рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия французского Просвещения. Вольтер, Ж-Ж Руссо, А. Дидро, П.Гольбах.

Философия французского Просвещения. Вольтер, Ж-Ж Руссо, А. Дидро, П.Гольбах. - раздел Связь, Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — Один Из Идейных Во...

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него буше­вали страсти. Его любили и ненавидели. Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся ре­волюцию всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно содействовал идеологической подго­товке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищ­ными злоупотреблениями.Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. По своим убеждениям Руссо — представитель демократичес­кого крыла идеологов Просвещения; он — философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области филосо­фии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существо­вание Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что ма­терия и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах тео­рии познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сто­ронником врожденности нравственных идей.Дени Дидро (1713—1784) — знаменитый мыслитель, ученый-эн­циклопедист. Характерная черта его политического мировоззре­ния — остро выраженный демократизм. Это удивительно одарен­ная, всесторонне развитая личность — философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро посвятил свою творческую деятельность науке и философии,

Дидро утверждал, что душа — продукт единства организма, его целостности.Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723—1789), барон — француз­ский философ-материалист. Усвоив взгляды значительной части Современного ему европейского общества, он высказал их с такой прямолинейностью, что возбудил возражения представителей раз­личных философских школ. Главное его сочинение «Система при­роды» — «эта библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольба­ху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье за­ключается в удовольствии.

 

22. И. Кант: проблемы бытия и познания; человека и общества.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант ,(1724—1804) — поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

О бытии и познании. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и рели­гии, должно предшествовать исследование возможностей челове­ческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы досто­верного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант счи­тал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод крити­ческого философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности по­знания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувствен­ные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет.

Человек, по Канту, — это «самый главный предмет в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, т.е. личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Эгоизму Кант противопоставляет образ мыслей, при ко­тором человек рассматривает свое Я не как весь мир, а лишь как часть его.

 

23.Философия интуитивизма А. Бергсона

БЕРГСОН Анри (18591941) — французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.

Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз». Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром «твердых тел», оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая понималась как самопостиже­ние жизни, т.е. познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъекту.

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. не­прерывная изменчивость состояний. Идея длительности — излюб­ленная, центральная категория в философии Бергсона. Длитель­ность — атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обладаю­щее особой энергией спонтанного порыва.

В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противо­поставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования материальными, пространственными объек­тами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей. Бергсон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненный порыв», как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь «жизненного по­рыва».

 

 

24.Философская концепция объективного идеализма Гегеля: проблемы Мирового разума, диалектики, человека и общества.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (17701831) — немецкий фило­соф, стоит в одном ряду с самыми великими мыслителями в истории человечества Платоном, Аристотелем, Кантом.

Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впер­вые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопо­ставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление су­щественно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имма­нентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и рас­крывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или Мировой дух. Это — деятельное на­чало, давшее импульс возникновению и развитию мира. Деятель­ность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопо­знании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (раз­вивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мыш­лении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в филосо­фии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: про­цесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он счи­тал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В фи­лософской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Поиски Мирового разума в истории привели Гегеля к обнаруже­нию исторической закономерности, в которой реализуется диалек­тика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история разви­вается не как автоматический процесс; история человечества сла­гается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становит­ся необходимостью. Цель всемирной истории заключается в позна­нии Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии на­родного духа. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Соглас­но Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каж­дый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания Мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Ге­гель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной ис­тории, которым является прогресс в осознании свободы. Ему соот­ветствуют четыре этапа восхождения к свободе: восточный мир; гре­ческий мир; римский мир; германский мир.

 

 

 

27.Феноменология как философское направление. Э. Гуссерл.

Феноменология - одно из важнейших направлений в философии XX века. Основатель этого направления - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он был учеником немецкого философа Франца Брентано, разработавшего метод непосредственного описания психических явлений и вычленения их структур. Брентано также выдвинул идею интенциональности (направленности на другое) как отличительной особенности психических явлений. Эта идея стала ядром феноменологического подхода. Феноменология с самого начала формировалась не как замкнутая философская школа, а как широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля. Тем не менее ведущую роль в ее становлении сыграли именно работы Гуссерля, и прежде всего его двухтомный труд «Логические исследования, а также сочинение «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913).

Исходный пункт феноменологии как философского учения - возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания. Существенная черта феноменологического метода - отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

У Гуссерля взаимная несводимость сознания и предметного мира выражается в различении трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. Связь значений - идеальная, а не дедуктивно- или индуктивно-логическая, она дана только в описании как процесс смыслоформирования. Сознание в своей сущности принципиально непредметно, оно не может быть представлено как объект, причинно определяемый или функционально регулируемый. Сознание обнаруживает себя как направленность на предмет (это и есть конституирование значения), как бытие осознанности, но не как осознанная предметность.

Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-то или нет, а также само бытие, понимаемое как «предмет, свершающий истину». Иначе говоря, истина - это тождество предмета самому себе.

Таким образом, феноменология - это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к «практическим последствиям» (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия). В то же время феноменология имеет определенные точки соприкосновения практически со всеми течениями мысли, сформировавшимися или получившими распространение в XX веке.

 

28.Герменевтика как философское направление. Дильтей. Э. Гуссерль.Гадамер
 

Герменевтика (гр. истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом.. Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.

Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».

М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии.

Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой

Объектом исследования философии является та духовная реальность которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром... Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание которое отражает... круг проблем...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия французского Просвещения. Вольтер, Ж-Ж Руссо, А. Дидро, П.Гольбах.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой.
Слово философия древнегреческого происхождения.Впервые употребил это слово Пифагор(580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни

Философия и мировоззрение.Истроические типы и формы мировоззрения.
Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Оно выражает отношение человека к окружающей его действительности

Проблемы постановки постановки основного вопроса философии.Две его строны.
Постановка основного вопроса философии обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей(первопричина): материальной и идеальной (природы и сознани

Сущность материализма.Его исторические формы и представители.
Материализм – это философское направление, которое, исследуя сущность бытия, берет за первичное, фундамент всего сущего, природу. Материализм

Античный материализм
Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый

Метафизический материализм Нового времени
Метафизический материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к м

Диалектический материализм
Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектик

Сущность идеализма.Его исторические формы и представители.
Философский идеализм – это научно осмысленная, непротиворечивая система взглядов на мир, основанием которой рассматривается духовное начало. Объективный идеализм, в со

Диалектика как теория и метод философского исследования. Исторические формы.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и дру

Диалектика как философская концепция развития. Принципы и законы развития материалитсческий диалектики.
Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации раз

Метафизика как способ мышления.Метафизика Аристотеля и Гоббса
Метафизика — философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель. В

Метафизика Гоббса
Общество в трактовке Гоббса — подобие механизма, простейшим элементом которого является человек. Гоббс считал, что природа человека неизменна, а движущей силой его поступков является эгоизм. Исходя

Атомизм
Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нём почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего подразумевается учение Демокрита.

Концепция объективного идеализма Платона. Природа, общество и человек как воплощение мира идеальных сущностей.
Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается и

Проблема взаимосвязи свободы и творчества в философии Бердяева
Философа волнует проблема теодицеи, то есть примирения зла мира с существованием Бога, которая для него также связана с проблемой свободы. Бердяев считает, что “трудно примирить существование всемо

Философское понимание бытия. Уровни его организации и формы.
С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение

Уровни неживой природы, живой природы, общества
В социуме мы также можем выделить уровни: индивид - семья - коллектив - класс - нация - государство - этнос - человечество в целом. Здесь последовательность их соподчинения несколь

Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени как форм организации материи.
Пространство(П) есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.П заключается в том, что объекты расположены вне друг друга и находятся в определен. количественных о

Принципы научного познания.
Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности. 1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демо

Соотношение науки и религии
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрения, взаимодействующие друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание, однако че

Сущность и закономерности творческой активности разума Открытия и изобретения.
Творческая активность ума по-разному реализуется в той или иной сфере материальной или духовной. Изобретение есть создание ранее не существовавшего, например порох был изобретен. Открытие и

Сущность общества. Специфика социально-философского и социальнологического подходов в исследовании общества.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм.
1)ВОЛЮНТАРИЗМ — философская, мировоззренческая позиция, суть К-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта волнения в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги