Устройства ввода информации

- 1 - 2В 0 2В 0 2Е 0 2Д 0 2Е 0 2Н 0 2И 2Е Выпуск компьютеров IBM PC был начат в 1981 году, и они быстро за- воевали огромную популярность у пользователей.IBM PC и совместимые с ними компьютеры составляют теперь большую часть парка профессиональных ПЭВМ в мире. В настоящее время программное обеспечение, разработанное для IBM PC, охватывает практически все сферы человеческой деятельнос- ти. Персональный компьютер включает в себя следующие устройства про- цессор, выполняющий управление компьютером, вычисления и т.д. клавиа- туру, позволяющую вводить символьную информацию в компьютер монитор или дисплей для изображения текстовой и графической информации накопители или дисководы для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи информации на гибкие магнитные диски дискеты накопитель на жестком магнитном диске, предназначенном для чтения и записи информации на несъемный жесткий магнитный диск винчестер . Кроме того к компьютеру могут подключаться принтер - для вывод на пе- чать текстовой и графической информации мышь - устройство, облегчаю- щее ввод информации в компьютер, и другие манипулирующие устройства.

Процессор персонального компьютера содержит порты ввода-вывода, через которые процессор обменивается данными с внешними устройствами ввода-вывода.

Имеются специальные порты, через которые происходит об- мен данными с внутренними устройствами компьютера, и порты общего наз- начения, к которым могут присоединяться различные дополнительные уст- ройства принтер, мышь, сканер и другие . Порты общего назначения бывают двух видов параллельные обозначаемые LPT1-LPT4 асинхронные последовательные обозначаемые COM1-COM3 . Параллельные порты выпол- няют ввод и вывод с большей скоростью, чем асинхронные последователь- ные, но требуют большего числа проводов для обмена данными. К устройс- твам ввода информации относятся следующие устройства клавиатура, ска- нер skanner , графический планшет digitizer , средство речевого ввода, мышь, шар, джойстик joystic , световое перо light pen и т.д 2 - 2К 0 2Л 0 2А 0 2В 0 2И 0 2А 0 2Т 0 2У 0 2Р 2А Трудно сказать, может ли существовать более важное и универсаль- ное устройство ввода информации в компьютер, чем клавиатура.

Вполне возможно, в скором будущем, когда человек будет общаться со своим компьютером посредством жестов, мимики, графических образов, видеои- зображений и речи, клавиатуру потеснят другие средства ввода информа- ции. Однако сегодня, когда текст и символы как носители ценной инфор- мации еще столь важны, клавиатура обязательно входит в конфигурацию поставляемых персональных компьютеров.

Компьютер без клавиатуры - это неполноценный компьютер По расположению клавиш настольные клавиатуры делятся на два ос- новных типа, функционально ничуть не уступающие друг другу.

В первом варианте функциональные клавиши располагаются в двух вертикальных ря- дах, а отдельных группы клавиш управления курсором нет. Всего в такой клавиатуре 84 клавиши.

Этот стандарт используется в персоналках типа IBM PC, XT и AT до конца 80-х годов. Поэтому некоторые считают этот стандарт устаревшим. Однако многие профессионалы все еще предпочитают именно такую клавиатуру. Между почем, большинство компьютеров средней и большой мощности по сей день комплектуются именно такой устаревшей клавиатурой. Второй вариант клавиатуры, которую принято называть усовершенс- твованной, имеет 101 или 102 клавиши.Клавиатурой такого типа снабжа- ются сегодня почти все настольные персональные компьютеры.

Профессио- налы не любят эту клавиатуру из-за того, что к функциональным клавишам приходиться далеко тянуться, в самый верхний ряд клавиш через всю бук- венную клавиатуру. Однако количество функциональных клавиш в усовер- шенствованной клавиатуре не 10, а все 12. Да и другие дополнительные удобства и усовершенствования нравятся многим пользователям.Логично выделены группы клавиш для работы с текстами и управления курсо- ром, продублированы некоторые специальные клавиши, позволяющие более эргономично работать обеими руками.

Впрочем какая клавиатура удобнее - каждый должен решать сам. Ведь поменять клавиатуру в настольном компь- ютере совсем нетрудно 3 - Другое дело портативный компьютер, в котором клавиатура обычно является встроенной частью конструкции.Клавиатуры портативных компь- ютеров в той или иной степени похожи на оба типа клавиатур настольных компьютеров, хотя из-за недостатка места в самих компактных моделях компьютеров типа subnotebook и palmtop конструкторы вынуждены идти на сокращения количества и размеров клавиш. Расположение буквенных клавиш на компьютерных клавиатурах стан- дартно.

Сегодня повсеместно применяется стандарт QWERTY - по первым шести латинским буквенным клавишам верхнего ряда. Ему соответствует отечественный стандарт ЙЦУКЕН расположения клавиш кириллицы, практи- чески аналогичный расположению клавиш на пишущей машинке.Стандартизация в размере и расположении клавиш нужна для то- го, чтобы пользователь на любой клавиатуре мог без переучивания рабо- тать слепым методом . Слепой десятипальцевый метод работы является наиболее продуктивным, профессиональным и эффективным.

Увы, клавиатура из-за низкой производительности пользователя оказывается сегодня самым узким местом быстродействующей вычислительной системы. Работать с клавиатурой очень просто и наглядно. Нажмите клавишу и в компьютер перенесется код соответствующего символа.Нажатие одной или некоторой их определенной комбинации означает посылку в оператив- ную память одного или двух байтов информации.

Чтобы каждому символу клавиатуры поставить в соответствие определенный байт информации, ис- пользуют специальную таблицу кодов ASCII American Standart Code for Information Interchange - американский стандарт кодов для обмена ин- формацией, применяемой на большинстве компьютеров. Таблица кодировки определяет взаимное соответствие изображений символов на экране дисп- лея с их числовыми кодами.Заметим, что даже если название клавиш на клавиатуре совпадают, то их скэн-код все-таки различен, и поэтому в принципе это совершенно разные клавиши.

Этот факт используется при написании специальных прог- рамм, определяющих реакцию процессора на нажатие определенной клавиши на клавиатуре.После нажатия клавиши клавиатура посылает процессору сигнал пре- рывания и заставляет процессор приостановить свою работу и переклю- читься на программу обработки прерывания клавиатуры 4 - При этом клавиатура в своей собственной специальной памяти запо- минает, какая клавиша была нажата обычно в памяти клавиатуры может храниться до 20 кодов нажатых клавиш, если процессор не успевает отве- тить на прерывание . После передачи кода нажатой клавиши процессору эта информация из памяти клавиатуры исчезает.

Кроме нажатия клавиатура отмечает также и отпускание каждой кла- виши, посылая процессору свой сигнал прерывания с соответствующим ко- дом. Таким образом компьютер знает , держат клавишу или она уже от- пущена.

Это свойство используется при переходе на другой регистр. Кро- ме того, если клавиша нажата дольше определенного времени, обычно око- ло половины секунды, то клавиатура генерирует повторные коды нажатия этой клавиши. Ввод символов с клавиатуры осуществляется только в той точке эк- рана, где располагается курсор. Курсор представляет собой прямоуголь- ник или черту контрастного цвета длинной в один символ. 1Специальные клавиши клавиатуры.Специальные служебные клавиши выполняют следующие основные функции ENTER - ввод команд на выполнение процессором ESC - отмена какого-либо действия TAB - перемещение курсора на позицию табуляции INS - переключение режима вставки символа в положении курсора в ражим забоя символа в положении курсора DEL - удаление символа в положении курсора BACKSPACE - удаление символа слева от курсора HOME - перемещение курсора в начало текста END - перемещение курсора в конец текста PGUP - перемещение курсора на одну экранную страницу по тексту вверх PGDN - перемещение курсора на одну экранную страницу по тексту вниз ALT и CTRL - при одновременном нажатии этих клавиш с какой-либо другой вызывается изменение действия последней SHIFT - удержание этой клавиши в нажатом состоянии обеспечивает смену регистра CAPS LOCK - фиксациярасфиксация регистра заглавных букв - 5 - 2М 0 2Ы 0 2Ш 0 2К А 0 2И 0 2Д 0 2Р 0 2У 0 2Г 0 2И 0 2Е 0 2М 0 2А 0 2Н 0 2И 0 2П 0 2У 0 2Л 0 2Я 0 2Т 0 2О 0 2Р 0 2Ы Хотя клавиатура еще вовсе не утратила значения для общения поль- зователя с компьютером, другое устройство ручного ввода информации мышка становится все более весомой и важной.

Но даже рискуя сделать из мышки слона, можно уверено утверждать, что на современном компьюте- ре работать без мышки почти невозможно вы тут же увязните в графичес- ком интерфейсе Windows и многих прикладных программ, работающих с ок- нами, меню, иконками и диалоговыми боксами.

Управлять курсором или маркером на экране с помощью одной клавиа- туры бывает чудовищно неудобно, медленно и просто нелепо, когда для этого есть специальные устройства-указатели. 1Мышка и трэкбол 0, которые по-умному принято называть координатными манипуляторами это са- мые распространенные сегодня устройства для дистанционного управления графическими изображениями на экране.

В принципе, мышка и трэкбол по- хожи на 1 джойстик 0, известный всякому, кто увлекается компьютерными иг- рами. Набирать какие-либо команды не нужно, достаточно при работе в программе указать мышкой нужную операцию меню или иконку в окне на эк- ране, а затем щелкнуть кнопкой.

Вот и все, что требуется, а остальное сделает программа. Мышки бывают с двумя и тремя кнопками.

Вообще-то практически для всех случаев жизни на мышке достаточно двух кнопок. Делом вкуса явля- ется также цвет и дизайн корпуса мышки. Выбор здесь огромный. Над этим старательно работают дизайнеры множества фирм, так что выбрать тут есть из чего. Трэкбол мало чем отличается от мышки.В сущности - это та же са- мая мышка, но перевернутая вверх ногами , точнее - перевернутая вверх шаром.

Если мышку надо возить по столу и, катая шарик, управлять перемещением маркера на экране, то в трэкболе надо просто крутить пальцами или ладонью сам шарик в разные стороны. В портативных компьютерах трэкбол нередко встраивается прямо ря- дом с клавиатурой либо пристегивается с боку или спереди клавиатуры компьютера.Впрочем, и для настольных компьютеров выпускаются клавиа- туры с встроенным трэкболом . А в самых портативных компьютерах вместо мышки и трэкбола теперь используют крошечный пойнтер - небольшой цветной штырек, торчащий среди клавиш на клавиатуре, который, словно джойстик, можно нажимать в разные стороны 6 - А самый последний поиск мышиной моды в портативных компьютерах - в место пойнтера используется клавиша с буквой J. Это клавиша - или J-пойнтер - как раз и служит таким джойстиком, воспринимающим нажатия в разные стороны, а окружающие клавишу J другие буквенные клавиши вы- полняют роль кнопок отсутствующей мышки или трэкбола.

Мышки вообще как правило более удобны, чем трэкболы, но трэкболы требуют меньше свободного места на рабочем столе.

И если стол завален документами, книгами, чертежами, найти свободное место для мышки порой оказывается непросто. Кстати, шарик мышки катать не по голой поверх- ности стола, а по специальному резиново-пластиковому коврику.Тогда мышка меньше изнашивается и загрязняется, и указывает значительно точ- нее, а значит - быстрее работает и меньше утомляет глаза и руки поль- зователя.

Помимо традиционных мышек, подключенных к компьютеру тоненьким кабелем через последовательный порт или через специальный контроллер на плате расширения, некоторыми фирмами выпускаются перспективные беспроводные мышки. Ряд фирм выпускает мышки, передающих информацию с помощью инфракрасных лучей. Есть даже миниатюрные беспроводные мышки, которые надеваются на палец, словно перстень.А швейцарская фирма Lo- gitech, признанный мировой лидер в этой области, выпустила мышку, свя- занную с компьютером по радио.

Впрочем, это довольно дорогие устройс- тва, нужны далеко не каждому пользователю. Самым изысканным эстетическим и техническим требованиям отвечают сегодня мышки и трэкболы фирм Microsoft и Logitech.Фактическим стан- дартом в мышиной технологии является мышка Microsoft Mouse. Мышки и трэкболы всех остальных фирм ориентируются на этот стандарт 7 - 2ПРИНЦИПЫ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ С БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЕЙ Ввод графической информации в ЭВМ для АСУ производится в три эта- па. На первом этапе определяются координаты графических элементов, на втором - координаты преобразуются в цифровой код, на третьем - они за- писываются в память ЭВМ и передаются для обработки в арифметическое устройство АУ . Определение координат графических элементов можно производить ав- томатическим и полуавтоматическим способами.

Преобразование координат графических элементов в цифровой код осуществляется несколькими мето- дами - в память ЭВМ записываются значения текущих координат всех эле- ментов - графическая информация представляется в аналитическом виде - исходные данные описываются на специальном графическом языке.

Все перечисленные методы и способы преобразования и представления в ЭВМ графической информации определяют требования, предъявляемые к техническим средствам преобразования информации для ЭВМ в АСУ. 1Устройство ввода графической информации 0 УВГИ - это устройс- тво, преобразующее графические данные в машинные коды. Любую графическую информацию можно рассматривать как набор опти- ческих неоднородностей, отличающихся по яркости и цвету.

Таким обра- зом, любое УВГИ решает следующие задачи 1. дискретизация изображения на элементы 2. преобразование оптической информации в электрический аналого- вый сигнал 3. преобразование аналогового сигнала в цифровой код. Количество дискретных элементов определяется заданной точностью представления графической информации.Объемом информации о графическом изображении определяется быстродействие УВГИ. По методам дискретизации различают УВГИ автоматического и полуав- томатического типов.

К автоматическим УВГИ относятся матричные, скани- рующие и следящие устройства к полуавтоматическим - телевизионные, акустические, оптические, электрические и электромеханические устройс- тва 8 - 2С К А Н Е Р Вводить изображение в компьютер можно разными способами, например используя видеокамеру или цифровую фотокамеру.Еще одним устройством ввода графической информации в компьютер является оптическое сканирую- щее устройство, которое обычно называют сканером.

Сканер позволяет оп- тическим путем вводить черно-белую или цветную печатную графическую информацию с листа бумаги.Отсконировав рисунок и сохранив его в виде файла на диске, можно затем вставить его изображение в любое место в документе с помощью программы текстового процессора или специальной издательской программы электронной верстки, можно обработать это изоб- ражение в программе графического редактора или отослать изображение через факс-модем на телефакс, находящейся на другом конце света.

Сканер - это глаза компьютера. Первоначально они создавались именно для ввода графических образов, рисунков, фотоснимков, черте- жей, схем, графиков, диаграмм.Однако, помимо ввода графики, в настоя- щее время они все шире используются в довольно сложных интеллектуаль- ных системах OCD или Optical Character Recognition, то есть оптическо- го распознания символов. Эти умные системы позволяют вводить в компьютер и читать текст.

Сперва текст вводится в компьютер с бумаги как графичес- кое изображение.Затем компьютерная программа обрабатывает это изобра- жение по сложным алгоритмам и превращает в обычный текстовый файл, состоящий из символов ASCII. А это значит, что текст книги или газет- ной статьи можно быстро вводить в компьютер, вовсе не пользуясь клави- атурой А если система распознавания OCR соединяется еще и с программой перевода, в компьютер можно вводить страницы текста на иностранном языке и почти мгновенно получать готовый перевод.

Конечно литературные качества электронного перевода обычно не слишком высокие, в науч- но-технических текстах литературные достоинства - не самое главное, зато готовый перевод формально достаточно точен и его можно получить фантастически быстро. Сканеры бывают различных конструкций 9 - 2Ручной сканер 1. 0 Это самый простой и дешевый сканер. Ручной ска- нер, словно мышка, соединяется кабелем с компьютером.При прокатывании сканера по странице книги или журнала, необходимое изображение считы- вается и в цифровом коде вводиться в память компьютера.

В ручном ска- нере роль привода считывающего механизма выполняет рука. Понятно, что равномерность перемещения сканера существенно сказывается на качестве вводимого в компьютер изображения.Ширина вводимого изображения для ручных сканеров обычно не превышает 4 дюймов 10 см . Современные ручные сканеры могут обеспечивать автоматическую склейку изображе- ния, то есть формируют целое изображение из отдельно вводимых его час- тей. К основным достоинствам этих сканеров относятся небольшие габа- ритные размеры и сравнительно низкая цена, однако добиться высокого качества изображения с их помощью очень трубно, поэтому ручные сканеры можно использовать для ограниченного круга задач.

Кроме того они со- вершенно лишены интеллектуальности , свойственной другим типам ска- неров. 2Планшетный сканер. 0 Это наиболее распространенный тип сканеров.Первоначально он использовался для сканирования непрозрачных оригина- лов. Почти все модули имеют съемную крышку, что позволяет сканировать толстые оригиналы журналы, книги . Дополнительно некоторые мо- дели могут оснащаться механизмом подачи отдельных листов, что удобно при работе с программами распознавания текстов - OCR Optical Charac- ters Recognition . В последние время многие фирмы-лидеры в производс- тве плоскостных сканеров стали дополнительно предлагать 1 слайд-модуль для сканирования прозрачных оригиналов . Слайд-модуль имеет свой, расположенный сверху, источник света.

Такой слайд-модуль устанавлива- ется на плоскостной сканер вместо простой крышки и превращает сканер в универсальный плоскостной сканер с установленным слайд-модулем . 2Барабанный сканер. 0 Основное его отличие состоит в том, что ориги- нал закрепляется на прозрачном барабане, который вращается с большой скоростью.

Считывающий элемент располагается максимально близко от оригинала.Данная конструкция обеспечивает наибольшее качество скани- рования.

Обычно в барабанные сканеры устанавливают три фотоумножителя, и сканирование осуществляется за один проход. Младшие модели у не- которых фирм с целью удешевления используют вместо фотоумножителя фо- тодиод в качестве считывающего элемента.Барабанные сканеры способны сканировать любые типы оригиналов 10 - В отличие от плоскостных сканеров со слайд-модулем, барабанные могут сканировать непрозрачные и прозрачные оригиналы одновременно. 2Проекционный сканер. 0 Этот тип сканеров применяется для сканирова- ния с высоким разрешением и качеством слайдов небольшого формата как правило, размером не более 4 x 5 дюймов . Существует две модификации с горизонтальным и вертикальным расположением оптической оси считыва- ния. Наиболее популярным в России, как, впрочем, и на Западе, является вертикальный проекционный сканер.

Типов оригиналов бывает всего два. Это прозрачные негативные и позитивные слайды, которые сканируют в проходящем свете.

Непрозрачные оригиналы представляют собой либо аналоговые изображения - фотографии, либо дискретные - иллюстрации из печатных изданий в полиграфии полу- тоновая печать осуществляется с помощью растровых точек различного цвета и размера . 2Считывание изображения. 0 Механизмы считывания изображения базиру- ются или на фотоумножителе, или на ПЗС. Фотоумножитель проще всего сравнить с радиолампой-фотосенсором, у которой имеются пластины катода и анода и которая конвертирует свет в электрический сигнал.

Считывае- мая информация подается на фотоумножитель точка за точкой с помощью засвечивающего луча. ПЗС - относительно дешевый полу проводниковый элемент довольно малого размера. ПЗС так же как и умножитель конверти- рует световую энергию в электрический сигнал. Набор элементарных ПЗС-элементов располагают последовательно в линию, получая линейку для считывания сразу целой строки, естественно и освещается сразу целая строка оригинала.Цветное изображение такими сканерами считывается за три прохода с помощью RGB-светофильтра . Многие сканеры имеют три параллельные линейки ПЗС, тогда сканирование цветных оригиналов осу- ществляется за один проход, так как каждая линейка считывает один из трех базовых цветов.

Потенциально ПЗС-сканеры более быстродейственны чем барабанные сканеры на фотоумножителях 11 - 2Качество изображения. 0 Сканеры различаются по многим параметрам - технология считывания изорбражения, типу механизма и некоторым другим. Существуют параметры сканирующего устройства, влияющие на качество изображения.

К таким параметрам относится оптическая разрешающая спо- собность, число передаваемых полутонов и цветов, диапазон оптических плотностей, интеллектуальность сканера, световые искажения, точность фукосировки резкость . 2Интеллектуальность сканера. 0 Под интеллектуальностью обычно подра- зумевается способность сканера с помощью заложенных в нем аппаратным и поставляемых с ним программных средств автоматически настраиваться и минимизировать потери качества.

Наиболее ценятся сканеры, обладающие способностью автокалибровки, т.е. настройки на денамический диапазон плотностей оригинала, а также компенсации цветовых искажений.Допус- тим, мы имеем ПЗС-сканер, воспринимающий оптический диапазон плот- ностей до 3.2. С его помощью нам нужно отсканировать слайд, имеющий максимальную оптическую плотность 4.0. Хороший сканер сначала дела- ет предварительное сканирование для анализа оригинала и получения ди- аграммы оптических плоскостей.

После анализа диаграммы сканер произво- дит свою автокалибровку с целью сдвига своего динамического диапазона восприятия оптических плотностей. таким образом минимизируются потери в тенях благодаря сокращению потерь в светах. 2Цветовые искажения сканеров. 0 Каждый сканер обладает своими собс- твенными недостатками при восприятии цветов и общими недостатками, присущими данной модели.Общие недостатки обусловлены техническими возможностями и механическими характеристиками модели.

Собственный не- достаток сканера обусловлен индивидуальной способностью освещающего оригинал источника света и считывающего элемента. Считается, что все продаваемые сканеры проходят заводскую калибровку. Однако, если сканер имеет функцию автокалибровки, то это большое преимущество перед скане- ром, лишенным такой функции. Автокалибровка сканера позволяет скоррек- тировать цветовые искажения и увеличить число распознаваемых цветовых оттенков.Поскольку источник света имеет свойство изменять свои харак- теристики со временем, как, впрочем, и считывающий элемент, наличие автокалибровки приобретает первостепенное значение, если Вы постоянно с цветными полутоновыми изображениями.

Практически все современные мо- дели сканеров обладают такой функцией 12 - 2Ц 0 2И 0 2Ф 0 2Р 0 2О 0 2В 0 2А 0 2Я 0 2 0 2Ф 0 2О 0 2Т 0 2О 0 2К 0 2А 0 2М 0 2Е 0 2Р 0 2А Чтобы ввести цветное изображение со снимка в память компьютера, нужен цветной сканер или дигитайзер для ввода слайдов.Спрашивается, а нужно ли вообще вводить изображения в компьютер Убедительных аргументов в пользу ввода снимков в компьютер может быть немало.

Во-первых, для профессиональных целей фоторепортерам порой действительно нужны мгновенные снимки, чтобы сразу же убедиться в их качестве и выразительности. Во-вторых, такие цифровые снимки можно не- медленно использовать для электронной верстки, например, в журналист- кой практике в газете, на телевидении или в информационном агенстве.В-третьих, файл с изображением можно тут же переправить по каналам связи на любое расстояние.

В-четвертых, в цифровые изображения в компьютере можно легко вмешиваться, их удобно редактировать, кадриро- вать, ретушировать, оснащать спецэффектами. В-пятых, вполне оправдан повсеместный отказ от применения химических процессов по экологическим соображениям. В-шестых, долговременно хранить готовые фотоснимки удоб- нее и надежнее на компакт-дисках.В-седьмых, с помощью компьютера весьма удобно показывать снимки в большой аудитории, студентам или школьникам.

В-восьмых, цифровые снимки необходимы для создания мульти- медиа. И еще многое другое. Итак, цифровая камера предназначена для ввода изображений в компьютер. Но печатные изображения в компьютер можно ввести и с по- мощью сканера, а живые кадры можно схватить и ввести прямо с видеокамеры или с видеомагнитафона. Однако цифровые фотокамеры превос- ходят по качеству ввод с видеокамеры.Кроме того, цифровая камера - самый быстрый и простой способ ввода изображения в компьютер.

Цифровые камеры записывают изображение в память, которая затем может быть без дополнительных специальных устройств введена в любой компьютер через порт связи. А чтоб навсегда сохранить полученные снимки, фирма Kodak разрабо- тала практическую и недорогую технологию размещения электронных фотог- рафий на компакт-дисках в стандарте Rodak Photo CD. Эта технология скоро вытеснит традиционную химическую фотографию.На каждом ком- пакт-диске может поместиться целый фотоальбом.

С помощью плейера, диски Photo CD можно просматривать на экране любого телевизора или компьюте- ра 13 - 2Д И Г И Т А Й З Е Р Дигитайзер - это еще одно устройство ввода графической информа- ции, имеющее пока сравнительно узкое применение для некоторых специ- альных целей. Свое название дигитайзеры получили от английского digit - цифра.То есть по-русски их можно назвать просто оцифровыватели . Впрочем, есть и более благозвучное название - англо-цифровые преобра- зователи. Обычно дигитайзеры выполняются в виде планшета.

Поэтому такие устройства часто называют графическими планшетами. Применяется такой дигитайзер для поточечного координатного ввода графических изображений в системах автоматического проектирования, в компьютерной графике и анимации. Надо отметить, что это далеко не самый быстрый и удобный способ построения рисунков и чертежей, особенно в случае сложной гео- метрии.Но зато графический планшет обеспечивает наиболее точный ввод графической информации в компьютер.

Графический планшет обыкновенно содержит рабочую плоскость, рядом с которой находятся кнопки управления. На рабочую плоскость может быть нанесена вспомогательная координатная сетка, облегчающая ввод сложных изображений в компьютер. для ввода информации служит специальное перо или координатное устройство с прицелом , подключенное кабелем к планшету.Сам дигитайзер также подключается к компьютеру кабелем через порт связи. Разрешающая способность таких графических планшетов не ме- нее 100 dpi точек на дюйм . В самых совершенных и дорогих дигитайзерах ввод информации проис- ходит без специальных перьев или прицелов, так как рабочая поверхность планшета обладает тактильной чувствительностью , основанной на ис- пользовании пьезоэлектрического эффекта.

При нажатии на точку, распо- ложенную в приделах рабочей поверхности планшета, под которой проложе- на сетка из тончайших проводников, на пластине пьезоэлектрика возника- ет разность потенциалов.Координаты этой точки обнаруживаются програм- мой-драйвером, сканирующей сетку проводников.

Эта программа выполнит отображение точки на экран монитора.Пьезоэлектрические дигитайзеры позволяют чертить на рабочей поверхности планшета, словно на обычной чертежной доске, и таким образом вводить даже несуществующие изображе- ния. При этом графическая информация вводится с разрешением 400 dpi 14 - Кстати говоря, на этом же принципе основаны новые координатные устройства для работы в графическом интерфейсе пользователя в опера- ционной среде Windows или OS2 , предназначенные для замены традици- онных мышек и трэкболов.

Всякий, кто пробовал воспользоваться такими тактильными устройствами, изготовленными, например, японской фирмой Toshida, мог убедиться, что гораздо удобнее и легче водить пальцем по окошку дигитайзера размером менее спичечной коробки, чем пользоваться обычной мышкой курсор на экране весьма послушно и чутко повторяет движения пальца на планшете.Ни каких дополнительных кнопок в таком дигитайзере нет. Указав на экране дисплея нужный выбор, достаточно дважды стукнуть пальцем по окошку и компьютер поймет сообщение.

Для ввода графической информации могут так же использоваться не- которые виды планшетных графопостроителей.Однако многие готовые изоб- ражения фотографии, чертежи, рисунки, карты, графики, слайды, кино- фильмы гораздо удобнее вводить с помощью специального видеодигитай- зера. В простейшем случае видеодигитайзером может даже служить видео- камера.

В настоящее время выпускается множество специальных графичес- ких систем с различными типами видеодигитайзеров, позволяющих вводить в компьютер цветные изображения с бумаги или со слайдов. К числу виде- одигитайзеров относится и цифровая фотокамера. В современных киностудиях применяются специальные дигитайзеры для переноса изображения с кинопленки в компьютер. После цифровой обработ- ки изображение снова помещается на пленку.В связи с этим поговарива- ют, что скоро компьютеры смогут вообще вытеснить из кино живых актеров.

Такое предположение вполне реально. Например, в компьютер введут фо- тографии кинозвезд, компьютер синтезирует из этих снимков некий произ- вольный персонаж, который своим обликом будет точно соответствовать вкусам зрителей. Затем этот синтетический герой может очень правдопо- добно ожить на экране, и при этом совершать невероятные трюки, словно персонаж мультипликации.Дигитайзером в компьютерах киностудий уже сегодня вводят фотогра- фии пейзажей и нарисованные декорации, интерьеры и костюмы.

Надвигает- ся эпоха виртуальной реальности, созданной в памяти компьютера 15 - 2С А У Н Д Б Л А С Т Е Р И В И Д Е О Б Л А С Т Е Р Для превращения персонального компьютера в простейшую систему мультимедиа МРС достаточно установить в компьютер проигрыватель ком- пакт-дисков CD-ROM и звуковую плату. Звуковая плата вставляется в свободный слот расширения на мате- ринской плате.Обычно звуковая плата позволяет осуществлять запись звукового сигнала в файл, воспроизведение и синтез звука.

К звуковой плате подключается микрофон, две акустические колонки или стереонауш- ники, джойстик и проигрыватель компакт-дисков. Синтезатор, встроенный в звуковую плату, помогает воспроизводить сложные звуковые эффекты, не загружая при этом центральный процессор компьютера. Для синтеза высо- кокачественного звука желателен волновой wave-синтезатор, но в большинстве звуковых плат применяется FM-синтезатор с частотной моду- ляцией.Различные звуковые платы становятся стандартной продукцией и вы- пускаются сегодня многими фирмами. На рынке представлен широкий спектр звуковых плат от недорогих 8-разрядных моделей до самых совершенных, в том числе комбинированных с видеоплатами.

Целую серию моделей самых известных звуковых плат выпускает калифорнийская форма Greative Tech- nologies под названием SoundBlaster. Из-за этого любые звуковые платы теперь принято называть саундбластерами.Кроме того, звуковые платы снабжаются эффективной программой распознавания речи увы не на русс- ком языке . Видеоплаты для ввода, обработки и вывода неподвижных и движущихся изображений пока еще не стали обязательным компонентом домашних систем мультимедиа.

Поэтому видеоплаты или видеобластеры, как их называют по аналогии с саунбластерами, предназначены для работы с компьютерной графикой и видео в профессиональных системах, предназначенных для соз- дания мультимедиа, а так же для синтеза изображения и звука.Такая плата видеобластера позволяет выводить изображение на экран монитора, захватывать движущиеся изображение и обрабатывать изображение, получа- емое, например, с видеокамеры, видеомагнитафона или из передач телеви- зионного вещания.

К плате видиобластера обычно можно подключить микро- фон и акустические системы 16 - Сравнительно недорогая видеоплата Screen Machine мюнхенской фирмы FAST Electronic GmbH позволяет, просматривать в окне Windows движущее- ся изображение, полученное от любого видеоисточника, захватывает от- дельные файлы и помещает их в файл на диске.

Изображения можно легко кадрировать, оснащать титрами, оснащать различными эффектами. Исполь- зоваться такая видеоплата может для подготовки различных изданий муль- тимедиа - каталогов товаров и недвижимости, электронных выпусков но- востей и так далее.Кроме того, с помощью видиоплаты можно создавать базы данных изображений, а также - несложные системы распознавания об- разов для автоматизации производства, устройства компьютеризованных сигнальных и сторожевых систем 17 - 2С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение 1 Клавиатура 2 специальные клавиши 4 Мышка и другие манипуляторы 5 Принципы ввода информации с бумажных носителей 7 Сканер 8 ручной 9 планшетный 9 барабанный 9 проекционный 10 считывание изображения 10 качество изображения 11 интеллектуальность сканера 11 цветовые искажения сканеров 11 Цифровая фотокамера 12 Дигитайзер 13 Саундбластер и видеобластер 15 - 18 - 2И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А 1. А.В.Петроченков Hardware - компьютер и периферия популярно о персональном компьютере и периферийном оборудовании 2. В.Э.Фигурнов IBM PC для пользователя 3. HARD n SOFT компьютерный журнал для широкого круга пользователей N3 1995г. 4. В.М.Гасов Технические средства ввода-вывода графической ин- формации серия в семи книгах Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ под редакцией В.Н.Четверикова 5. Н.И.Гурин Работа на персональном компьютере.