Язык комедий Грибоедова - раздел Связь, Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами Понятие литературный язык Движение К Национализации Я. Сопоставление 3 Редакций «Горя От Ума» Позволяет...
Движение к национализации Я. Сопоставление 3 редакций «Горя от ума» позволяет установить ориентацию на живую РР москвичей («натуральный» стиль) => натуральность Я.
Речь персонажей - речь характеров. Типизация: человек - продукт среды, и разговаривает языком той среды, к которой он принадлежит. Речь персонифицирована, речь личности (основа речи - РР москвичей).
Использовал только ассимилированные славянизмы (для индивидуализации, типизации речи персонажей).
Обильное использование фразеологизмов (во веки веков, тут как тут, дать крюку - говорить намеками).
Национальная основа Я (московское просторечие) действующих лиц проявляет себя на всех уровнях:
♦ фонетика:
• вместо чн - шн: Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы
• р’: ве[р ']хний
• вставное т
♦ морфология:
• архаичные : Я должен у вдове, у докторше, крестить
• архаичная форма Р.п. pl: в сорок пуд (вм. пудов)
♦ синтаксис:
• быть + Д.п. прил.: быть невоздержну (д.б. Тв.п.)
• сквозь + Р.п.: сквозь слез (д.б. В.п.)
• проявление подобострастия: употребление формы вежливости, выраженной значимым существительным в pl (вм. sg) - эта черта характерна для слуг, которые чувствовали себя в положении ниже, чем тот, к кому они обращались.
Умелый отбор характерных слов для отдельных персонажей: кальки (сделай дружбу, составить партию)для образованных Репетилова и Молчалина.
Новаторство Я комедий (просторечная лексика и фразеология) вызывала большой протест современников, кроме декабристов.
Обработанность Я - стилизация под народную речь (проявляется в созданных Грибоедовым афоризмах и крылатых словах). Я. ритмически организован, эта ритмическая организация сближена с живым диалогом за счет эллипсисов. Естественность Я персонажей. После Грибоедова драмы уже не писались искусственным Я. Сценический диалог был приближен к живому.
Пушкинский период развития РЛЯ
1. Пушкин - преобразователь РЛЯ на нац. основе
Справедливо ли говорить, что Пушкин создал ЛЯ? Нет, так как Я создается народом.
Преобразовать Я - создать новую структуру текста путем отбора языковых средств на всех уровнях, отказавшись от прежних принципов. Принцип Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении какого-то слова или оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Соединив народную культуру и элитарную, создал новый стиль языка и сделал его независимым от жанра.
Художественный текст был лишен стилистической замкнутости: сочетание в одном и том же произведении стилистически разнородных контекстов: не жанр, а конкретная мысль и переходы чувств стали определять стиль.
Пушкин освободился от стеснительных рамок классицизма и сентиментализма. Поэзия - Я богов (классицисты), сердца (сентименталисты), действительности (Пушкин - реализм).
Основное средство - общенародный Я (+ просторечие).
В Я Пушкина примерно 30000 слов. С тех пор Я значительно расширился (до 150000 слов). Но основа пушкинская.
Обработка Я не была для Пушкина самоцелью, она была для него средством создания новой литературы, национальной.
В результате деятельности Пушкина изменилась структура РЛЯ на всех уровнях, хотя он не создал слов и конструкций, а использовал скрытые возможности РР НЯ. С Пушкина начинается переход от романтизма к реализму, который не терпит канонов и обладает народностью (отражение и выражение интересов народа).
Принцип соразмерности и сообразности: слово или оборот должно сообразно и верно отражать то, о чем пишет писатель. Суть преобразований Пушкина:
• утверждение словоупотребления основано на точном изображении явлений действительности («прелесть нагой простоты»);
• отказ от риторики, синтаксический лаконизм, информативность («проза требует мыслей и мыслей»);
• объединение разностилевых средств: резко изменился характер словоупотребления (важно, точно ли слово передает действительность), стало возможным сочетание разных слов.
Пушкин существенно преобразовал синтаксис РЯ. Отказывается от: аналитических эпитетов, которые передают обычное качество; сентиментальных, которые ничего не выражают. У Пушкина - синтетические эпитеты (качество одного предмета переносится на другой: перекрахмаленный нахал, заботная осанка). Пушкин предлагает создавать новые сочетания слов: «язык неистощим в сочетании слов». Это стало традицией (например, у Лермонтова). Часто используются существительные без прилагательных. В результате язык поэзии приближается к прозаическому.
2. Отбор лексики для употребления в художественных текстах Пушкина в соответствии с принципом «соразмерности исообразности»:
Во время михайловской ссылки Пушкин очень хорошо изучил РНЯ, гибкий и мощный в своих оборотах. Нужно резкое расширение объема языковых средств. Я. должен быть отражением жизни. Пушкин считал, что иногда тексту не хватает мыслей, иногда слов. Нужно изучать PP. Призывал использовать ее в общении и творчестве. Наиболее активные преобразования Я начиняются в 20-е гг. Но наблюдаются и в ранних стихах.
Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами... Понятие литературный язык... Цели и задачи курса История курса...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Язык комедий Грибоедова
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
РЛЯ ПЕРИОДА РУССКОЙ НАЦИИ
Понятие ЛЯ русской нации. Отличие от языка великорусской народности
Процесс образования национального языка
Формирование московского просторечия (московское койне)
Письменность.
Наиболее существенная предпосылка.
Средство накопления и закрепления знаний в текстах. Письмо освобождает энергию, намять, общество в целом; записанный текст можно передавать во времени и
Концепция Обнорского.
В Древней Руси, независимо от того, что использовался и старославянский язык, в конце 10 в. на северно-русской основе сформировался собственно РЯ. Он не имел в своем составе славянизмов и использов
Русская правда».
«РП» найдена в составе новгородской кормчей книги 15 в. «Кормчая» - свод постановлений церковных властей; «РП» другая по тематике. Известно около ста списков «РП», они восходят к трем редакциям: кр
Пути обогащения древнерусского за счет старославянского
• Слова, созданные путем калькирования - слова, обозначавшие понятия, которых не было у славян. В основном сначала заимствовалось содержание и передавалось уже на славянском: Греч. симфония
Поучение Владимира Мономаха».
Публицистическое произведение древнерусской классики. Мономах - организатор Киевского государства, княжил во время войн между князьями. «Поучение чадам моим» - поучение не только сыновьям, но и все
Слово о полку Игореве».
Текст (список 15-16 в.) был найден в к. 18 в. в Ярославле у архимандрита. Екатерина II приказала сделать копию (ее создавали Мусин-Пушкин, Малиновский). Оригинал сгорел.
Скептическое напра
Архаистичность лексики «СоПИ».
Выразительные средства
• Образность. Множество слов для выражения криков животных.
• Широкое использование фразеологии: стязи падоша (символ разбитого войска)
Слово о законе и благодати» митрополита Илариоиа.
Считается, что с этого произведения начинается ИРЛ, так как оно непосредственно посвящено актуальным проблемам Руси: единение Руси посредством христианской морали. Актуальность на много веков - до
Домострой
Тоже слияние разных стилей. Составлен в Новгороде, переработан в Москве для зажиточной семьи.
Полное подчинение человека царю и Церкви, а внутри семьи - мужу. В начале (там, где поучение)
РЛЯ периода русской нации
Понятие ЛЯ русской нации. Отличие от языка великорусской народности.
Национальный язык (НЯ) шире по функции - обслуживает все сферы общения, распространился
Формирование московского просторечия (московское койне).
Сначала в речи москвичей преобладали владимиро-суздальские черты (оканье, г взрывное). Аканье сначала считалось показателем речи черни, а потом стало нормой. Южнорусский вокализм и севернору
Повесть о Савве Грудцыне».
Написана в основном на традиционном языке, так как эта повесть религиозно-нравственная, морализаторская. Попытка нравственного усовершенствования грешника путем обращения к Богу. Чистый церковносл
Повесть о Фроле Скобееве».
Написана в к. 17 в. Язык в то время существенно меняется через польско-украинское посредство, так как Украина присоединилась к России. В это время в украинском языке почти полностью отсутствуют це
Российская грамматика».
Особенность ее в том, что в ее основу лег РНЯ (предыдущие - на старославянской основе).
В текстах того времени сочеталось традиционное и новое написание, не было стилистического разграниче
А) отбор лексем из народной речи
Карамзин осторожно выбирает слова из фольклора (также отбирает по принципу сентиментальной эстетики, то есть слова, которые вызывают приятные эмоции). Автор наделяет героев своими эмоциями, а преде
Б) отбор лексем из старославянского Я, переосмысление слов
Абсолютное большинство славянизмов отвергает, как слишком приказных и казенных (дабы, колико). Такие слова не могут звучать в устах молодой девушки. Но некоторые славянизмы берет, но подходи
Язык басен Крылова
Не следует ни за Карамзиным (язык которого приглажен, пресен, антинационален, искусственен, манерен), ни за Шишковым, а строит текст басен на народной основе, используя все разнообразие синтаксиса,
Б) Отбор просторечной и простонародной лексики и фразеологии
Употреблял слова, которые в словарях того времени имели помету «прост.». «В зрелых языках наступает время, когда обращаются к языку простонародному, прежде презренному» (Пушкин). Такие выражения вк
В) Отношение Пушкина к фольклорной лексике
Пушкин же понимал фольклор как национально необходимое, поэтому использовал (не только в фольклорных произведениях, созданным самим, но и в «Песнях западных славян», стихе «Пир Петра Великого», «Пе
Ж) Отношение к карамзинской лексике и использованию поэтизмов
Полностью не отрицает карамзинскую лексику, но перифразы становятся средством пародий (предсмертное письмо Ленского): Пушкин создает новые, свежие, конкретные образы (Зарецкий в «ЕО»), модифицируя
Белинский
Создал критику, которая утверждала реалистический стиль ЛЯ. Реалистический стиль требовал объективистского отражения действительности, а это возможно только с использованием средств народного языка
Лермонтов
Ближайший последователь Пушкина, но не эпигон. Развивает его идеи. Создает новые жанры лирики - эмоциональной: «Молитва», «Сосед», «Демон».
Создает новый стиль:
1. Стиль эмоционал
РЛЯ в Советский период его истории
После революции изменился социальный состав в России. Изменилось и количество носителей РЛЯ (эмигрировали, были репрессированы).
Изменения в 20-ЗО-е гг. связаны с утратой литературности, т
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов