Функции идеологии

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

2. История возникновения понятия «идеология»

Исторически политическая идеология возникла с государством, как определение взглядов, в качестве всеобщих, разумных и общезначимых для всех. В научный оборот он был введен французский философом, экономистом и политическим деятелем Антуаном Дестютом де Траси (1754-1836), одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд» о способности мыслить он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях.

Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки. Термин идеология широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и т.д.

В науке сложились различные взгляды на такое духовное явление как идеология. В частности, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах1. Немецкий социолог К. Мангейм также понимал ее как разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора 2.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти.

Как мы видим все же большинство ученых трактуют политическую идеологию какопределенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как “служанку власти”, не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Во Франции при Наполеоне термин приобрел негативный оттенок. Термин был истолкован как ложное сознание, искаженно отражающее мир. По мнению Наполеона Бонапарта (1769-1821), любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Соответственно и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он причислял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью.

Прошли столетия и в XX веке идеологию стали определять как совокупность идей и систем взглядов на власть, государственное устройство, способы и принципы политического управления обществом.