Знаковый характер информационного взаимодействия.

Ситуация означивания универсальна в человеческой жизни. Наделение знаком, отмеченность служат формой отделения культуры от природы, человека от животного, т. е. человеческого мира от всего остального. Исторически появление знаков можно связывать с развитием права собственности, практики клеймения, а также с представлением о принадлежности индивида к некоторой группе, тотему. Так, росписи на лице, различающиеся по стилю, композиции, выражали иерархию статусов и в этом смысле являлись знаками. Вскоре жизнь оказывается настолько пронизанной знаковыми ситуациями, что на определенном этапе человек начинает воспринимать всякую последовательность сигналов как осмысленное сообщение.

Знак представляет собой определенный заместитель реального предмета, явления, процесса, в котором последние находят свое специфическое отражение. Знак не дает полной информации об обозначаемом предмете – его компонентах, структуре, функциях, не является субъективным образом этого предмета. Только система знаков способна создать этот образ. Основное отличие знака от образа состоит в том, что знак чисто условный (он является результатом договоренности между людьми, не более), в то время как образ в какой-то форме, пусть очень специфичной, передает объективно существующие свойства вещей, явлений действительности.

Тем не менее, и каждый отдельный знак несет определенную информационную нагрузку в том смысле, что замещает предмет в информационном отношении, соотносится как с предметом, так и с его образом. Предмет – образ – знак – такова элементарная схема, простейший случай кодирования информации, перевода ее из образного состояния в знаковое. Знак всегда обозначает, по меньшей мере, наличие (или отсутствие) предмета, снимает неопределенность представлений о его существовании или несуществовании. Знак позволяет выбрать нужный предмет из разнообразия предметов.

Кроме информации о предмете и его образе, знак содержит и информацию, характеризующую отношение человека к предмету или образу. Это особенно отчетливо проявляется в кодировании социальной информации, когда люди, принадлежащие к различным социальным группам, обладающие различными интересами и вкусами, вкладывают в один и тот же знак (слово) различное, а подчас прямо противоположное содержание. Это еще раз подчеркивает, что математический, формально-логический подход к социальной информации не только ограничен, но в определенных условиях, когда информация служит выражением противоречий и интересов людей, просто неприменим.

Таким образом, перечислим характерные черты знака:

· принадлежность к миру информационно-коммуникационных взаимодействий;

· внешний относительно любого члена общности и равносильный для каждого в пределах общности характер;

· вещный или, во всяком случае, воспринимаемый органами чувств материал;

· немотивированность;

· системность знака, который немыслим вне некоторого множества других знаков.

Со знаком как формой выражения информации неразрывно связан код. Кодировать информацию, шифровать ее (в широком смысле слова) может как человек, так и природа – достаточно вспомнить, например, достаточно сложные коды для передачи генетической информации в живых организмах. И если в первом случае (применительно к деятельности человека) слова «кодирование», «шифровка» сохраняют свой основной, прямой и непосредственный смысл, а во втором (по отношению к природе) – как будто бы переносный, метафорический, то это все же не меняет существа дела: в обоих случаях речь идет о проявлении одного и того же общего свойства информации – ее кодируемости. Сами понятия кодируемости и кодового представления информации есть не что иное, как специфическое выражение ее знаковости, знаковой формы.

Прямой, казалось бы, противоположностью кодирования выступает декодирование – расшифровка кода. Но поскольку в любом случае информация должна быть воплощена в какой-нибудь знаковой форме, то ее декодирование неизбежно означает не лишение кодового характера вообще, а перекодирование[23]. При этом на самом деле происходит перевод информации из одного кода (непривычного для коммуниканта, чуждого ему) в другой – известный, привычный, воспринимаемый как «свой», обычный язык.

Итак, кодовое состояние, «закодированность» тем или иным образом – необходимое, внутреннее условие существования информации, и декодирование может означать лишь, так сказать, «переодевание» информации из одной кодовой формы в другую. Иными словами, декодирование, будучи по существу своему перекодированием информации, в основе есть не что иное, как то же кодирование, только в знаках другой системы, по отличающимся правилам.