Древняя Индия

Исходным положением политической мысли в Древней Индиибыло утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). На вопрос «Как заставить людей праведно исполнять свои обязанности?» пытался ответить один из наиболее известных авторов Артхашастры (трактатов о природе и организации честного исполнения людьми своего долга) — Каутильи (IV век до н.э.). Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Рисуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена острыми противоречиями, взаимным недоверием, подозрительностью и интригами. Отсюда тщательно разработанная система шпионажа, слежки и контроля.

В трактате широко рассмотрены и другие вопросы, например, такие как:

-этические основы политики;

-профессиональные и личностные качества политика;

-вопросы, связанные с проведением совещаний, которые проводит царь;

- вопросы тотальной слежки и техники провокации и др.