Как соблюдать принцип сатьи no-отношению к детям?

Точно так же, как и по отношению к взрослым. Любые взрослые проблемы, если ребенок ими интересуется, лучше всего объяснять так, как это есть на самом деле, и разговаривать с ребенком как со взрослым. Такая позиция создает уважительные и доверительные отношения между родителями и детьми. Для детей не должны быть секретом трудности родителей, материальные, психологические, социальные и т. д. На доверие дети обязательно ответят вам доверием, и когда они вырастут, вы будете друзьями и обретете в них счастье, а не страдание.

Мне довелось разговаривать с одним отцом, который произнес такие горестные слова: "Я понимаю, что мои дети ждут моей смерти, чтобы получить в наследство дом и деньги". Страшно, когда двадцатилетняя девушка заявляет: "Я хочу, чтобы моя мама умерла". На мои слова о том, что сама девушка не работает, профессии не имеет, живет за счет матери и, если мама умрет, останется без средств к существованию, без поддержки, и что же она тогда будет делать? - девушка упрямо твердила: "Мне все равно, она мешает мне жить". Конечно, такая ситуация сложилась не только из-за нарушения принципа сатьи, но и других этических принципов и Законов Космоса.

Еще пример. У мамы с дочерью сложились трудные отношения. Дочь считала маму причиной своей болезни - девушка могла питаться только манной кашей, не принимала никакой другой пищи и не могла даже пить воду. Мама советовалась со мной насчет дочери, она хотела знать, можно ли ей помочь методами Рейки. Когда она поняла, что Рейки может помочь, главной ее заботой стало - как об этом сказать дочери. Она боялась негативной реакции, боялась, что ее инициатива еще больше настроит дочь против нее. Я предложила маме рассказать дочери все как есть, даже если при этом дочь рассердится и мама будет переживать. Эта женщина сделала трудный выбор - она решилась сказать все как есть и в результате выиграла, потому что дочь, на удивление, хорошо восприняла мамины предложения, прошла лечение Рейки и затем приняла посвящение в целители.

Правда часто бывает трудной, но победа, которую она одерживает, достойная победа. В христианстве принцип сатьи согласуется с принципом: "Не лжесвидетельствуй". Когда внешняя правдивость сливается с внутренней правдивостью или искренностью, человек становится обладателем истины. Он получает дар пророчества и ясновидения, начинает видеть то, что скрыто за внешним, за покровом майи, или иллюзии, и принцип "не судите, да не судимы будете" становится принципом его жизни.

3. Астейя - неприсвоение чужого.

Мы не будем рассуждать на тему о том, что красть грешно. Напомним, что присвоить себе можно и чужие права, произведения, авторство, звания, заслуги, а также время. Время - это, по словам Сатьи Саи Бабы, энергия, и его надо беречь точно так же, как деньги, и не только свое время, но и чужое. Не стоит тратить время на пустые разговоры, сплетни и жалобы. Есть люди, которые часами могут рассказывать о своих проблемах, повторяя одно и то же много-много раз, воруя наше время - частицу нашей жизни, вместо того чтобы действовать и стараться что-то исправить.

Жадность тоже является нарушением принципа астейи.

Нет, дорогой читатель, я не призываю вас раздать все бедным. Речь о другом. Например, собирая в лесу грибы, не стоит срезать все, даже самые маленькие грибочки, такие, которые дома, скорее всего, будут выброшены, потому что их и почистить не удастся из-за их микроскопических размеров. Или сбор ягод с помощью "комбайнов", которые оставляют после себя жалкие, сиротливо торчащие голые стебельки черники или брусники. Грибы и ягоды не принадлежат никому, кроме Господа, но разве плохо, если плодами природы воспользуются и другие люди, а у природы не будут украдены ее красота и здоровье, ведь все знают, что нарушенная грибница и погубленные растения ягодников восстанавливаются очень медленно, в течение нескольких лет.

Во времена дефицита жадность приводила к тому, что кому-то вечно чего-нибудь не доставалось, поэтому, если вы купили какой-то продукт в излишке, а другому не досталось ничего, значит, вы нарушили принцип астейи, или "не укради!". Мои слова о том, что к человеку, который соблюдает принцип астейи, все приходит само, вызовут иронию и скепсис, возможно, у многих читателей. Но попробуйте, хотя бы ради эксперимента, и убедитесь сами.

4. Анариграка - принцип свободы.

Его не нужно понимать как принцип вседозволенности. Апариграха - это принцип внутренней свободы, свободы выбора, о которой мы говорили раньше, свободы выбрать между злом и добром. Ведь подавление нашей свободной воли требованием слепого подчинения происходит не от сил Света. Учителя Света не подавляют волю человека, а только указывают ему Путь.

Первое, что должен сделать человек, вставший на Путь Духовного Самосовершенствования, - сначала избавиться от привязанности к материальным вещам, затем от всякого рода психологических зависимостей. Невидимую связь человека с каким-либо предметом, человеком или желанием в Индии называют индрией. Представим энергетическое тело человека как светящееся яйцо. От него в разные стороны отходят индрии, нити-связи: одна - к любимой машине, вторая - к благоустроенной квартире, третья - к даче, четвертая - к редкой породы псу. Целый букет индрии связывает нас с теми, кого мы считаем своей семьей, друзьями, любимыми, и сонм более мелких ниточек тянется от человека к всевозможным предметам, дорогим его сердцу, к страстишкам, излишествам и порокам. Прекрасно иллюстрирует зависимость человека от внешнего мира ситуация, в которую попал Гулливер в стране лилипутов. Помните, лилипуты привязали каждый его волос к колышку, вбитому в землю, и Гулливер не мог пошевелиться. Точно так же человек теряет свободу и возможность двигаться, когда он зависит от вещей и внешних обстоятельств. Разве не из той же "оперы" многократно повторяющаяся драма: ненавидя друг друга, люди живут вместе только из-за того, что при разводе надо делить собственность, а жалко. Они даже боятся представить, что могут лишиться чего-либо из своего "мнимого" богатства, и готовы терпеть унижения, страдания, побои, жить в бесконечном раздражении и стрессе. Получается, что вещи управляют людьми, хотя должно быть как раз наоборот - человек является хозяином вещей, и они должны служить ему для удобства, обеспечивать рабочий процесс.

Вспомните страшный случай, когда молодая мама избила четырехлетнюю дочь так, что врачам пришлось бороться за ее жизнь, только за то, что девочка разбила дорогую вазу.

Пусть читатель поймет, что я не против хороших, комфортабельных, надежных и безопасных машин и жилищ. Человек должен жить в изобилии, пользоваться всеми достижениями науки и техники, которые экономят его время и силы, чтобы он мог потратить их на самосовершенствование, на постижение нового, на учебу, на путешествия, на помощь слабым, на созидание и творчество. Жизнь человека должна быть достойной и совершенной. Иисус сказал: "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный", значит, все совершенства мира должны быть доступны человеку, и человек достоин ими пользоваться, именно пользоваться, а не превращать их в культ и смысл своей жизни. Непривязанность к материальному позволяет не умереть от инфаркта, если ваш банк обанкротился и вы лишились последних сбережений, не впасть в депрессию из-за кражи в квартире или потерянного кольца с бриллиантом.

Привязанность к детям - прочнейшая индрия. Пока они малы, мы воплощаем в них свои мечты. Когда дети вырастают, никак не хотим с ними расстаться, отпустить, вмешиваемся в их жизнь, дергаем "за веревочку", страдаем сами и заставляем страдать наших детей. Попробуйте относиться к своим детям точно так же, как к чужим. Это трудно, но возможно, ведь в таком отношении реализуется заповедь: "Возлюби ближнего твоего как самого себя". "Не сотвори себе кумира" ни в вещи, ни в ребенке, ни в человеке, ни в идее и, конечно же, ни в себе самом.

5. Брахмачарья - самодисциплина.

Это принцип контроля над эмоциональной сферой, над желаниями. Нарушением принципа брахмачарьи является любая невоздержанность: в еде, в питье, болтливость, накопительство и т. д. Излишества ведут к потере энергии и потере свободы. Человек становится рабом не только вещей, но и привычек.

Принцип брахмачарьи еще можно назвать принципом оптимизма. Если человек любит жизнь, получает радость от каждого ее проявления, от яркого солнышка и чистого неба, от дождя и пушистого белого снега, от радуги и заката, от пения птиц, от общения с людьми, от преданности собаки, от помидора с блестящим красным боком, от поданной заботливыми руками чашки чая, от детского лепета и ежедневного труда на службе и дома, не ноет и не сетует на судьбу, добр, независтлив и помыслами чист, значит, он выполняет брахмачарью, и это дает ему силу, здоровье, молодость и красоту.

6. Шауча - принцип чистоты.

У человека чистым должно быть не только тело, что само по себе естественно. Главное - это чистота мыслей.

Как часто люди думают одно, говорят другое, а делают третье. С другой стороны, одно и то же действие может быть совершено по разным причинам. Один человек подает милостыню, потому что сочувствует калеке-нищему, а другой - для того чтобы увидевшие это люди сказали: "Этот человек подает нищим, он милосерден", хотя на самом деле ему нет дела до нищего, его интересует в этом процессе только свое собственное величие. Когда мы думаем о ком-то, о его поступках или словах, всегда надо спросить себя, а не осуждаем ли мы этого человека, нарушая заповедь: "Не судите, да не судимы будете". Мы воспринимаем окружающий мир через призму своих собственных представлений, в соответствии со своими внутренними правилами, по которым живем и которым следуем. Если другие люди не выполняют этих правил, то нам кажется, что они неправильно живут. Надо помнить две вещи: первая - не все то, что хорошо для вас, хорошо и для другого, и ваши правила могут быть неприемлемы для кого-то просто потому, что он не такой, как вы, и воспринимает мир иначе, чем вы; и вторая - мы не можем видеть истинных причин того или иного поведения других людей, не понимаем, что ими двигало в действительности, и часто ошибаемся по их поводу.

Вот, например, одна из часто возникающих ситуаций: вы позвонили своему любимому на службу, чтобы договориться о том, как провести вечер, а он вам буркнул: "Я занят" и повесил трубку. Ваша реакция? "Он меня не любит, не хочет меня видеть и т. д.". Вы развиваете эту тему, создаете в воображении фантасмагорию сцены расставания, высказывания обид и претензий, и вдруг он звонит сам и говорит: "Прости, любимая, я обсуждал с шефом очень серьезный вопрос, поэтому не мог говорить с тобой. Куда ты хочешь пойти вечером?" Просыхают слезы, и горизонт становится чистым. А произошло все из-за вашего заблуждения, вы неверно определили причину поведения вашего собеседника. Старайтесь не думать о людях плохо, не видеть в них плохое, и даже если вы уверены, что человек поступает против законов, не осуждайте его, ведь он в первую очередь наносит вред себе, создавая негативную карму, и заслуживает сочувствия, ибо не ведает, что творит.

Мыслительный процесс идет в наших головах не прекращаясь. Мы постоянно думаем о чем-то или о ком-то, произносим внутри себя то монологи, то диалоги, то устраиваем дискуссии и обсуждения. Остановить поток мыслей даже на несколько секунд очень трудно, но следить за тем, какие мысли рождаются и пробегают в вашем сознании, необходимо, если вы решили встать на путь духовного самосовершенствования. Отслеживание и сепарация мыслей на негативные и позитивные - одна из главных практик в различных духовных учениях. Занимаясь такой работой" важно помнить, что избавиться сразу от всех негативных мыслей невозможно. Это длительный процесс, требующий постоянного внимания, причем спокойного внимания. Не стоит "посыпать себе голову пеплом", если в голову забегают не самые чистые и возвышенные мысли. То, что вы определили данную мысль как негативную, уже является процессом очищения вашего ментального плана. Прощать за ошибки надо не только других, но и себя. Точно так же, как Творец прощает нас за наши грехи, относясь к нам как к детям, которые шалят, потому что мы еще многого не постигли в этой жизни.

7, Сантоше - умение принять все, что с вами происходит. Это умение принять и плохое и хорошее. Научиться в трудностях и испытаниях видеть возможность избавиться от кармических долгов и приобрести бесценный опыт для духовного роста. Часто люди начинают заниматься духовными практиками тогда, когда жизнь ставит их в очень трудное положение: потеря близких, финансовый крах, сильный стресс или болезнь. Потеряв в материальном, придя к духовному, они обретают неизмеримо больше, чем потеряли, они обретают Веру и Бога, что дает им смысл жизни, путь, радость и изобилие.

8. Тапас - принцип развития силы воли.

Путь духовного самосовершенствования труден и тернист. Наличие силы воли определяет неотвращение от пути. В начале пути человеку свойственно движение "галсами" . Он ищет сначала вслепую, затем более сознательно ту дорогу, которая стала бы для него единственной. Хорошо, если искатель найдет путь и будет следовать ему. Чаще бывает так, что людей "болтает" и "швыряет" от одного направления к другому, от одного учителя к другому, из другой школы в третью. Он то отвергает эзотерику, то начинает вновь погружаться в ее глубины, не находя своей "гавани". Великой радостью становится момент, когда он понимает, что нашел то, что искал. Тогда наступает время "великой жатвы", потому что дни наполняются открытиями. Обретший начинает заново открывать мир, он находит в нем такие грани и оттенки, которых ранее не видел и не мог видеть. Одновременно с неутолимой жаждой познания растет внутренняя уверенность и сила - сила, которую мы назвали силой воли.

9. Свадхиайя - принцип самообразования.

Человек приходит на землю учиться, приобретать опыт. Это одна из причин его рождения, часть его миссии, насущная необходимость. Знания можно приобретать несколькими способами: а) из книг, б) на курсах, в школе, институте, слушая лекции и т. д., в) беседуя с другим человеком, г) напрямую из энергоинформационного поля Земли. Принцип Единства Всего Сущего определяет и единство информационного пространства, поэтому в мироздании нет недоступной информации, необходимо только научиться ее читать.

10. Ишвара Пронитхан - посвятить свою жизнь Богу.

Каждое мгновение своей жизни стремящийся к слиянию с Творцом посвящает ему, каждое свое дыхание, движение, слово, мысль, чтобы в итоге ощутить себя Богом, частью Единого Универсального Принципа. Творческий импульс Творца был Его Великой Жертвой себе самому ради непрекращающегося потока жизни. Великая Жертва есть великий пример. Иисус сказал: "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный", т. е., живя, жертвуя для других, человек выполняет четвертый основной космический закон - Закон Жертвы. Гермес Трисмегист впервые открыл для людей действие закона подобия - что наверху, то и внизу. Человек - это микрокосм, и законы, действующие во Вселенной, действуют и в человеке. Человек - это многопространственная, бесконечная и очень сложная система, исключительно трудная для понимания. "Познай себя, и ты познаешь весь мир", - говорили древние. Но познать себя, т. е. человека, а значит весь мир или суть вещей, - задача очень сложная уже потому, что человек бесконечен как снаружи, так и внутри. Как познать бесконечность? Тем и привлекателен процесс познания, что он не прекращается никогда.