Язык комедий Грибоедова

Движение к национализации Я. Сопоставление 3 редакций «Горя от ума» позволяет установить ориентацию на живую РР москвичей («натуральный» стиль) => натуральность Я.

Речь персонажей - речь характеров. Типизация: человек - продукт среды, и разговаривает языком той среды, к которой он принадлежит. Речь персонифицирована, речь личности (основа речи - РР москвичей).

Использовал только ассимилированные славянизмы (для индивидуализации, типизации речи персонажей).

Обильное использование фразеологизмов (во веки веков, тут как тут, дать крюку - говорить намеками).

Национальная основа Я (московское просторечие) действующих лиц проявляет себя на всех уровнях:

фонетика:

• вместо чн - шн: Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы

р’: ве[р ']хний

• вставное т

морфология:

• архаичные : Я должен у вдове, у докторше, крестить

• архаичная форма Р.п. pl: в сорок пуд (вм. пудов)

синтаксис:

быть + Д.п. прил.: быть невоздержну (д.б. Тв.п.)

сквозь + Р.п.: сквозь слез (д.б. В.п.)

• проявление подобострастия: употребление формы вежливости, выраженной значимым существительным в pl (вм. sg) - эта черта характерна для слуг, которые чувствовали себя в положении ниже, чем тот, к кому они обращались.

Умелый отбор характерных слов для отдельных персонажей: кальки (сделай дружбу, составить партию) для образованных Репетилова и Молчалина.

Новаторство Я комедий (просторечная лексика и фразеология) вызывала большой протест современников, кроме декабристов.

Обработанность Я - стилизация под народную речь (проявляется в созданных Грибоедовым афоризмах и крылатых словах). Я. ритмически организован, эта ритмическая организация сближена с живым диалогом за счет эллипсисов. Естественность Я персонажей. После Грибоедова драмы уже не писались искусственным Я. Сценический диалог был приближен к живому.

Пушкинский период развития РЛЯ

1. Пушкин - преобразователь РЛЯ на нац. основе

Справедливо ли говорить, что Пушкин создал ЛЯ? Нет, так как Я создается народом.

Преобразовать Я - создать новую структуру текста путем отбора языковых средств на всех уровнях, отказавшись от прежних принципов. Принцип Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении какого-то слова или оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Соединив народную культуру и элитарную, создал новый стиль языка и сделал его независимым от жанра.

Художественный текст был лишен стилистической замкнутости: сочетание в одном и том же произведении стилистически разнородных контекстов: не жанр, а конкретная мысль и переходы чувств стали определять стиль.

Пушкин освободился от стеснительных рамок классицизма и сентиментализма. Поэзия - Я богов (классицисты), сердца (сентименталисты), действительности (Пушкин - реализм).

Основное средство - общенародный Я (+ просторечие).

В Я Пушкина примерно 30000 слов. С тех пор Я значительно расширился (до 150000 слов). Но основа пушкинская.

Обработка Я не была для Пушкина самоцелью, она была для него средством создания новой литературы, национальной.

В результате деятельности Пушкина изменилась структура РЛЯ на всех уровнях, хотя он не создал слов и конструкций, а использовал скрытые возможности РР НЯ. С Пушкина начинается переход от романтизма к реализму, который не терпит канонов и обладает народностью (отражение и выражение интересов народа).

Принцип соразмерности и сообразности: слово или оборот должно сообразно и верно отражать то, о чем пишет писатель. Суть преобразований Пушкина:

• утверждение словоупотребления основано на точном изображении явлений действительности («прелесть нагой простоты»);

• отказ от риторики, синтаксический лаконизм, информативность («проза требует мыслей и мыслей»);

• объединение разностилевых средств: резко изменился характер словоупотребления (важно, точно ли слово передает действительность), стало возможным сочетание разных слов.

Пушкин существенно преобразовал синтаксис РЯ. Отказывается от: аналитических эпитетов, которые передают обычное качество; сентиментальных, которые ничего не выражают. У Пушкина - синтетические эпитеты (качество одного предмета переносится на другой: перекрахмаленный нахал, заботная осанка). Пушкин предлагает создавать новые сочетания слов: «язык неистощим в сочетании слов». Это стало традицией (например, у Лермонтова). Часто используются существительные без прилагательных. В результате язык поэзии приближается к прозаическому.

2. Отбор лексики для употребления в художественных текстах Пушкина в соответствии с принципом «соразмерности исообразности»:

Во время михайловской ссылки Пушкин очень хорошо изучил РНЯ, гибкий и мощный в своих оборотах. Нужно резкое расширение объема языковых средств. Я. должен быть отражением жизни. Пушкин считал, что иногда тексту не хватает мыслей, иногда слов. Нужно изучать PP. Призывал использовать ее в общении и творчестве. Наиболее активные преобразования Я начиняются в 20-е гг. Но наблюдаются и в ранних стихах.