рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Атомизм

Атомизм - раздел Связь, Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой Основоположником Атомизма Считается Левкипп, Но О Нём Почти ...

Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нём почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего подразумевается учение Демокрита.

Демокрит. Первоначала бытия – атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв. "неделимые") – это мельчайшие частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, не возникает и не исчезает. Количество атомов бесконечно. Они различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.) и положением в пространстве. Атомы подвижны, парят в пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.

Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал "средними ступенями", из которых складывается всё остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь – только из шарообразных. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь.

Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Развивая идеи атомизма, Эпикур углубил понимание Самодвижения, которое не сводится к равномерному однообразному перемещению материальных частиц, обладающих возможностью случайного спонтанного отклонения от своих траекторий. Без этого принципа не может обойтись современная квантовая физика при описании движения элементарных частиц.

 

 

11)Сократ – учитель мудрости, родоначальник диалектики и рационалистической этики

О подлинном учении С. мало что известно. Основные сведения о нём почерпнуты из работ двух его учеников: Ксенофонта и Платона. Но их изложения идей С. частично различаются.

Если предшествующие философы в основном изучались изучением природы, то С. первым стал утверждать, что главная задача философии состоит в познании человека. В центре его внимания оказались вопросы о том, что есть добро и зло, что безобразно, а что прекрасно, какова природа добродетели и т. д.

С. был сторонником учения о переселении душ. На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам С. идеалистом, но в методе С. заложена возможность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном.

С. разработал учение о добродетели, согласно которому человек становится добродетельным в силу знания того, что есть добро и что есть зло.

Учение о добродетели подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.)

С. оказал громадное влияние на всю последующую философию, став образцом "мудреца" и "гражданина". Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ (сократические школы), относящихся к различным философским направлениям; наиболее известная из них – киническая (киники).

Духовная революция Сократа. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы би­лись над разрешением проблемы: что такое природа и по­следняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначи­вает основное философское вопрошание: в чем приро­да и главное содержание человека? Не физику, а эти­ку ставит Сократ на первое место. Именно философия

человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первосте­пенное значение тому, что человек есть существо позна­ющее, разумное.

Сущность человека — душа. Этика Сократа. Че­ловека отличает от других существ душа, считает Со­крат. Душа — это способность человека осознавать, про­являть мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реали­зуется в познании, недостаток последнего есть невеже­ство. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, сре­ди которых главные — мудрость, справедливость, уме­ренность. Развивая свои добродетели, человек достига­ет гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Этика Сократа, описанная в предыдущем абзаце, име­ла в становлении современного человека, как свидетель­ствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими слож­ными для этики Сократа вопросами.

1. Почему много знающий человек, как известно хо­тя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современ­ный философ склонен считать, что преступник не об­ладает доброй волей. Этика Сократа не содержит пред­ставления о доброй воле.

2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос не­возможно найти ответ в этике Сократа. Современныет философы полагают, что эгоизм коренится не в приро­де человека, а определяется приобретенными им в про­цессе жизни ценностями. Но учения о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.

Диалектика Сократа. Мы используем слово «диа­лектика» для обозначения искусства достижения фи­лософских истин. В этом отношении Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.

Первый этап — дисквалификация себя и собесед­ника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ ед­ва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, на­чать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

Третий этап — рождение мысли, душа порожда­ет истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значе­ние до настоящих дней.

Философия, по Сократу, это «экзамен души», эк­замен на мудрость, честность, правду, свободу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой

Объектом исследования философии является та духовная реальность которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром... Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание которое отражает... круг проблем...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Атомизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой.
Слово философия древнегреческого происхождения.Впервые употребил это слово Пифагор(580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни

Философия и мировоззрение.Истроические типы и формы мировоззрения.
Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Оно выражает отношение человека к окружающей его действительности

Проблемы постановки постановки основного вопроса философии.Две его строны.
Постановка основного вопроса философии обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей(первопричина): материальной и идеальной (природы и сознани

Сущность материализма.Его исторические формы и представители.
Материализм – это философское направление, которое, исследуя сущность бытия, берет за первичное, фундамент всего сущего, природу. Материализм

Античный материализм
Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый

Метафизический материализм Нового времени
Метафизический материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к м

Диалектический материализм
Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектик

Сущность идеализма.Его исторические формы и представители.
Философский идеализм – это научно осмысленная, непротиворечивая система взглядов на мир, основанием которой рассматривается духовное начало. Объективный идеализм, в со

Диалектика как теория и метод философского исследования. Исторические формы.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и дру

Диалектика как философская концепция развития. Принципы и законы развития материалитсческий диалектики.
Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации раз

Метафизика как способ мышления.Метафизика Аристотеля и Гоббса
Метафизика — философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель. В

Метафизика Гоббса
Общество в трактовке Гоббса — подобие механизма, простейшим элементом которого является человек. Гоббс считал, что природа человека неизменна, а движущей силой его поступков является эгоизм. Исходя

Концепция объективного идеализма Платона. Природа, общество и человек как воплощение мира идеальных сущностей.
Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается и

Философия французского Просвещения. Вольтер, Ж-Ж Руссо, А. Дидро, П.Гольбах.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер безраздельно властв

Проблема взаимосвязи свободы и творчества в философии Бердяева
Философа волнует проблема теодицеи, то есть примирения зла мира с существованием Бога, которая для него также связана с проблемой свободы. Бердяев считает, что “трудно примирить существование всемо

Философское понимание бытия. Уровни его организации и формы.
С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение

Уровни неживой природы, живой природы, общества
В социуме мы также можем выделить уровни: индивид - семья - коллектив - класс - нация - государство - этнос - человечество в целом. Здесь последовательность их соподчинения несколь

Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени как форм организации материи.
Пространство(П) есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.П заключается в том, что объекты расположены вне друг друга и находятся в определен. количественных о

Принципы научного познания.
Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности. 1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демо

Соотношение науки и религии
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрения, взаимодействующие друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание, однако че

Сущность и закономерности творческой активности разума Открытия и изобретения.
Творческая активность ума по-разному реализуется в той или иной сфере материальной или духовной. Изобретение есть создание ранее не существовавшего, например порох был изобретен. Открытие и

Сущность общества. Специфика социально-философского и социальнологического подходов в исследовании общества.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм.
1)ВОЛЮНТАРИЗМ — философская, мировоззренческая позиция, суть К-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта волнения в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги