Побеждает разум

Подчас, когда работа над установкой автомобильной аудиосистемы завершается и уже можно услышать ее «звуковой портрет», в нем вдруг обнаруживаются краски и тона, которые вносят в его восприятие явную дисгармонию и нежелательные оттенки: это пресловутые «системные» шумы, особенно хорошо заметные тренированному уху взыскательного ценителя «аудиоискусства». Шумы убивают чистый звук и так же, как наслоения и «записи», портят совершенное полотно большого мастера. Чтобы придать звучанию естественные краски и живость, следует в первую очередь определить природу и источники шумов, что поможет взять их под контроль.

Думать полезно и «до», и «после»

Установщики знакомы с ситуацией, когда шумы в системе возникают внезапно, как катастрофа, которую не ждали: после двадцати «нормальных» систем двадцать первая вдруг начинает шуметь, приводя своих создателей в замешательство, как капризный ребенок, требующий сидеть рядом три, пять и более часов, пока боль не будет найдена и устранена.

Если рассматривать аудиосистему как средство передачи достоверной информации, то можно сравнить системные шумы с привнесенной, ложной информацией, мешающей полноценному восприятию слушателем полезного сигнала: это могут быть повторяющиеся щелчки, шипение, визг и прочие помехи, проникающие в акустическое звено аудиосистемы. По сути дела все компоненты системы привносят определенное количество шумовой информации в тракт звуковоспроизведения, а их суммарный уровень обычно называют шумовым порогом системы. Если шум возникает в начальных звеньях цепи, то чем дальше удается «отодвинуть» полезный сигнал от шумового порога в устройствах считывания и предусиления, тем эффективнее заработают усилители и чище зазвучит акустика. Однако коварство шумов - в том, что они могут проникать в систему и через звено оконечных усилителей, и даже после него, например через полосовой разделительный фильтр акустики.

Начиная работать над сложной аудиосистемой, опытные установщики думают об устранении шумов еще на этапе выбора схемного решения и планирования: лучшее лекарство от шумов - позаботиться об их профилактике за счет правильного выбора схемы и технологии установочных работ. В первую очередь инсталляторы обращают внимание на межкомпонентные соединения: если это не волоконная оптика, то уязвимость любого электрического проводника к автомобильным источникам шумов трудно спрогнозировать (см. «Мастер 12 Вольт» N 1/98, стр. 30-38), хотя можно предпринять известные превентивные меры. Общепринятая превентивная технология сводится к прокладке силовых и сигнальных проводников удаленно друг от друга, например по разным краям пола салона автомобиля, но опытным инсталляторам удается избегать шумов даже при совместной прокладке проводников обоих типов за счет правильного подбора системных компонентов. По словам одного из них, до 90 процентов шумов возникает в самом устанавливаемом оборудовании. Императив рентабельности ставит перед мастером еще одно требование: гибко выбирать технологию и средства. Например, если в системе устанавливается усилитель мощности, нагружающий лишь сабвуфер, то установщик может посчитать оправданным вести силовую и сигнальную проводки рядом, по одной стороне салона. Когда же речь заходит о коммутации усилителя, нагружающего широкополосную акустику и высокочастотное звено, то превентивная прокладка силовой и сигнальной кабельных линий по разным сторонам, безусловно, надежнее.