Билет10,11

Материальная и духовная культура:
Материальная культура Духовная культура
компьютер станок природа телевизор живопись балет кино музыка
Первичность материальной или духовной культур за­висит от ситуационного контекста Пример: Самосожжение сторонников церковного раскола Основу духовной жизни человека составляет сознание. Духовной культурой в широком смысле называется продукт общественного сознания.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологические основы культуры, наиболее именующий собой вещественные результаты материального производства и способы всевозможной технологической деятельности человека.


— продолжение распространения человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных (семейных) отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная же культура разделяется на:

— теоретизм опирается на истину и появлением особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Духовная культура в широком и узком смысле:

Духовная культура в широком смысле Духовная культура в узком смысле
процесс и результаты духовного производства культура чтения
продукт общественного сознания религиозная культура
способы достижения истины: -способность сопереживать -знание наследия мировой и отечественной культуры -самостоятельные духовные усилия

Различия духовной и элитарной культуры:

Духовная Элитарная
шире уже
процесс и результаты духовного производства Сложнее для восприятия
Наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующая деятельность людей  

Основные виды культуры:

Массовая культура Элитарная культура Народная культура
формирует элитарную культуру. особенная утонченность, сложность и высокая качественность культурной продукции. находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Главные жанры - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, фантастика, выступление поп – группы, песни группы «The Beatles» симфоническую музыку, рисунки Пабло Пикассо, фортепьянный концерт, классическую музыку русские народные сказки, легенды, сказания, эпос, частушки
Жанры массовой культурыдолжны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. Доступна лишь немногим профессионалам и наиболее образованным членам общества Культура, включающая в себя широко распространенные произведения анонимных творцов
ориентирована на получение коммерческой выгоды характеризуется сложностью форм художественною освоения мира Культура социальной группы, проявляющаяся в наборе символов, ценностей, убеждений
учитывает запросы самых широких слоев общества Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия культура Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, языка, структуры.
имеет развлекательный характер некоммерческим характером потребления  
Культура, распространяемая через экранные средства информации и ориентированная на рыночного потребителя произведения создаются «для себя», чтобы выразить свои взгляды, мысли, чувства, не заботясь о том, как это понравится читателю или зрителю  
Культура, рассчитанная на интеллект, образованность и философское восприятие бытия совмещается несовместимое, используется прием абсурда. Элитарная культура-новаторство, которое порой пугает.  
обслуживание примитивных потребностей пользователей    
стремлением внушать вкусы массам людей    
общедоступность    
 
 

 

 

 

 

 

билет 12. Религия как феномен культуры.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик – незнающий.

Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных, опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание – научное знание.

Источники веры:

1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).

2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.

3. Проповедническая деятельность.

4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и т.д.).

5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые), практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).

Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.

Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры. Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий «свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой».

Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.

Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.

Религия есть самоутверждение личности в вечности.


билет13 Сущность эстетической культуры

 

Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

Ø воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

Ø народную художественную культуру;

Ø искусство как профессиональный вид художественного творчества;

Ø эстетическую культуру;

Ø культуру научной жизни;

Ø культуру образования;

Ø культуру воспитания;

Ø культуру свободы совести;

Ø культуру нравственно-духовной жизни;

Ø информационную культуру.

Как видно из этого перечня, эстетическая культура охватывает не все содержание духовной культуры общества.

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения,всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми­ческого и других.

История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения,бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.

Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура – связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

Нельзя отрицать, что все здания эстетической науки строятся на единственной категории прекрасного.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития:античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая – в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессиональ­ного искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества -искусства; народно-художественную куль­туру; массовую культуру -профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической,политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эс­тетическое сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавер­шенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувст­венное познание, вершина которого - красота.Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвы­шающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общест­ва, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и спосо­бы воспроизводства искусства.

Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент - искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или«художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание«искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле«ведающее» только искусством).

 

15. Функции культуры.

Преобразующая функция культуры

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры

Коммуникация —это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры

Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Инфрмационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения.

Сигнификативная (знаковая) функция культуры. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

Духовно-нравственная функция культуры. Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.

Билет 16. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений.


Язык культуры выполняет смыслопередающую функцию. Язык - понятый сторонами способ передачи смыслов. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.

В отличии от речи язык культуры не ограничивается словами. Основными компонентами языка культуры ( пример: язык одежды, тату) являются ценности и нормы. Существует некоторая классификация языков: естественные (русский), искусственные (языки науки, где значение фиксировано, и существуют строгие рамки использования), вторичные (коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естесвенно-языковым уровнем, пример: миф, религия, искусство).