Проблемы постановки постановки основного вопроса философии.Две его строны.

Постановка основного вопроса философии обусловлена наличием в окружающем человека мире двух предельно широких, фундаментальных реальностей(первопричина): материальной и идеальной (природы и сознания). Какая из них является главной и, соответственно, порождает другую? Размышляя над сущностью бытия, философы постоянно сталкивались с этим вопросом и должны были на него отвечать, выстраивая свою концепцию видения мира. Особенно этот вопрос актуализировался в Новое время. Начиная с 17 столетия европейская жизнь в передовых странах Европы характеризуется интенсивным хозяйственно-экономическим развитием, поскольку на смену традиционным аграрно-ремесленным формам производства, определяющим хозяйственно-экономические отношения, приходит новый, более производительный капиталистический строй, развивающийся на основе промышленного производства. Бурное развитие промышленного производства, а также естественных наук, достижения которых активно использовались в производстве, требовали философского уяснения следующих вопросов:

1) как должно выстраиваться отношение человека к природе?

2)первоначало: природные или духовные (материя или сознание)?

3) Какова роль самой философии в духовной жизни человечества? Т.е. речь шла о самоопределении философии, ее активного отмежевания с одной стороны от религии и с другой стороны – от естественных наук. Философия должна была, опираясь на накопленные знания, дать ответ на вопрос: почему мир такой, каков он есть и как к нему должен относиться человек, чтобы его жизнь была правильной и успешной

Основной вопрос философии содержит в себе еще два вопроса. Как говорит Энгельс, имеет две стороны. Первый вопрос имеет цель выяснить, что первично – Дух, сознание, или природа, материя. Сложность проблемы состоит в том, что логически непротиворечивую картину мира можно построить, исходя из первичности как природы, так и сознания (Духа).

1) материалистов, которые в качестве исходного начала рассматривают природу (Материя-первична, сознание - вторично);

2) идеалистов, которые считают, что в основе мира лежит духовное начало, определяющее всё сущее. В ходе исторического развития в философии сложились два направления материалистический монизм (моно - один) и идеалистический монизм(Субъективный(Мир существует благодаря сознанию человека) и Объективный идеализм(Мир существует благодаря объективной идее). Этим направлениям противостоит дуализм (Вольф 17 столетие -Декарт)– философское учение, исходящее из признания равноправными духа и материи.

Второй стороной основного вопроса философии является проблема познаваемости мира. Большинство философов, как материалистов, так и идеалистов отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако ряд философов (Юм, Кант, Мах - агностики) отрицали принципиальную возможность познания мира. И. Кант спрашивал: «Что я могу знать?» Диалектика познания состоит в том, что с увеличением знания раздвигаются и границы незнания. 1) Античный скептицизм(Природа вещей неизвестна; рекомендация воздерживаться от суждений о них) 2) Скептицизм Монтеня: против догматического (догматы- истинные мнения) отношения к авторитетам и устаревших традиций 3) Агностицизм Юма(Бесспорно только то, что находится в восприятиях); Агностицизм Канта:(разграничение познаваемых вещей-для-нас и непознаваемых вещей-в-себе)