Сущность идеализма.Его исторические формы и представители.

Философский идеализм – это научно осмысленная, непротиворечивая система взглядов на мир, основанием которой рассматривается духовное начало.

Объективный идеализм, в соответствии с которым фундаментом, основой всего существующего рассматривается духовное начало, стоящее над материальным миром и порождающее его. Так, наиболее яркими представителями объективного идеализма являются: Платон (мир идей, как фундамент природного мира), Фома Аквинский (Бог - Творец всего сущего), Гегель (Верховный Разум – Творец всего сущего). Объективный идеализм абсолютизирует в познании роль абстрактного мышления. Здесь идея вещи (ноумэн) – её сущность мыслится как существующая объективно и извечно. У Платона она – одна из многих в вечном мире Идей, а у Гегеля – одна из проявлений Абсолютной идеи. Импульс мыслительной деятельности человека дает якобы существующее независимо от человека духовное начало, некая сверхъестественная духовная сила.

Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

• "мир идей" изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

Формой объективного идеализма является также иррационализм, который рассматривает в качестве основы бытия бессознательное волевое начало и «жизненный порыв», дающий импульс, толчок для развития материального мира.

Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д.Юм, Фихте, Мах, неопозитивисты.), как философское направление, сложился в результате развития теории познания. Поскольку познающий человек (субъект познания) способен получить исходное знание о мире (предметах и вещах его окружающих) только при помощи своих органов чувств, то утвердился взгляд на познаваемые объекты как комплекс ощущений. Субъективный идеализм формируется при абсолютизации в процессе познания роли ощущений как единственного источника знания о предмете. Исходное положение субъективного идеализма:«Вещи суть комплексы «ощущений», а потому «без субъекта нет объекта» (Дж. Беркли). Однако здесь нужно добавить: нет не самого объекта, а его отражения в сознании познающего субъекта.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалистысчитали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют толь ко в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.