рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Разработка Ломоносовым русской научно-технической терминологии.

Разработка Ломоносовым русской научно-технической терминологии. - раздел Связь, Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами Понятие литературный язык «Письмо О Пользе Стекла», «Слово О Пользе Химии» На...

«Письмо о пользе стекла», «Слово о пользе химии»

Настаивает на развитии терминологии. Основой терминологии должна быть русская лексика.

Разрабатывает физическую терминологию (перевод «Экспериментальной физики» Вольфа: самое главное - сделать доступным содержание переведенного произведения)

Изобрел некоторые термины, которые, он надеялся, постепенно войдут в употребление; множество терминов Ломоносова употребляются до наших дней. Разработал принципы создания терминов, много последователей, переводивших слова и делавших их понятными, а, если это невозможно, морфологически адаптировали переводимое слово.

Стиль научных работ Ломоносова - средний.

Благодаря Ломоносову утвердился новый PЛЯ. Он сблизился с узусом, таким образом устранилась существовавшая двойственность Я, выражавшаяся в смешении единиц. Устранилось архаичное, разграничились славянизмы. Так неупорядоченному использованию варваризмов был поставлен предел. Национальная основа РЯ все больше утверждается в употреблении.

Сам Ломоносов представил образцы стилей (больше всего высокий). В «Письме на высочайшее имя» сам описывает свои филологические заслуги.

Сам Ломоносов, кстати, отступает от своих стандартов (в высокий стиль вводит элементы говора московской интеллигенции). Так называемые «классицизмы» - имена богов, героев, широко использовавшиеся в классических греческих и латинских произведениях: Ломоносов использует их не только в высоком штиле, после него они становятся принадлежностью русской поэзии. Предметная пейзажная лексика - характеризует эмоциональное состояние. Вообще, произведения высокого штиля у Ломоносова неоднообразны, нарушено равновесие стиля в отборе слов (смысл од бывает почти непонятен). Практика сложнее теории.

Выравнивание 3 штилей Я. Эволюционное становление общего стиля РЛЯ

I Движение к общему стилю ЛЯ

1.Движение к общему стилю ЛЯ

Ломоносов установил нормы для классицистического периода: разграничил ЛЯ на 3 штиля, в которых были свои законы морфологии, лексики, синтаксиса. В послеломоносовский период на практике эта теория оказалась стеснительной. Трудно было выразить мысли в строгих стилистических рамках, поэтому возникали отступления от теории 3 штилей. К тому же, в послеломоносовский период высокий штиль начинает выходить из употребления: он был популярен в период прославления деятельности Петра, а было уже другое время. ЛЯ живо откликается на события внешней жизни: во 2 пол. 18 в. - высокая поэзия мало популярна, теряет свое значение.

Оппозиционные настроения по отношению к правительству из-за крестьянских кровопролитных восстаний, жестоко подавляемых, отсюда нужда в просветительской деятельности: необходимость просветить помещиков, чтобы устранить их жестокость. Обращение к французскому просвещению, где главная идея - равенство людей перед природой, попадающих в разные условия среды, которая их угнетает.

Развитие внутри русского классицизма просветительского реализма (Фонвизин, Чулков, Новиков). Масса новых произведений и писателей. Задача - пересмотреть ломоносовскую теорию 3 штилей. Новые идеи требовали создания информативного языка (высокий штиль не работает).

Пересмотр ломоносовских норм в разных направлениях:

• сближение с народным разговорным языком (но нельзя смешивать церковнославянизмы и просторечие - это всем ясно);

• популярность приобретает жанр легкой поэзии, любовной лирики, жанр путешествий и драматургия (снижение высокого штиля).

Формирование общего стиля на базе среднего штиля Ломоносова = средний штиль + элементы высокого и низкого.

2. Сумароков

Дворянин-просветитель, пишет для дворян, пытался устранить грубость и дикость у российских помещиков, просветить дворян.

Ориентировался на разговорную речь московской интеллигенции. Старается отказаться от средств высокого стиля, считая его искусственным и временным явлением, он непригоден в повседневной жизни, основан на «устаревшей славянщизне», далекой от естественной речи московской интеллигенции.

Старается спародировать высокий штиль, показать его смехотворность и создает «вздорные оды» (пародия на оды): берет цитаты из высоких од Ломоносова и переделывает. «Витийство лишнее - природе злейший враг».

В одах Сумароков приближает высокий штиль к среднему, старается освободить язык от элементов так называемого «подьяческого стиля» (канцеляризмов). Опора на речь столичной образованной среды. Развенчивание высокого штиля, ориентирование на общее употребление.

Жанры: элегия, эклога, басня, комедия.

Принципы: дворянская ориентированность языка, отказ от варваризмов и канцеляризмов, движение к естественной простоте, пуризм, эстетизм.

Попытка (не совсем удавшаяся) освободиться от ломоносовских крайностей. Смешение старославянизмов и просторечия.

Трагедии - невыдержанный высокий штиль. Отрицательные персонажи используют иноязычную лексику, а положительные - устаревшую.

Стремится создать легкий изящный стиль, освобожденный от славянизмов (хотя это трудно): Специальная статья, развенчивающая подьяческий стиль («К типографским наборщикам»). В полной мере очищение не удалось, хотя было положено начало.

3. Фонвизин.

Просветительский реалист, создает ЛП-я на национальной русской основе.

Заслуга - в сближении стилей на базе среднего (Пушкин высоко это оценил).

В его комедиях разграничивается речь персонажей в зависимости от их социального положения, резкое разграничение речи положительных и отрицательных персонажей. Элемент реализма в речевой характеристике персонажей - разграничение речи персонажей на:

1. народно-разговорный Я (демократизация стиля языка);

2. сугубо литературный (морализующая сторона: положительные герои).

Смешение жанров в комедии ведет к смешению языковых средств

Сближает ЛЯ не с дворянским разговорным языком, а с народно-крестьянским, использует национальные выразительные средства (пословицы, поговорки).

Как отметил Ключевский, просвещенные дворяне ориентировались на речь французских просветителей. => Кальки с французского (сатира).

Движение среднего стиля к реализму, но сохранение некоторой доли искусственности (речь положительных героев противопоставлялась речи отрицательных героев).

4. Новиков

Также высмеивал дворянский жаргон с целью очищения ЛЯ. Словарь «Опыт щегольского наречия». Также пытался разграничить речь персонажей.

Демократизация языка - целый ряд драматургов 2-ой половины 18 в.: Аблесимов, Попов, Чулков...

5. Язык од Державина: своеобразие выравнивания высокого штиля

Литература отражает попытки дворян просветиться и просветить своих крестьян => отказ от средств высокого штиля и преобладание среднего. Пуристские идеи Сумарокова и Новикова. Фонвизин взял за основу нац. РЯ. Упрощение синтаксиса и лексики (Чулков и Крылов - прозаик). Меняется язык оды - не у всех писателей (Петров, Херасков, Майков - традиции петровской оды).

Державин:

Создает «забавный» слог: совмещение языковых фактов разных стилей в жанре оды. Белинский считал, что это от недостатка образованности Державина; на самом деле была демократизация ЛЯ. Его жизнь воспитала в нем чувство творческой свободы от канонов. Так что творчество Державина вскормлено классицизмом, но содержит в себе элементы реализма.

Допускает чередование разных стилей в пределах 1 произведения - стиль подчиняется не жанру, а содержанию. Это нарушение всех канонов теории Ломоносова.

Просторечные слова вводятся в оду только при описании житейских будней: а) морфология: блистаючи, ищуся, зданиев, кикиморов; б) синтаксис: что в значении причинного союза. В др. контекстах используется лексика высокого стиля (церковнославянизмы).

В результате стиль оды сближается со стилем сатиры, и сильно меняется структура Я. Ода Державина превратилась в сочетание панегирика и сатиры.

6. Радищев

Создал общий стиль в сфере русской публицистики: Язык «Путешествия...».

Традиционно считается архаизатором языка, так как использует:

• аорист;

• церковнославянские формы причастий (носяй, взалкавый);

• атематические глаголы;

• дательный самостоятельный;

• «обветшалые» церковнославянизмы.

Допускал чередование стилей (низкий стиль вкладывает в уста простого народа, средний - автор, высокий - образованные дворяне), резкие стилистические переходы, связанные с эмоциональными контрастами. Подвижность стиля в зависимости от содержания (глава «Любани»).

«Путешествие...» Радищева - зеркало действительности: речь персонажей характеризует их речевую среду (купцы, семинаристы, помещики, крестьяне).

В публицистической просветительской прозе резко раздвинуты рамки 3 штилей. Движение к просветительскому реализму. В стиле Радищева мы можем наблюдать сочетание архаических средств (их обилие - недостаток Радищева) с целью создать высокий штиль, но основа Я - национальная. Высокие средства - для того, чтобы придать публицистике серьезный характер. В это время общий стиль - еще в зачаточном состоянии. Но уже изменение 3 штилей к общему.

II Обогащение лексики РЯ во второй пол. 18 в. и попытка нормализовать русскую литературную лексику

Обогащение лексики связано с просветительскими идеями (необходимо характеризовать духовный мир человека). Способы обогащения:

• кальки с французского языка;

• иногда церковнославянизмы (для выражения новых понятий используются в новом значении): восхитить, влечь, просвещать, забвение;

• заимствования из французского языка с ^изм; переосмысление заимствованных слов и расширение их значения {копировать, крениться, маскировать, тренировать);

• через язык этнографов (низкий штиль) в ЛЯ проникают много северных диалектных слов (двоёнка, хибарка, подклеть, крыша, куть), они осмысляются. Крестьянская одежда, головные уборы, предметы быта, явления природы.

Созрела идея создания нормативного словаря РЯ.

III Словарь РЯ Академии Российской (1789-1794) и его значение в нормализации лексики РЛЯ 2 пол. 18 в.

1. Идея и история создания словаря

Выравнивание 3 штилей с 50-х гг. 18 в. => противоречивое состояние лексики (много заимствований, отступлений от ломоносовского канона). Постепенная выработка общего стиля.

Замысел словаря родился у Дашковой и был поддержан Екатериной II. Нужно было просветить общество и реформировать лексику. Этот замысел вынашивал и Ломоносов.

Словарь: теория для отбора лексики - ломоносовская. Дашкова привлекла к работе над словарем виднейших филологов того периода: Княжнина, Фонвизина, Богдановича, Державина, (позднее Востокова), Мусина-Пушкина, специалистов-математиков, естествоиспытателей, физиков, по древностям российским и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами Понятие литературный язык

Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами... Понятие литературный язык... Цели и задачи курса История курса...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Разработка Ломоносовым русской научно-технической терминологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЛЯ, СОЗДАННЫЙ НА БАЗЕ ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, ВО 2 ИОЛ. 14- 1 ПОЛ. 17 ВВ
Процесс сложения великорусской народности и образования великорусского языка Основные черты живого разговорного языка этого периода и их отражение Деловой стиль языка великорусско

РЛЯ ПЕРИОДА РУССКОЙ НАЦИИ
Понятие ЛЯ русской нации. Отличие от языка великорусской народности Процесс образования национального языка Формирование московского просторечия (московское койне)

СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КРЫЛОВА И ГРИБОЕДОВА КАК ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ЯЗЫКА ПУШКИНА
Язык басен Крылова Язык комедий Грибоедова Пушкинский период развития РЛЯ I. Пушкин - преобразователь РЛЯ на нац. основе II. Отбор

Письменность.
Наиболее существенная предпосылка. Средство накопления и закрепления знаний в текстах. Письмо освобождает энергию, намять, общество в целом; записанный текст можно передавать во времени и

Концепция Обнорского.
В Древней Руси, независимо от того, что использовался и старославянский язык, в конце 10 в. на северно-русской основе сформировался собственно РЯ. Он не имел в своем составе славянизмов и использов

Русская правда».
«РП» найдена в составе новгородской кормчей книги 15 в. «Кормчая» - свод постановлений церковных властей; «РП» другая по тематике. Известно около ста списков «РП», они восходят к трем редакциям: кр

Пути обогащения древнерусского за счет старославянского
• Слова, созданные путем калькирования - слова, обозначавшие понятия, которых не было у славян. В основном сначала заимствовалось содержание и передавалось уже на славянском: Греч. симфония

Поучение Владимира Мономаха».
Публицистическое произведение древнерусской классики. Мономах - организатор Киевского государства, княжил во время войн между князьями. «Поучение чадам моим» - поучение не только сыновьям, но и все

Слово о полку Игореве».
Текст (список 15-16 в.) был найден в к. 18 в. в Ярославле у архимандрита. Екатерина II приказала сделать копию (ее создавали Мусин-Пушкин, Малиновский). Оригинал сгорел. Скептическое напра

Архаистичность лексики «СоПИ».
Выразительные средства • Образность. Множество слов для выражения криков животных. • Широкое использование фразеологии: стязи падоша (символ разбитого войска)

Слово о законе и благодати» митрополита Илариоиа.
Считается, что с этого произведения начинается ИРЛ, так как оно непосредственно посвящено актуальным проблемам Руси: единение Руси посредством христианской морали. Актуальность на много веков - до

РЛЯ, созданный на базе живой разговорной речи русской народности, во 2 пол. 14 - 1 пол. 17 вв.
Процесс сложения великорусской народности и образования великорусского языка. Белоруссия - под властью Литвы, Украина - Польши. Первоначально Москва - небольшой удел киевских

Домострой
Тоже слияние разных стилей. Составлен в Новгороде, переработан в Москве для зажиточной семьи. Полное подчинение человека царю и Церкви, а внутри семьи - мужу. В начале (там, где поучение)

РЛЯ периода русской нации
Понятие ЛЯ русской нации. Отличие от языка великорусской народности. Национальный язык (НЯ) шире по функции - обслуживает все сферы общения, распространился

Формирование московского просторечия (московское койне).
Сначала в речи москвичей преобладали владимиро-суздальские черты (оканье, г взрывное). Аканье сначала считалось показателем речи черни, а потом стало нормой. Южнорусский вокализм и севернору

Повесть о Савве Грудцыне».
Написана в основном на традиционном языке, так как эта повесть религиозно-нравственная, морализаторская. Попытка нравственного усо­вершенствования грешника путем обращения к Богу. Чистый церковносл

Повесть о Фроле Скобееве».
Написана в к. 17 в. Язык в то время существенно меняется через польско-украинское посредство, так как Украина присоединилась к Рос­сии. В это время в украинском языке почти полностью отсутствуют це

Российская грамматика».
Особенность ее в том, что в ее основу лег РНЯ (предыдущие - на старославянской основе). В текстах того времени сочеталось традиционное и новое написание, не было стилистического разграниче

А) отбор лексем из народной речи
Карамзин осторожно выбирает слова из фольклора (также отбирает по принципу сентиментальной эстетики, то есть слова, которые вызывают приятные эмоции). Автор наделяет героев своими эмоциями, а преде

Б) отбор лексем из старославянского Я, переосмысление слов
Абсолютное большинство славянизмов отвергает, как слишком приказных и казенных (дабы, колико). Такие слова не могут звучать в устах молодой девушки. Но некоторые славянизмы берет, но подходи

Язык басен Крылова
Не следует ни за Карамзиным (язык которого приглажен, пресен, антинационален, искусственен, манерен), ни за Шишковым, а строит текст басен на народной основе, используя все разнообразие синтаксиса,

Язык комедий Грибоедова
Движение к национализации Я. Сопоставление 3 редакций «Горя от ума» позволяет установить ориентацию на живую РР москвичей («натуральный» стиль) => натуральность Я. Речь персонаже

Б) Отбор просторечной и простонародной лексики и фразеологии
Употреблял слова, которые в словарях того времени имели помету «прост.». «В зрелых языках наступает время, когда обращаются к языку простонародному, прежде презренному» (Пушкин). Такие выражения вк

В) Отношение Пушкина к фольклорной лексике
Пушкин же понимал фольклор как национально необходимое, поэтому использовал (не только в фольклорных произведениях, созданным самим, но и в «Песнях западных славян», стихе «Пир Петра Великого», «Пе

Ж) Отношение к карамзинской лексике и использованию поэтизмов
Полностью не отрицает карамзинскую лексику, но перифразы становятся средством пародий (предсмертное письмо Ленского): Пушкин создает новые, свежие, конкретные образы (Зарецкий в «ЕО»), модифицируя

Белинский
Создал критику, которая утверждала реалистический стиль ЛЯ. Реалистический стиль требовал объективистского отражения действительности, а это возможно только с использованием средств народного языка

Лермонтов
Ближайший последователь Пушкина, но не эпигон. Развивает его идеи. Создает новые жанры лирики - эмоциональной: «Молитва», «Сосед», «Демон». Создает новый стиль: 1. Стиль эмоционал

РЛЯ в Советский период его истории
После революции изменился социальный состав в России. Изменилось и количество носителей РЛЯ (эмигрировали, были репрессированы). Изменения в 20-ЗО-е гг. связаны с утратой литературности, т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги