Проблемы постановки постановки основного вопроса философии.Две его строны.
Проблемы постановки постановки основного вопроса философии.Две его строны. - раздел Связь, Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой Постановка Основного Вопроса Философии Обусловлена Наличием В Окружающем Чело...
Постановка основного вопроса философии обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей(первопричина): материальной и идеальной (природы и сознания). Какая из них является главной и, соответственно, порождает другую? Размышляя над сущностью бытия, философы постоянно сталкивались с этим вопросом и должны были на него отвечать, выстраивая свою концепцию видения мира. Особенно этот вопрос актуализировался в Новое время. Начиная с 17 столетия европейская жизнь в передовых странах Европы характеризуется интенсивным хозяйственно-экономическим развитием, поскольку на смену традиционным аграрно-ремесленным формам производства, определяющим хозяйственно-экономические отношения, приходит новый, более производительный капиталистический строй, развивающийся на основе промышленного производства. Бурное развитие промышленного производства, а также естественных наук, достижения которых активно использовались в производстве, требовали философского уяснения следующих вопросов:
1) как должно выстраиваться отношение человека к природе?
2)первоначало: природные или духовные (материя или сознание)?
3) Какова роль самой философии в духовной жизни человечества? Т.е. речь шла о самоопределении философии, ее активного отмежевания с одной стороны от религии и с другой стороны – от естественных наук. Философия должна была, опираясь на накопленные знания, дать ответ на вопрос: почему мир такой, каков он есть и как к нему должен относиться человек, чтобы его жизнь была правильной и успешной
Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа).
1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (Материя-первична, сознание - вторично);
2) идеалистов, которые считают, что в основе мира лежит духовное начало, определяющее всё сущее. В ходе исторического развития в философии сложились два направления материалистический монизм (моно - один) и идеалистический монизм(Субъективный(Мир существует благодаря сознанию человека) и Объективный идеализм(Мир существует благодаря объективной идее). Этим направлениям противостоит дуализм (Вольф 17 столетие -Декарт)– философское учение, исходящее из признания равноправными духа и материи.
Второй стороной основного вопроса философии является проблема познаваемости мира. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако ряд философов (Юм, Кант, Мах - агностики) отрицали принципиальную возможность познания мира. И. Кант спрашивал: «Что я могу знать?» Диалектика познания состоит в том, что с увеличением знания раздвигаются и границы незнания. 1) Античный скептицизм(Природа вещей неизвестна; рекомендация воздерживаться от суждений о них) 2) Скептицизм Монтеня: против догматического (догматы- истинные мнения) отношения к авторитетам и устаревших традиций 3) Агностицизм Юма(Бесспорно только то, что находится в восприятиях); Агностицизм Канта:(разграничение познаваемых вещей-для-нас и непознаваемых вещей-в-себе)
Объектом исследования философии является та духовная реальность которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром... Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание которое отражает... круг проблем...
Истоки философии. Ее связь с философией, религией и наукой.
Слово философия древнегреческого происхождения.Впервые употребил это слово Пифагор(580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни
Античный материализм
Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый
Метафизический материализм Нового времени
Метафизический материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к м
Диалектический материализм
Диалектический материализм («диамат»)- учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектик
Метафизика Гоббса
Общество в трактовке Гоббса — подобие механизма, простейшим элементом которого является человек. Гоббс считал, что природа человека неизменна, а движущей силой его поступков является эгоизм. Исходя
Атомизм
Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нём почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего подразумевается учение Демокрита.
Проблема взаимосвязи свободы и творчества в философии Бердяева
Философа волнует проблема теодицеи, то есть примирения зла мира с существованием Бога, которая для него также связана с проблемой свободы. Бердяев считает, что “трудно примирить существование всемо
Философское понимание бытия. Уровни его организации и формы.
С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение
Уровни неживой природы, живой природы, общества
В социуме мы также можем выделить уровни: индивид - семья - коллектив - класс - нация - государство - этнос - человечество в целом. Здесь последовательность их соподчинения несколь
Принципы научного познания.
Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности.
1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демо
Соотношение науки и религии
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрения, взаимодействующие друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание, однако че
Новости и инфо для студентов