Реферат Курсовая Конспект
Российская грамматика». - раздел Связь, Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами Понятие литературный язык Особенность Ее В Том, Что В Ее Основу Лег Рня (Предыдущие - На Старославянско...
|
Особенность ее в том, что в ее основу лег РНЯ (предыдущие - на старославянской основе).
В текстах того времени сочеталось традиционное и новое написание, не было стилистического разграничения вариантов форм, полное разупорядочивание. Нужна была нормализация всех уровней языка: орфографии, орфоэпии, грамматического строя.
«РГ» носит нормативно-стилистический характер: устанавливает нормы, объясняет варианты в зависимости от стиля, то есть стилистическое маркирование форм.
Ломоносов противопоставляет грамматический строй старославянского и русского языка. Разделил сами понятия «РЯ» и «церковнославянский язык» (в то время в науке не было этого разделения: один славяно-русский язык). Анализирует тексты «ПВЛ», «Русской правды», «Уложения» 1649 г. Осмысливает границы между старославянизмами и русизмами.
2 части: общая (рассматривает основные гр. категории во всех известных ему языках) и специальная (русская)
Специальная часть состоит из 6 глав («наставлений»):
1) «О человеческом слове вообще»
Вводит читателя в суть грамматики. Язык (слово) нужен затем, чтобы свои понятия сообщить другим.
Сопоставляет РЯ с другими языками и отмечает его преимущество перед ними. При переводе на РЯ иностранные тексты не теряют своих достоинств.
В отличие от других языков, РЯ общепонятен: хотя он и имеет диалекты, но они не так отличаются, как в немецком языке. К диалектам РЯ относит также украинский, белорусский.
8 частей речи в РЯ.
1) имя - для названия вещей;
2) местоимение - для сокращения имен;
3) глагол – для обозначения деяний;
4) причастие - для сокращения человеческого слова, заключают в себе силу глагола и имени;
5) наречие - для краткого изображения обстоятельств;
6) предлог - для отношения слов;
7) союз - для изображения взаимности наших понятий;
8) междуметие - для краткого обозначения движения человеческого духа;
Имена: прилагательные (качество) и существительные (вещь).
О движении органов речи, о выговоре. Выделяет звуки:
• гласные: дебелые (задний / средний ряд) и тонкие (передний ряд);
• согласные: мягкие (звонкие) и твердые (глухие).
Понятие слога.
Выделяет 2 главных части речи (имена и глаголы) и 6 вспомогательных.
Имена: собственные, нарицательные. 7 падежей (предложный падеж - сказительный). Имена увеличительные (горища) и умалительные (дворик). Понятие рода: основано на принадлежности к какому-либо полу, средний род - бездушные предметы; но нет порядка (не было точного представления о роде).
Глагол: 3 лица, 2 залога (действительный и страдательный), наклонения.
2) «О чтении и правописании Российском»
а) о чтении:
О произношении. Надо было установить нормы чтения - наставление посвящено фонетике.
Устанавливает московское акающее произношение (к тому времени интеллигенция окрестных городов переходила на аканье).
Варианты г: γ фрикативное - в старославянизмах (Бог), в других словах это нарушение ЛЯ. Г взрывное переходит в [в] в окончании (моего, синего) - в интервокальной позиции перед о губно-губным.
Подразделяет произношение на стили:
В высоком стиле | В простом стиле |
надо сохранять оканье ять (тонкое), е (дебелое) произносятся по-разному | Аканье не различаются. Есть Ё (везёшь) |
Ударение следует употреблять различно в зависимости от стиля.
б) о правописании:
Устанавливает нормы правописания, пытаясь сблизить орфографию с орфоэпией, но в меру.
В.большей мере доказательно мотивирует необходимость устранить лишние буквы.
Знаки препинания делит на строчные и надстрочные. Строчные: вопросительный знак ?, удивительный знак !, единый знак -, вместительный знак (). Надстрочные знаки устраняет.
Морфологический принцип письма - главенствующий (у Тредиаковского - фонетический). Правописание шипящих: ночь, дочь (ж.р.), то-варищъ (м.р.) - с акустической точки зрения неправомерно, но это правило - чтобы помочь различать по родам слова на письме.
Предлагает сохранить ять, так как оно имеет оттенки в произношении в русском, белорусском и украинском языках.
ь, ъ сохраняет как безгласные знаки, е, ю, я - двоегласные знаки.
3) «О имени»
Род: мужской, женский, средний, а также общий (плакса).
5 склонений (4 для существительных, одно для прилагательных). Выделяются их варианты в зависимости от стиля. Звательный падеж подобен именительному (кроме исключений: Господи! Боже! Иисусе Христе!).
Категория одушевленности / неодушевленности (винительный падеж).
В падежных формах разграничиваются варианты высокого, среднего, низкого штилей: визга (выс.) - визгу (ср.); в поте лица (выс.) - весь в поту (низк.).
Увеличительные и уменьшительные слова уместны лишь в низком стиле.
В высоком стиле: формы превосходной степени; числительные: 11 - «первыйнадесять», 12 - «второйнадесять». В высоком стиле не приемлемы собирательные числительные (двое бояр - два боярина).
4) «О глаголе»
Самое слабое из наставлений Ломоносова, почти полностью пересмотрено.
Не разграничивает категории времени и вида, поэтому много времен (например, прошедшее неопределенное).
Единственное / множественное число. Двойственное число утрачивается, так как его не было в живой речи.
6 залогов.
Сохраняется дательный самостоятельный, так как он лаконичен, хотя и не свойственен живому РЯ.
5) «О вспомогательных и служебных частях слова»
♦19 местоимений (первообразные и производные).
♦ Наречия (выделяется много подтипов). Вопросительные слова (что? полно?) неверно относятся к наречиям.
♦ Союзы и предлоги (приставки относятся к предлогам).
• Союзы: сопрягательные (же, также), условные, разделительные, противительные (.хотя) (уступительные), винословные, соотносительные.
♦ Междуметия (семантическая и функциональная классификация). Свойственные (ой!) изаимствованные (счастье!).
6) «О сочинении частей слова»
Подробно описывает дательный самостоятельный (для высокого стиля).
«РГ» имела огромное влияние на русскую словесность. Основа развития грамматической мысли русских филологов в 19 в. Выровняла грамматический строй; устранила архаичные явления, нормализовала язык.
«Предисловие (рассуждение) о пользе книг церковных в российском языке»
Я церковнославянских книг обогащает современный Ломоносову Я. Нужно осмыслить лексемы и отобрать нужные, т.к. далеко не все лексемы применимы, многие обветшали. Не следует брать «грубословие», диалектную лексику.
Вся лексика делится на 5 групп:
1) церковнославянская («обветшалая», архаизмы)
2) вошедшая в Я из церковнославянского, ассимилированная (могут употребляться в нескольких стилях)
3) общая для церковнославянского и РЯ
4) русские слова (нет в церковнославянском)
5) слова из русского просторечия
Предлагает теорию «3 штилей»(взятую из античности, Буало) на базе РЯ, чтобы упорядочить бессистемность употребления лексем, регламентировать Я:
1. Высокий штиль:
♦ Фонетика: неполногласие; жд, щ, е в начале слова; е не переходит в о; полногласие - если, например, нужен еще один слог (поэтическая вольность): восход - всход, сестер - сестр - отступление от размера строки и стиля.
♦ Морфология:
• усеченные формы прилагательных и причастий в роли определения (сохраняется ударение полных форм, но короче их на 1 слог):
• Лавровы вьются там венцы... - авторское поэтическое усечение там, где нужен был более короткий слог;
• формы превосходной степени с ¬пре, ^ейш;
• Р.п. ыя;
• отступления от высокого штиля: вместо Р.п. а - Р.п. у;
• причастные формы: выдерживал в основном традиционные книжн. формы, но есть и отступления.
♦ Лексика:
• грецизмы, сложные слова, классицизмы
• использует церковнославянскую лексику, которая характерна для понятных церковнославянских произведений. Но: отступления: не допускал «обветшалых» форм (архаизмов, которые уже не употреблялись в речи), хотя сам иногда их использовал
• синтаксис: громоздкие конструкции, которые позже не одобрял Пушкин, который считал, что синтаксис Ломоносова слишком однообразен. Но есть и отступления от высокого книжн. стиля: вм. старославянского иже часто использует союз который (из разг. речи).
♦ жанры: торжественные оды, героические поэмы, прозаические речи о важных материях
«Вечернее», «Утреннее рассуждение о Божьем величии»- риторики нет, информативность, метафоричность. Все элементы высокого штиля есть (на фонетич. уровне - е не переходит в о, неполногласн. формы и т.д.).
Высокий штиль не выдержан у самого Ломоносова, но отступления незначительные.
2. Средний штиль:
♦ лексика: тоже м.б. славянизмы, но немного, чтобы «не впасть в надутость»
♦ жанры: стихотворные дружеские письма, элегии, драма.
♦ риторические украшения и пышность не нужны
В среднем штиле не писал, но единственное исключение - стих-е «Кузнечик».
3. Низкий штиль:
♦жанры: комедии, увеселительные эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма, описание обыкновенных дел
Делал отступления (употреблял слова из высокого штиля).
Произведения: «Гимн бороде», «Зубницкому»:просторечная, грубая, бытовая лексика.
«Риторика»
Основа российской стилистики.
Все предыдущие написаны на материале церковнославянского Я, а эта повышала культуру устной и письменной русской речи.
Устная речь делится на периоды: круглые (1-ая ч. = 2-ой), зыблющиеся (1-я ч. > 2-й) и отрывные (состоит из ПП).
Образцы текстов (грсч., лат. и свои).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами... Понятие литературный язык... Цели и задачи курса История курса...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российская грамматика».
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов