Мифологическая коммуникация.

Функции мифа: 1)неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им (добро-зло = красные - белые, коммунисты - капиталисты, Восток – Запад и т.д.), 2) рассматривая психотерапевтическая функция (М. Элиаде); 3) грамматика поведения: образцы для подражания и указатели приоритетного направления развития социума; 4) эстетическая направленность.

Свойства мифа:1) раскрывается устройство мира > понятно и упорядоченно; 2) не подлежит проверке на правильность, реальность; 3) нельзя опровергнуть, можно только подтвердить; 4) нет автора, не с кем спорить > неопровержимость; 5) единственно возможный взгляд на мир, универсальность (все знают, так всегда было); 6) легко переводится на уровень самых простых ситуаций; 7) базируется на архетипе (драконоборец, трикстер, мудрый старец, великая матерь); 8) отсутствие причинно-следственных связей; 9) симбиоз прошлого с настоящим; 10) абсурдность.

Миф и стереотип. Миф – разновидность конвенционального (социального) стереотипа. Общие свойства: 1) форма хранения и психологическая структура организации знания; 2) внешние характеристики: ригидность, устойчивость, консерватизм; 3) внутренние характеристики: высокая психическая активность, сфера бытования; 4) регулятивная функция в поведении индивидов; 5) закреплены в языке.

Мифологические образы:1) Покровитель (могучий, властный), 2) Кумир (обаятельный, восхитительный), 3) Хозяин (Господин) (нельзя гневать, за послушание награда), 4) Авторитет (надо слушать), 5) Виртуоз (Ловкач) (может невозможное), 6) Удав (подчиняйтесь или съест, все про вас знает), 6) Дьявол (беспредельная власть и зло)(И.Черепанова). Мифологическая пара в русской ментальности – господин-холоп (И.Винокурова).

Мифологические сценарии: 1) преодоление биологических норм ради норм социальных; 2) победитель зла; 3) принесение жертвы; 4) из грязи - в князи; 5) для русских – из князя – в грязь; 6) чудо и пр.

Мифологизация в коммуникации:1) не задавать новое сообщение, а подключаться уже к существующим; 2) активизировать символику (архетипы), которая хранится на уровне подсознания; символ переводит энергию архетипа на уровень сознания; 3) миф как отражение желаний аудитории; 4) миф рассказывает обо мне; 5) учет национальной специфики; 6) миф как сценарий развертывания имиджа.

Инструментарий формирования мифа(Р.Барт): 1) прививка (иммунизация) – скрыть зло; 2) изъятие из истории; 3) тождество (новый материал игнорируется или трансформируется); 4) тавтология (определение объекта через него самого); 5) нинизм (две противоположности взвешиваются, но обе отвергаются); 6) квантификация качества (перевод любого качества в количество: считать уровень мастерства); 7) констатация (тяготение к прецедентному тексту).

Виды современного мифологизма(М.Эпштейн): 1) вульгарный – слепое воспроизведение и навязывание в обыденном сознании, особенно актуален в массовой культуре (образы кинозвезд, детективные герои, рекламные клише, штампы тривиальной словесности); 2)авторитарный – идеологическое навязывание как собственно сознательный экспансионизм обыденного сознания в отличие от бессознательной экспансии (образы вождей, мифологемы крови, пропагандистские эмблемы); 3) авангардный (художественный) – художественная реконструкция или имитация мифа в эстетическом творчестве.

Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский говорят о возможности сознательных попыток имитировать мифогенное сознание средствами немифологического мышления, однако “их органическая включенность в немифологический круг текстов и полная переводимость на немифологические языки культуры свидетельствуют о мнимости такого совпадения”. Сознательные попытки “сотворения” мифогенного сознания характерны, например, для тоталитарных семиосфер.

 

 


[1] Терминология неустойчива, поскольку происходит становление науки. Например, стратегии, тактики, коммуникативные формы можно назвать технологиями, модулями или схемами, модель – схемой и пр.