РАЗВИТИИ ТОКСИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

Вопрос о соотношении специфического и неспецифического действия ядов до сих пор остается открытым, так как единой точки зрения среди специалистов нет.

Специфическое действие - это действие вещества на определенный рецептор. Специфическое действие наиболее ярко проявляется на ранней стадии острых инфекций - токсикогенной. Неспецифическое действие проявляется во второй, клинической стадии отравления - соматогенной, наступающей после удаления или разрушения токсического агента. Неспецифическое действие проявляется в виде остаточных поражений структуры и функций систем организма.

Существует мнение, что различие между этими двумя видами воздействия обусловлены самим характером токсического эффекта: специфическое действие яда затрагивает какую-либо одну биохимическую систему (рецептор, фермент); неспецифическое действие не зависит от точки приложения яда (мишени) и характеризуется изменением интегральных показателей. Другая точка зрения - определяющей в проявлении специфического или неспецифического действия является доза токсиканта. Согласно этой точке зрения, специфическое действие более отчетливо проявляется при применении сублетальных или минимальных смертельных доз, в то время как неспецифическое действие преобладает в случае отравления заведомо смертельными дозами.

Соотношение специфичных и неспецифичных эффектов бывает различным в зависимости от продолжительности контакта организма с химическим веществом. Для острого отравления, когда контакт короткий, специфическое действие является пусковым и предшествует общим эффектам. В хронике чаще наблюдается обратная зависимость. Именно при хронических отравлениях, как правило, отсутствуют изменения в начальной стадии воздействия яда, характерные для специфического действия. На первом плане проявляются изменения, связанные с нарушением стабильности функций ряда органов и систем, особенно регулирующих (фаза первичных реакций). Избирательное (специфическое) действие обусловлено прямым действием на рецептор, а неспецифическое действие обусловлено накоплением активных радикалов и водорастворимых пероксидов, способных лизировать и нарушать проницаемость клеточных мембран.

При интерпретации специфического и неспецифического действия ядов встает вопрос, какой фактор является определяющим в картине отравления, т.е. имеет наибольшее патогенетическое значение. Иногда на первое место ставят специфические механизмы отравления, считая их "причинными", а общему действию отводят второстепенную роль. В то же время именно неспецифические механизмы, в конечном счете, формируют патологическую систему, клинически проявляющуюся в типичных синдромах отравлений.

В настоящее время известно только около 30 специфических противоядий. Это свидетельствует в пользу того, что в действии подавляющего числа ядов все же преобладают неспецифические механизмы токсичности.

Разделить специфическое и неспецифическое действия ядов трудно, и показательным примером здесь может служить такое токсическое соединение, как оксид углерода. Еще в 1938 году Н.В.Лазарев писал: "Примером в высокой степени избирательного действия может служить окись углерода: единственный достоверно известный процесс, который имеет значение для понимания отравления окисью углерода теплокровных животных - есть взаимодействия СО с гемоглобином, образование карбоксигемоглобина." Время не изменило представления о патогенетическом значении взаимодействия СО с гемоглобином, которое приводит к нарушению транспортной функции крови и к гипоксии. Но сейчас уже известно достоверно, что действие СО на гемоглобин не единственное: СО оказывает влияние и на другие железосодержащие протеиды (миоглобин, цитохромоксидаза), и это приводит к развитию патологического процесса.

Данный пример подтверждает мысль: как бы действие вещества ни было избирательно, оно никогда не ограничивается непосредственно точкой приложения (прямым действием), т.е. нельзя противопоставить специфическое и неспецифическое действие при выяснении их роли в развитии токсического эффекта. Эти два вида действия токсических веществ ни в коей мере не противоречат друг другу, а лишь отражают разные стороны одного явления - взаимодействие яда и живого организма.