожара, объявили вне закона. Это и понятно, ведь между большинством домов садоводческого товарищества нет проезда для пожарных машин…

Дача, таким образом, становилась улучшенным вариантом коммунальной квартиры. Со свежим воздухом и своей зеленью.»[61]

Логика юристов и менегеров в данном вопросе понятна: их пристрастие к наделам по прямоугольным лекалам, объясняется свойствами прямоугольной формы, дающей наименьшее количество обрезков на полотне земли при переносе поселения на местность. Если бы они начали оперировать формами с углами, отличными от 90° или того пуще с криволинейными формами, они бы понесли большие потери и недополучали бы свою выгоду. А то, что прямоугольная матрица нечувствительна ко многим факторам среды, и участок может оказаться на сыром или болотистом месте, решается обычно снижением цены и при помощи «талантов» менегеров, способных впарить участок хоть в преисподней.

Это не чудеса «Фотошопа», это снимок из космоса типичного жилого района в Англии.

Это также снимок из космоса другогожилого района в Англии[62]

Третий масштаб в ландшафтно-усадебной урбанизации:

Теперь перейдём к рассмотрению особенностей района в рамках ландшафтно-усадебной урбанизации. Что очень важно, зачатки формирования образа района заложены уже при определении свойств и качеств участка: в частности, форма и размер участков, которые определяют матрицу форм и принципы организации участков между собой. В рассматриваемой в этой записке модели малоэтажного поселения в качестве формы участков выбрана трапециевидная форма, рассмотрим тогда, как разворачивается матрица данной формы приобразовании районов.

Трапеция, в отличие от прямоугольника, сама стремится к разнообразию в самоорганизации и складывается в более живые криволинейные модули.

Этот процесс очень схож с техникой выкладывания мозаичных композиций из кусочков смальты или камня. Многие думают, что форма модуля[63] в мозаике строго прямоугольная, это действительно так только на прямых и ровных участков (обычно это фон и дальний план в композиции), но при решении «живых» фигур и сложных объектов появляется необходимость в модулях трапециевидной формы, которые и позволяют достичь той гармоничной пластики, которой так привлекательна мозаика.

Этот необходимый трапециевидной модуль представляет большую сложность при его подготовке (ведь наколоть из камня или смальты кусочки трапециевидной формы, намного сложнее, чем прямоугольные), а особенно при выкладывании мозаики, когда каждый модуль требует к себе отдельного внимания, чтобы он гармонично встраивался в общую картину и составлял с ней единое целое. Именно благодаря, больше всего, трапециевидному модулю в мозаике появляются, так называемые, графьи - пластические криволинейные линии, составленные из модулей и придающее мозаике её неповторимое качество: когда даже при значительных утратах в мозаичном полотне, мозаика не теряет своей информационной ёмкости, позволяя достроить утерянные фрагменты путём мысленного прорисовывания, возможного лишь только на основе подсказок, исходящих от сохранившихся фрагментов мозаики. Благодаря этому качеству мозаика обладает несравненным визуальным иммунитетом, стойким ко времени и всяким разночтениям при декодировании несомой ей информации.

Модель малоэтажного поселения, построенная на основе трапециевидных участков также вобрала в себя некоторые преимущества мозаики. Конечно, в отличие от мозаики, мы не можем использовать модули разного размера (в данном случае, разные размеры участков), т.к. это будет несправедливо по отношению к жителям поселения; но зато поселение обогащается другими положительными качествами. Пластической основой рисунка района становятся разнообразные криволинейные формы – мы это называем пластической матрицей трапеции. То есть, сама форма трапеции при взаимном сопоставлении элементов-участков подталкивает, настраивает на образование более живых силуэтов районов и улиц поселения, и даже приходится прилагать усилия над собой, чтобы противостоять творческой генерации, заложенной в самой природе трапеции.

Сделаем небольшое пояснение, про которое мы упоминали при рассмотрении второго масштаба. Участки, составляются друг с другом в общий район не в их голом виде, а сперва обрамляются буферным поясом из деревьев и кустарников шириной 10-15 метров. В свою очередь буферные пояса при составлении участков смыкаются не вплотную, а на расстоянии 10-20 метров друг от друга. Таким образом, заведомо упреждается та социальная напряжённость, которая была описана выше при рассмотрении второго масштаба. Также буферные пояса из насаждений привносят в поселение сопутствующие качества. Во-первых, участки, как с земли, так и с воздуха тоже, будут выглядеть как островки естественного леса криволинейной формы, т.к. кроны деревьев образуют всякий раз неповторимый живой силуэт; участки будут взирать друг на друга не через амбразуры в заборах[64], а живописным взором кустов и деревьев; буферные пояса могут быть образованы также из плодовых деревьев, что позволит снять «урожайную нагрузку» с площади самого участка; буферные пояса также как и участок передаются хозяевам в вечное владение, что автоматически увеличивает потенциальную площадь в распоряжении хозяев и будет составлять уже около 50 соток; но в отличие от площади участка, в буферных поясах будет запрещено возведение различных зданий и придомовых построек; буферный пояс не будет требовать к себе повышенного внимания со стороны хозяев, т.к. это заложено в режиме самоорганизации деревьев и кустарников, которые совсем неприхотливы, в отличие от растений на грядках; расстояние между самими буферными поясами со временем могут превратиться в живописные тропы или скверы в поселении, или в место для бесед между жителями участков, или вовсе зарасти кустами и деревьями, если по ним не будут пролегать тропинки и место для бесед образуется в другом месте; а какое это будет раздолье для различных птиц и всякого зверья[65];

Но вернёмся снова к масштабу района: рассмотрим какие потенциальные возможности формообразования заложены в трапециевидных участках с буферными поясами. Если составить определённое количество участков вместе, то образуется круг, притом его радиусом лучше управлять не изменением угла наклона между боковой стороной и основанием трапеции, а вариацией взаимного расположения трапеций в общей линии круга: если некоторые из трапеций обращать в центр круга не малым основанием, а бо́льшим, то через это можно опосредовано управлять радиусом получаемой формы[66]. Соответственно этим способом можно получить радиус с изменяющейся кривизной, что-то вроде клотоиды[67] или спирали. Получившуюся замкнутость форм можно исправить простым изъятием из контура нескольких участков, чтобы освободить пространство для прокладки дорог и проездов, соединяющих районы в единую сеть.