Сначала в речи москвичей преобладали владимиро-суздальские черты (оканье, г взрывное). Аканье сначала считалось показателем речи черни, а потом стало нормой. Южнорусский вокализм и севернорусский консонантизм.
В 1-й пол. 17 (?) в. - объединение всех земель, во 2 пол. - образование русской нации. Преобразование народного языка в национальный.
Черты национальной речи {московское городское просторечие):
♦ Фонетика:
• аканье (отражается на письме),
• е вместо ять, утрата ять как особой фонемы (отражается на письме),
• шн вместо чн (началось раньше -диссимиляция по смычности),
• γ (в окончании оγо) переходит в в,
• е переходит в о (пош[о]л).
♦ Морфология:
• сравнительная степень на -яе (из крепчай),
• употребление склоняемого постпозитивного члена (-та, -то, -ту),
• инфинитив па -ть (иттить, нестить),
• наречия тамо, здеся, покаместа (при прощании ненадолго), потаместа (при прощании надолго), топерво.
♦ Синтаксис:
• Появляются союзы если (из есть ли), ино, но.
• Новые формы прошедшего времени с было (первоначально - плюсквамперфект, потом - обозначают прерванное действие).
• Образуется современная система склонений.
• Развивается современная система синтаксических подчинительных конструкций, система подчинительных и сочинительных союзов.
Московское просторечие проникает в приказной язык (письменный): функции делового языка возрастают, и документы создаются в большом количестве, на базе живой PP. Но сохраняются и некоторые старые формулы: се азъ, глагольные формы... Создается сочетание живого просторечия с некоторыми элементами старой деловой речи.
Так как деловой стиль очень актуален, он начинает влиять на художественную литературу и способствует унификации языка, нивелируя диалектные различия (в силу распространенности) и устанавливая норму.
Периоды национального ЛЯ (к. 17- 20 вв.)
1) Начальный (к. 17 в.)
2) Петровский (н. 18 в. - 1725 г.) Смешение различных средств, обогащение иноязычными словами.
3) Ломоносовский
4) Карамзинский
5) Пушкинский
6) Современный (от Пушкина до наших дней).
Средства просторечия все больше начинали проникать в ЛЯ.
До 17 в. литература была сугубо «душеполезной» (христианской). В национальный период религиозные произведения оттесняются на второй план историческими и бытовыми повестями, сатирической литературой. Весь арсенал новых жанров - средство духовного развития людей третьего сословия: демократизация литературы и языка.
Процесс слияния делового языка с собственно традиционным типом текстов. Возникает новая форма литературного общения: литература посада. Главный жанр - жанр челобитных. Челобитные - деловые документы, которые писались на московском городском койне дьячками и подьячими, близкими к третьему сословию.
По их образцу - шуточные, сатирические произведения. «Калязинская челобитная». «Азбука о голом и небогатом человеке». «Повесть о Шемякином суде». «Повесть о Ерше Ершовиче».
Вся эта литература - проводник московского просторечия, в некотором роде славянизированного.
Начало процесса демократизации светской литературы
Различие в стиле ЛЯ произведений разных жанров (язык светской литературы и церковной). Развитие светской (плутовской) новеллы.
Влияние разговорного языка больше всего сказывается в сатирической, пародийной литературе. Связь ее с деловыми бумагами (см. выше).
Традиционная светская повесть - жанр, отражающий вкусы верховных слоев общества или грамотных людей. Этот жанр связан с учительной литературой (Повесть о Петре и Февронии). Язык таких повестей продолжает оставаться традиционным (славяно-русский с малым количеством русизмов). Эволюция проявляет себя в демократизации - появлении элементов московского просторечия.