Реферат Курсовая Конспект
Неудобство ясного мышления - раздел Связь, ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ Если Рассмотреть Прагматические Следствия Предсказания Директора, То Можно С...
|
Если рассмотреть прагматические следствия предсказания директора, то можно сделать два удивительных вывода. Первый заключается в том, что для того чтобы подтвердилось предсказание, содержащееся в объявлении директора, оно нуждается в противопо-
-230-
ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ
ложном заключении, к которому пришли его ученики (т. е. то, что экзамен логически невозможен), только для того, чтобы ситуация, существующая в его предсказании неожиданного экзамена, могла бы подтвердиться. Но это все равно, что сказать, что дилемма могла возникнуть только благодаря искушенности учеников. Если их умы были бы не такими острыми, они возможно не заметили бы коварной сложности проблемы; они возможно ожидали бы экзамен как неожиданное событие и, таким образом, представили бы директора в абсурдном свете. Но так как они — сами пришли к тому, что неожиданное должно быть ожидаемым, никакой экзамен в промежутке между понедельником и пятницей не был бы для них неожиданным. Но так ли это будет, если искаженная логика сделает их точку зрения более реалистичной? Нет причины для того, чтобы не провести экзамен неожиданно в любой день недели, и только софистика студентов не заметила этот несомненный факт.
В психотерапевтической работе с интеллигентными больными шизофренией снова и снова возникает соблазн прийти к мысли, что им было бы намного лучше и они были бы более «нормальными», если бы они могли бы каким-то образом притупить остроту своего мышления и, таким образом, уменьшить парализующий эффект, который оно оказывает на их поступки. Их образ мышления отличается от мышления героя Достоевского из повести «Записки из подполья», который объясняет:
Клянусь вам, господа, что слишком сознавать — это болезнь, настоящая, полная болезнь...'
И далее:
...инерция задавила. Ведь прямой, законный, непосредственный плод сознания — это инерция, т. с.
'Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. М, 1956. Т. 4. Стр. 136.
-231-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
сознательное сложа-руко-сиденье. Я уже упоминал об этом выше.Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственныелюди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены, как это объяснить? А пот как: они вследствие своей ограниченности ближайшие и второстепенные причины за первоначальные принимают, таким образом скорее и легче других убеждаются, что непреложное основаниесвоему делу нашли, ну и успокаиваются; а ведь это главное. Ведь чтоб начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно и чтоб сомнений уже никаких не оставалось. Ну а как я, например, себя успокою? где у меня первоначальные причины, на которые я упрусь, где основания? Откуда я их возьму? Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность — такова именно сущность всякого сознания и мышления*.
Сравните с «Гамлетом»:
...То ли это
Забвенье скотское, иль жалкий навык Раздумывать чрезмерно об исходе, — Мысль, где на долю мудрости всегда Три доли трусости, — я сам не знаю, Зачем живу, твердя: «Так надо сделать», Раз есть причина, воля, мощь и средства, Чтоб это сделать".
Если, как мы видели в 6.435, двойная ловушка определяет внушенное поведение, сходное с параноидальной, гебефренической и кататонической подгруппами шизофрении, то возможно парадоксальные предсказания относятся к поведению, вызывающему типичную инерцию и абулию в случае простой шизофрении.
6.443.Неудобство доверия.Но второй вывод, сам по себе впечатляет и смущает гораздо больше, нежели эта
' Там же стр. 145—146.
" Шекспир У. Собрание сочинений: В 8 т. М., Искусство. Т. 8. 1960. Стр. ПО.
-232-
ГЛАВА G. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
очевидная апология* нечеткому мышлению. Дилемма равно также невозможна, если ученики не доверяют директору полностью. Их безупречная логика основана и терпит неудачу на предположении, что директору можно и нужно доверять. Любое сомнение в его честности не позволяет разрешить парадокс логически, но определенно разрешает его прагматически. Если ему нельзя доверять, тогда нет оснований относиться к его объявлению серьезно, и лучшее, что могут сделать ученики в этой ситуации, это ожидатьэкзамена в любое время с понедельника по пятницу. (Это значит, что они приняли только часть объявления, т. е. на уровне -объекта языка — содержания, например, «На следующей недели будет экзамен», и игнорируют метакомму-никационный аспект, связанный с его предсказуемостью.) Поэтому мы приходим к заключению, что не только логическое мышление, но также и доверие делает подобного рода парадоксы уязвимыми.
6.444. Неспособность принимать решения.Может показаться, что в реальной жизни такиепарадоксы редки. Однако этот аргумент не подтверждается фактами из области шизофренической коммуникации. Человека с диагнозом «шизофрения» можно представить как играющего роль учеников и директора одновременно. Как ученики, он оказывается перед дилеммой логики и доверия, но в большой степени он играет роль директора, и подобно последнему вовлечен в нерешае-мые коммуникационные сообщения. Нерлич (Neriich), не осознавая насколько заключительные замечания его работы соответствуют предмету нашего исследования, прекрасно суммировал положение дел следующим образом: «Один из способов ничего не говорить — это противоречить себе. И если вы ухитряетесь противоречить себе, говоря что вы ничего не говорите, тогда
* Греч, «apologia» — защита кого-либо или чего-либо, часто предвзятаяоценка, заступничество, восхваление.— Прим. ред.
-233-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ
вы себе вообще не противоречите и можете съесть одно пирожное дважды (111, р. 513).
Если, как постулировано в 2.23 и 3.2, больной шизофренией попытается не общаться, тогда «решением» этой дилеммы является использование нереша-емых сообщений, которые сами по себе не сообщают ничего.
6.445. Примеры повседневной жизни. Нои вне области шизофренической коммуникации парадоксальные предсказания разрушают человеческие взаимоотношения, Это происходит, например, в случае, когда некто Р, которому всецело доверяет О, угрожает что-то сделать О, если тот поведет себя по отношению к Р некорректно.
Следующий пример проиллюстрирует эту интеракцию.
Супружеская пара нуждается в психотерапевтической помощи, потому что жена патологически ревнива, что делает жизнь каждого из них невыносимой. В свою очередь, муж — исключительный, жесткий моралист, очень гордится своим аскетизмом и жизненным кредо: «На протяжении всей своей жизни я никогда не давал повода сомневаться в моих словах». Жена, как правило, принимает комплиментарную ведомую позицию, и только в одной области — самостоятельна: она наотрез не желает отказываться от выпивки перед обедом, привычка, которая ему — трезвеннику отвратительна и которая была причиной бесконечных раздоров фактически с начала их семейной жизни. Дна года тому назад, он в ярости сказал ей: «Если не справишься со своим пороком, то у меня появиться один из моих», добавив, что он встречается с другими женщинами. Это не принесло каких-либо изменений о паттерне их взаимоотношений, и несколько месяцев до посещения терапевта, муж решил позволять ей выпивать ради спокойствия в доме. В то же самое время вспыхнула ее ревность, разумное объяснение которой в следующем: он абсолютно заслуживает доверие, поэтому он должен выполнить свою угрозу и быть неверным, т. е. не заслуживающим доверие.
-234-
ГЛАВА 6. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
С другой стороны, муж, очевидно, пойманный в сети скоего парадоксального предсказания, не смог переубедить се в том, что его угроза была импульсивной и не должна восприниматься всерьез. Оба понимают, что попались весть, сплетенную ими самими, но не видят пути выхода из нее.
Структура угрозы мужа идентична объявлению директора. С его точки зрения он говорит:
(1) я абсолютно заслуживаю доверие;
(2)теперь я накажу тебя, будучи ненадежным (невер-
ным, лживым);
(3) следовательно, я собираюсь оставаться заслужива-
ющим у тебя доверия, будучи не заслуживающим доверия, поэтому если я сейчас не нарушу твоего доверия в моей верности, я больше никогда не буду заслуживать доверие.
С семантической точки зрения парадокс возникает из двух различных смыслов «заслуживающий доверие». В (1) понятие используется в метаязыке, чтобы обозначить свойство всех его действий, обещаний и установок. В (2) используется объект языка и угроза супружеской неверности. Аналогично используется два раза слово «ожидаемый» вобъявлении директора. Все его предсказания вполне ожидаемы. Другими словами, ожи-даемость -- это общее свойство, определяющее класс предсказаний. Таким образом, если ожидасмость одного члена этого класса — т. е. одно особое предсказание — отрицается, то ожидаемость совсем другого — т. с. более низкого — логического типа, чем ожидаемость, кото-рос является свойством класса, обозначается одним и тем же понятием. С прагматической точки зрения, объявления как мужа, так и директора создают несостоятельные контексты.
6.446. Доверие — дилемма узника.В человеческих взаимоотношениях, все предсказания, тем или иным образом, связаны с доверием. Если человек Р вручает другому О личный чек, вопрос, является ли этот чек действительным, остается неясным для О вданный момент из-за отсутствия необходимой информации.
-235-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
В этом смысле позиции Р и О совершенно различны. Р знает о своем чеке все, О может либо доверять, либо не доверять ему, и он не узнает о нем ничего, пока не обратится с чеком в банк. С этого момента его доверие или недоверие превратится в уверенность, которой Р обладал с самого начала*.
В природе человеческой коммуникации нет способа сделать другого обладателем информации или восприятия, доступных исключительно тебе. Другой может в лучшем случае доверять или не доверять, но он может никогда и не узнать. С другой стороны, человеческая активность была бы фактически парализована, если бы на людей влияла бы только информация или восприятие из первых рук. Значительное большинство всех решений основано на доверии одного или иного рода. Таким образом, доверие всегда связано с дальнейшими результатами, или более специфично связано с их предсказуемостью.
До сих пор рассматривались интеракции, в которых некто имел информацию из первых рук, а другой мог только доверять или не доверять этой информации. Директор знает, что он не собирается назначить экзамен на четверг утром; муж знает, что он не собирается изменять своей жене; человек, который выписывает чек, обычно знает, действителен ли он или нет. Теперь в любой интеракции типа «Дилемма узника» никто не имеет никакой информации из первых рук. Они оба вынуждены полагаться на доверие к другому, на опытную оценку их собственной надежности в глазах другого, и на их способности в предсказании образа действия другого, которое, как они знают, зависит, в основном, от его предсказания о том, что имеется. Эти предсказания, как будет показано ниже, неизменно становятся парадоксами.
'Довериеили недоверие О будет конечно определяться его последними контактами, если они были с Р. Результат настоящей проблемы повлияет на доиерие к Р в будущей ситуации. Но к дан-пому случаю это не имеет никакого отношения.
-236-
ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Дилемма узника может быть представлена следующей матрицей*:
5, 5
-5, 8
5
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ISBN... Авторы данной книги по праву считаются основоположниками перспективной... УДК ББК...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неудобство ясного мышления
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов