рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Билет10,11

Билет10,11 - раздел Связь, Культурология как наука, ее предмет и связь с другими гуманитарными дисциплинами Материальная И Духовная Культура: ...

Материальная и духовная культура:
Материальная культура Духовная культура
компьютер станок природа телевизор живопись балет кино музыка
Первичность материальной или духовной культур за­висит от ситуационного контекста Пример: Самосожжение сторонников церковного раскола Основу духовной жизни человека составляет сознание. Духовной культурой в широком смысле называется продукт общественного сознания.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологические основы культуры, наиболее именующий собой вещественные результаты материального производства и способы всевозможной технологической деятельности человека.


— продолжение распространения человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных (семейных) отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная же культура разделяется на:

— теоретизм опирается на истину и появлением особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Духовная культура в широком и узком смысле:

Духовная культура в широком смысле Духовная культура в узком смысле
процесс и результаты духовного производства культура чтения
продукт общественного сознания религиозная культура
способы достижения истины: -способность сопереживать -знание наследия мировой и отечественной культуры -самостоятельные духовные усилия

Различия духовной и элитарной культуры:

Духовная Элитарная
шире уже
процесс и результаты духовного производства Сложнее для восприятия
Наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующая деятельность людей  

Основные виды культуры:

Массовая культура Элитарная культура Народная культура
формирует элитарную культуру. особенная утонченность, сложность и высокая качественность культурной продукции. находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Главные жанры - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, фантастика, выступление поп – группы, песни группы «The Beatles» симфоническую музыку, рисунки Пабло Пикассо, фортепьянный концерт, классическую музыку русские народные сказки, легенды, сказания, эпос, частушки
Жанры массовой культурыдолжны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. Доступна лишь немногим профессионалам и наиболее образованным членам общества Культура, включающая в себя широко распространенные произведения анонимных творцов
ориентирована на получение коммерческой выгоды характеризуется сложностью форм художественною освоения мира Культура социальной группы, проявляющаяся в наборе символов, ценностей, убеждений
учитывает запросы самых широких слоев общества Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия культура Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, языка, структуры.
имеет развлекательный характер некоммерческим характером потребления  
Культура, распространяемая через экранные средства информации и ориентированная на рыночного потребителя произведения создаются «для себя», чтобы выразить свои взгляды, мысли, чувства, не заботясь о том, как это понравится читателю или зрителю  
Культура, рассчитанная на интеллект, образованность и философское восприятие бытия совмещается несовместимое, используется прием абсурда. Элитарная культура-новаторство, которое порой пугает.  
обслуживание примитивных потребностей пользователей    
стремлением внушать вкусы массам людей    
общедоступность    
 
 

 

 

 

 

 

билет 12. Религия как феномен культуры.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик – незнающий.

Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных, опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание – научное знание.

Источники веры:

1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).

2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.

3. Проповедническая деятельность.

4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и т.д.).

5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые), практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).

Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.

Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры. Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий «свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой».

Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.

Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.

Религия есть самоутверждение личности в вечности.


билет13 Сущность эстетической культуры

 

Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

Ø воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

Ø народную художественную культуру;

Ø искусство как профессиональный вид художественного творчества;

Ø эстетическую культуру;

Ø культуру научной жизни;

Ø культуру образования;

Ø культуру воспитания;

Ø культуру свободы совести;

Ø культуру нравственно-духовной жизни;

Ø информационную культуру.

Как видно из этого перечня, эстетическая культура охватывает не все содержание духовной культуры общества.

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения,всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми­ческого и других.

История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения,бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.

Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура – связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

Нельзя отрицать, что все здания эстетической науки строятся на единственной категории прекрасного.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития:античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая – в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессиональ­ного искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества -искусства; народно-художественную куль­туру; массовую культуру -профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической,политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эс­тетическое сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавер­шенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувст­венное познание, вершина которого - красота.Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвы­шающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общест­ва, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и спосо­бы воспроизводства искусства.

Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент - искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или«художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание«искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле«ведающее» только искусством).

 

15. Функции культуры.

Преобразующая функция культуры

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры

Коммуникация —это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры

Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Инфрмационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения.

Сигнификативная (знаковая) функция культуры. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

Духовно-нравственная функция культуры. Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.

Билет 16. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений.


Язык культуры выполняет смыслопередающую функцию. Язык - понятый сторонами способ передачи смыслов. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.

В отличии от речи язык культуры не ограничивается словами. Основными компонентами языка культуры ( пример: язык одежды, тату) являются ценности и нормы. Существует некоторая классификация языков: естественные (русский), искусственные (языки науки, где значение фиксировано, и существуют строгие рамки использования), вторичные (коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естесвенно-языковым уровнем, пример: миф, религия, искусство).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология как наука, ее предмет и связь с другими гуманитарными дисциплинами

В эту эпоху были разработаны основные категории которыми мы мыслим по сей день заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь... Этот процесс заставил многих пересмотреть поставить под вопрос подвергнуть... Мифологической эпохе с е спокойной устойчивостью пришел конец Основные идеи греческих индийских китайских...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Билет10,11

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Причины появления науки-культурологии.
1) Культура представляет собой масштабный и сложный феномен для полноценного изучения которого требуется отдельная специальная наука. 2) Социокультурная ситуация начала 21 века характеризу

Билет 4 Аналитическая теория культуры К.Юнга
К.Юнг (1876-1961) - представитель психоаналитического направления в изучении культур. Его аналитический способ исследования культур отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом о

Билет 6
Карл Ясперс (1883-1969) - экзистенциалист, представитель линейного подхода. "Концепция осевого времени" - так называется концепция Ясперса. Именно в эпоху осевого времени зародилась миров

В историческом процессе Карл Ясперс выделяет четыре «ключевых среза».
«Первые два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта

Характеристика осевого времени
В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуцийи Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и

Билет 9. Культура и цивилизация.
Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии и характеристика внутренней целостности и единства всех сфер и структур общественной жизни, с точки зрения особенностей, традиций и п

Билет 17
СИМВОЛЫ В КУЛЬТУ РЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины — культурологии

Билет 18 Нормы и ценности культуры
Важнейшими компонентами картины мира, наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия, являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные об

Билет 22 Восточный тип культуры
Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура. Индийскаякультура - это, прежде всего, ведическая кул

Билет 25
Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, нас

Билет 35
Суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в 80-е годы XX века п

Билет 39
Это самые трагические века в истории Руси - татаро-монгольское иго. Во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. В плен угнаны лучшие мастера.

Билет 42. «Серебряный век» русской культуры
Драматический театр В 1898 г. в Москве возникло «Товарищество для учреждения общедоступного театра». В числе его учредителей были фабрикант ^ С. Т. Морозов, театральные деятели К.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги