рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПИСЬМА

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПИСЬМА - раздел Связь, ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 6   Основные Типы Начертательного Письма.В Разви...

 

Основные типы начертательного письма.В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько этапов, характеризующихся различными типами письма. Особенности каждого из этих типов определяются тем, какие элементы звукового языка - целые сообщения, отдельные с слова, слоги или фонемы - служили единицей письменного обозначения. В учебной литературе традиционно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое, или фонемографическое. Слоговое и буквенно-звуковое письмо иногда могут объединять и обозначать одним термином - фонографическое письмо. В литературе о письме- научной и учебной - существуют и другие его классификации. В одной из них устанавливают пять типов письма: фразографию, логографию, морфемографию, силабографию и фонографию. При фра-зографии происходит передача фразограммами целых сообщений без графического расчленения их на отдельные с слова. При лого-

­ Конец страницы 230 ­

¯ Начало страницы 231 ¯

графии графическими знаками — логограммами — передают отдельные слова. В морфемографическом типе письма графическими знаками - морфемограммами - передают отдельные морфемы. Силлабография характеризуется передачей на письме силлабограммами отдельных слогов. И, наконец, при фонографии графическими знаками - фонемограммами - обозначаются фонемы.

Есть и другие классификации письма, однако наиболее • распространенной в учебной литературе является классификация, в которой выделяются четыре типа письма. При этом отмечается, что каждый из указанных типов включает в себя элементы другого типа, образуя смешанные, переходные типы письма.

Каждый тип письма представляет собой исторический этап в развитии письма, как бы более высокую последующую ступеньку - от пиктографии к буквенно-звуковому письму. Однако из этого вовсе не следует, что каждый народ должен был непременно пройти все этапы истории письма. В силу ряда причин, связанных как с особенностями грамматического строя языка, так и с факторами исторического характера, тот или иной народ мог остановиться на каком-нибудь из этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися на идеографическом письме, или с японцами и корейцами, применяющими наряду с идеографией национальные слоговые системы письма. С другой стороны, некоторые народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему - от пиктографии прямо к буквенно-звуковому письму, минуя идеографический и слоговой этапы. Так случилось с чукчами, эскимосами, эвенками и другими народами Крайнего Севера.

Пиктографическое письмо.Первым историческим типом письма была пиктография(от лат. pictus - картинный, нарисованный и греч. graphō - пишу), то есть рисуночное, или картинное, письмо. Знаки пиктографического письма называются пиктограммами,а наскальные рисунки - петроглифами(от греч. petra - скала, камень и glyphē - резьба). Пиктограммы выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных. Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, его художественное достоинство не имело существенного значения. Первостепенную важность имело то, чтобы рисунок что-то сообщал и это сообщение правильно

­ Конец страницы 231 ­

¯ Начало страницы 232 ¯

опознавалось теми, кому оно адресовалось. Типичным примером пиктограммы служит приводимый в учебной литературе "дневник" эскимоса-охотника, наглядное содержание которого читают примерно так: "Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал".

 

Пиктограмма "дневник" эскимоса-охотника.

 

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения: звучания слов, их грамматических форм, линейного порядка слов. Поэтому некоторые пиктограммы читаются с трудом, в особенности те, в которых выражаются отвлеченные понятия. В качестве типичного примера сложной пиктограммы часто приводится обращение ряда индейских племен к американскому президенту. Эту пиктограмму расшифровывают примерно так: "Племена журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота поручили в едином порыве сердец главе племени журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в область озер".

 

Пиктограмма "прошение" индейцев.

­ Конец страницы 232 ­

¯ Начало страницы 233 ¯

Передача целого высказывания, не расчлененного графическими знаками на слова, в большей степени соответствовала полисинтетическому (инкорпорирующему) с строю языков. Не случайно пиктография получила наибольшее развитие у народов, говорящих на языках полисинтетического) строя - американские индейцы, народы Крайнего Севера. С помощью пиктограмм передавались не только конкретные предметы и действия, но и сложные абстрактные понятия.

 

Пиктограммы абстрактных понятий (по Я.Б. Шницеру):

1) жизнь (сказочная рогатая змея); 2) смерть ((животное вниз головой); 3) счастье, успех (черепаха); 4) ловкость (человек с крыльями вместо рук); 5) война (лук со стрелой); 6) мир (трубка мира с перьями); 7) заключить мир (человек курит трубку мира); 8) дружба (соединение рук); 9) любовь (соединение сердец); 10) внимание, слух (голова человека с волнистыми линиями из ушей); 11) опасность (две змеи); 12) быть на страже (собака); 13) молиться (рука, воздетая к небесному своду и к богам).

 

Появление пиктографического письма связывают с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, для передачи сообщений. Пикто-

­ Конец страницы 233 ­

¯ Начало страницы 234 ¯

грамма в отличие от рисунка получает условный характер и постоянное значение. Пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции. Выделяют следующие разновидности пиктограмм: 1) записи условий обмена предметами охоты, рыбной ловли; 2) сообщения о боевых походах, сражениях, охоте; 3) различные письма, в том числе и любовные; 4) летописи-хроники разных племен; 5) надгробные мемориальные надписи; 6) записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако, будучи весьма доступным видом письма, не связанным с конкретным языком, и в силу своей наглядно-изобразительной символики, она широко применяется в рекламах, на витринах, в дорожных знаках, в олимпийской символике и т.д., то есть выполняет вспомогательную роль. Пиктографическому письму в целом свойственны такие существенные недостатки, как возможность разных толкований одного и того же сообщения, слабая приспособленность к передаче абстрактных понятий. В силу этих и некоторых иных факторов пиктография на известной ступени развития общества перестала удовлетворять потребности письменного общения. На ее почве возникает более совершенный тип письма - письмо идеографическое.

Идеографическое письмо.Термин идеография(от греч. idea - понятие и graphō - пишу) указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия. В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также порядок слов. Знаки идеографического письма называются идеограммами.Иногда термин идеография заменяют термином лого-графия, и соответственно термин идеограмма заменяется названием логограмма. Идеографическое письмо имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков, а также готовый набор таких знаков, одинаковый для всех пишущих.

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма привела к тому, что каждый изобразительный знак пиктографии, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, выступая в качестве его обозначения. Пиктограммы, постепенно утрачивая

­ Конец страницы 234 ­

¯ Начало страницы 235 ¯

свою прежнюю наглядность, начинают выступать как условные знаки. Таким путем пиктографическое письмо преобразовалось в более совершенное письмо идеографическое. Процесс этот занял, вероятно, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается письмо идеографическое.

 

Образцы идеограмм (логограмм).

 

Первой ступенью развития идеографического письма является рисуночная идеография. На этой ступени рисунки могли иметь два значения - прямое и переносное., В прямом значении рисунки выступали как пиктограммы, например, рисунки "глаз", "змея", "черепаха" обозначали соответственно глаз, змею и черепаху. В переносном значении эти рисунки: являлись уже идеограммами, обозначая не глаз, змею, черепаху, а соответственно зрение, жизнь, успех. На этом этапе развития письма один и тот же рисунок в одном и том же тексте мог употребляться то в прямом, то в переносном значении. Это создает г большие трудности при расшифровке текстов с подобным употреблением рисунков.

Рисуночная идеография послужила основой для возникновения иероглифического письма, которое рассматривают как высший этап в развитии идеографии. Иероглифическое письмо,

­ Конец страницы 235 ­

¯ Начало страницы 236 ¯

или иероглифика,возникло впервые, по-видимому, в Египте около IV тысячелетия до н.э. Начертательные з знаки этого письма называются иероглифами.Начальным этапом египетского иероглифического письма считают рисуночную идеографию. Каждый рисунок египтян первоначально имел прямое значение, то есть обозначал то, что было нарисовано: дом, птицу, животное, человека и тому подобное. И лишь позднее рисунки приобретают определенную символику, то есть переносное з значение. Так, изображение пчелы стало обозначать не только пчелу, но и трудолюбие, усердие; изображение ног - не только ноги, но и понятие идти; рисунок птицы - не только птицу, но и понятие лететь и т.д.

 

Древнеегипетское иероглифическое письмо.

 

В Египте письмо иероглифами чаще всего использовали для монументальных надписей на стенах храмов и общественных зданий, статуях богов, гробницах. Отсюда название египетских иероглифов раннего периода - монументальные иероглифы. Такие рисунки-иероглифы высекались на соответствующих монументальных сооружениях. С техническим прогрессом письма, то есть с применением папируса, тростниковой палочки и чернил, египтяне вначале просто перерисовывали на новый материал формы монументальных иероглифов. Но затеем начали чертить

­ Конец страницы 236 ­

¯ Начало страницы 237 ¯

иероглифы наскоро, без внутренних деталей, передавая лишь контуры иероглифического рисунка. Иероглифы такого рода получили название линейных иероглифов. Написание линейных иероглифов упростилось в начертании и стало отличаться от написания монументальных иероглифов. Письмо линейными иероглифами стало называться иератическим (от греч. hieratikos - священный, жреческий) письмом, хотя и носило в основном светский характер. Иератическим письмом писались и медицинские трактаты, и так называемые книги "мертвых', описывались исторические события.

 

Древнеегипетское иератическое письмо.

 

Идеография оказалась довольно устойчивой системой письма. Дошедшим до нашего времени иероглифическим письмом является китайское письмо, чему способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское иероглифическое письмо, так же как египетское и шумерское, является одним из древнейших в мире. Оно существует уже более трех с половиной тысяч лет. Однако государственное закрепление и систематизация иероглифов произошли при объединении Китая в централизованное государство в I—II вв. н.э. В современных полных словарях китайского языка насчитывается по разным данным от 40 до 60 тысяч иероглифов. В силу этого китайское иероглифическое письмо довольно сложно для усвоения, так как требует запоминания большого количества иероглифов. На практике знание 8-10 тысяч иероглифов свидетельствует о высокой

­ Конец страницы 237 ­

¯ Начало страницы 238 ¯

иероглифической подготовке китайца. Необходимый минимум составляет знание 2 тысяч наиболее употребительных иероглифов. Вторая сложность заключается в начертании многих иероглифов. Например, большинство даже наиболее употребительных иероглифов имеет в среднем по 11 штрихов каждый. Некоторые же иероглифы насчитывают до 50 с лишним черточек. Третья сложность в освоении иероглифического письма заключается в необходимости усвоения не только начертания иероглифов, но и их звучания, а также значений слов, передаваемых ими.

Любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись,по происхождению не менее древняя, чем египетские иероглифы. Эта система письма употреблялась в Месопотамии, а позднее распространилась по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письменами на глине, поскольку материалом для этого письма служили глиняные плитки. На них при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. При легком нажиме писцом на резец на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. Такие углубления по своему внешнему виду напоминали клинья, поэтому система письма и получила название клинописи.

 

Шумерская клинописная табличка царя Арад-Сина.

­ Конец страницы 238 ­

¯ Начало страницы 239 ¯

Глиняные дощечки после нанесения на них текста сушились, обжигались и сохранялись. Из высушенных и обожженных глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть их была обнаружена при археологических раскопках на территории древней Вавилонии и Хеттского государства.

Идеографическое письмо обладает рядом преимуществ по сравнению с пиктографическим письмом. Идеография точнее отражает тот язык, который она обслуживает, передает на письме не только содержание речи, но и членит ее на отдельные слова. Вместе с тем идеографическое письмо обладает и рядом существенных недостатков. Прежде всего, это громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. К недостаткам идеографии относится и трудность передачи грамматических форм слов. Грамматические значения в идеографическом письме приходится передавать специальными значками (ключами), которые также надо запоминать, что еще более усложняет использование идеографии. Эти и некоторые другие недостатки послужили основной причиной перехода от идеографических систем письма к слоговым и буквенно-звуковым системам письма.

Слоговое письмо. Слоговым,или силлабическим(от греч. syllabē - слог), называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает слог. Графические знаки слогового письма называются силлабемами.Слоговое письмо возникло позже идеографического письма. Появление слогового письма относят ко П-І тысячелетиям до н.э., а некоторых его систем -даже к I тысячелетию н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Многие слоговые системы письма появились в результате внутреннего преобразования идеографического письма либо на основе или под влиянием идеографической письменности. По мере развития идеографии в ней возникают все более точные способы различения слов, их значений. Появляются дополнительные к основному графическому знаку детерминативы(уточнители смысла) - значки, различавшие, например, разные по значению, но одинаково звучащие слова. Возникают сочетания знаков для передачи значений сложных слов. Создаются фонетические идеограммы, назначение которых - обозначать звучание слов или их частей. Так внутри письма идеографического постепенно развиваются элементы слогового письма.

­ Конец страницы 239 ­

¯ Начало страницы 240 ¯

Наиболее древним слоговым письмом было шумерское письмо позднего периода. Оно насчитывает примерно 3000 лет. Близким ему было ассиро-вавилонское письмо, так как ассиро-вавилоняне получили свою письменность от шумеров. И в том, и в другом письме слоговые фонограммы объединялись в одной системе с многочисленными идеограммами. На основе критского иероглифического письма в VI в. до н.э. возникло кипрское слоговое письмо. К слоговым системам письма, возникшим на основе идеографии, относят также библосское слоговое письмо, возникшее в финикийском городе Библе (Библосе) в конце III - начале II тысячелетия до н.э.

Некоторые слоговые системы письма возникли на основе консонантного письма в результате его вокализации. Таковы индийские системы письма. В середине Ш в. до н.э. в Индии были две слоговые системы письма - брахмии кхароштхи.По преданию, письмо брахми получило свое название от имени бога Брахмы, являвшегося якобы создателем этого письма. Происхождение второго названия - кхароштхи - относят к искаженному индийскому слову кхараоста (кхарапоста) - ослиная шкура, так как ослиные шкуры использовались как материал для письма. В V в. н.э. письмо кхароштхи было вытеснено из употребления письмом брахми. Обе эти слоговые системы письма не имеют элементов идеографии, что свидетельствует об их особом пути развития. Современное слоговое письмо Индии - деванáгари(от санскр. deva - бог и nâgâri - городское) - возникло в XI-XIII вв. н.э. на основе письма нагари, восходящего к брахми. Деванагари первоначально обслуживало только санскрит. В настоящее время оно является государственным письмом Индии и обслуживает языки хинди, бенгали, непали и другие.

В письме деванагари, так же как в брахми и кхароштхи, каждый графический знак служит, как правило, изображением согласного звука в сочетании с гласным а. Для изображения другого гласного применяется тот или иной надстрочный или подстрочный знак либо используются особые значки перед слоговым знаком или после него. Для передачи на письме только согласного звука под слоговым знаком ставится запретительный знак-вирама. Скопление согласных в одном слоге передается лигатурами(от лат. ligaturo - связанное) - сложными графическими знаками. В состав каждой лигатуры входят характерные элементы начертания составляющих ее согласных.

­ Конец страницы 240 ­

¯ Начало страницы 241 ¯

Некоторые слоговые знаки письма кхароштхи.

 

­ Конец страницы 241 ­

¯ Начало страницы 242 ¯

К числу слоговых систем принадлежат и эфиопское слоговое письмо, окончательно сформировавшееся к ХШ в. н.э., и японское письмо кана, сложившееся в VIII в. на основе китайского письма, и некоторые новоизобретенные слоговые системы письма- письмо чироки, письмо ваи, письмо кри и некоторых других индейских племен.

Слоговое письмо считается более удобным и легким для обучения и повседневного использования, чем идеографическое письмо. Слоговая система оперирует относительно небольшим количеством графических знаков, тогда как в идеографических системах их насчитываются тысячи. Слоговое письмо точнее отражает фонетическую и грамматическую стороны языка. К недостаткам слогового письма относят достаточно большое количество силлабем: в некоторых слоговых системах их число доходит до 200 (без учета лигатур). В слоговых системах письма имеются трудности в передаче смежных и конечных согласных слога.

Буквенно-звуковое,или фонемографическое,письмо. Буквенно-звуковымобычно называют такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук - фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим.Графическими знаками этого типа письма являются буквы. Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: консонантно-звуковой разновидности и вокализованно-звуковой.

Консонантно-звуковое,или просто консонантное,письмо является древнейшей разновидностью буквенно-звукового письма. Его появление в чистом виде относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. В этом типе письма графическими знаками обозначались только согласные звуки, что и послужило названием для письма. Гласные звуки в нем не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что делало это письмо менее точным в передачи речи и нередко затрудняло понимание написанного. Со временем в некоторых языках — еврейском, арабском — стали обозначать и гласные звуки, используя для их передачи особые диакритические(от греч. diakritikos - различительный) знаки. Одним из древнейших типов консонантно-звукового письма является финикийское письмо, возникновение которого

­ Конец страницы 242 ­

¯ Начало страницы 243 ¯

относится ко II тысячелетию до н.э. Оно состояло из 22 букв, сведенных в алфавит и имевших свое название. К консонантно-звуковому письму относят протосинайское письмо, древнееврейское письмо, арамейское, иранское, сирийское, арабское и некоторые другие типы письма.

Вокализованно-звуковое письмо выступает в качестве последующего этапа в развитии буквенно-звукового письма. Возникновение вокализованного письма относится к началу I тысячелетия до н.э. Его особенность связана с обозначением графическими знаками как согласных, так и гласных звуков. Первый шаг в этом направлении был сделан древними греками. Причиной перехода от консонантного письма к вокализованному письму послужило то, что в греческом языке корни слов и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных звуков. К IV в. до н.э. греки уже имели алфавит, с состоявший из 24 букв для обозначения 17 согласных и 7 гласных звуков. Греки изменили и направление письма. Они стали писать не справа налево, как семиты, а слева направо, пройдя стадию письма с поворотами: одна строка в одну сторону, вторая в другую. Поворотное письмо носило название бустрофедóн(от греч. bus - бык и strephō - поворачиваю), то есть пиши так, как пашет вол; поворот борозды при пахоте земли. На греческой основе в в Древнем Риме сложилось латинское вокализованное письмо, которое используется сейчас в национальных языках многих народов. На греческой же основе возникла и кириллица, преобразованная затем в русский алфавит, который обслуживает многие языки: восточнославянские языки, болгарский, сербскохорватский, татарский, узбекский и другие языки. Вокализованно-звуковое письмо в его истории и современности представлено также такими его разновидностями, как этрусское письмо, армянское и грузинское письмо, малоазийски-ми типами письма и др.

Таким образом, буквенно-звуковое письмо выступает наиболее удобным видом письма. Оно обеспечивает при помощи ограниченного количества букв - от 20 до 40 - точную передачу звукового языка. Особенностью буквенно-звукового письма по сравнению с другими системами письма является его тесная связь с фонетикой языка и простота употребления. Это облегчает обучение грамоте и практическое использование этого письма.

­ Конец страницы 243 ­

¯ Начало страницы 244 ¯

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 6

Конец страницы... ПРЕДИСЛОВИЕ Глава I ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПИСЬМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гируцкий А. А.
Г51 Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.А. Гируцкий. - 2-ое изд., стер. -Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 288 с. ISBN 985-470-090-9.   Пособие полностью соответству

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА
Языкознание(языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различны

СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
  Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимост

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может б

ЛОГОСИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
  На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория(от греч. logos - понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разн

ТЕОРИЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Теория звукоподражанияидет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой те

МЕЖДОМЕТНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
Эта теорияберет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возникло

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА ИЗ ЖЕСТОВ
  Основателем этой теориисчитается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
  В XVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.)), и во многом отвечала рационализму XV

ТЕОРИЯ ТРУДОВЫХ ВЫКРИКОВ И ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ
  В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930) - была выдвинута теория происхождения языка из труд

ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Считается, что понимание природы и сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса: 1) идеален язык или материален? 2) каким явлением выступает язык - биологическим, психическим,

ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ В ЯЗЫКЕ
Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые

БИОЛОГИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЯЗЫКЕ
  В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета,

ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
  Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение воп

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Фонетика(от греч. phōnē - голос, шум, звук, речь) изучает звуковой строй языка, то есть инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ
Общей теорией звуказанимается раздел физики - акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может б

УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА И ФУНКЦИИ ЕГО ЧАСТЕЙ
  Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологи

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА И ЕЕ ФАЗЫ
  Артикуляцией (от лат. articulatio - произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОТОКА
  Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ
  Звуки речи, употребляясь в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видо-изменение звуков в речевой цепи называют фонетическими про-цесс

УДАРЕНИЕ И ИНТОНАЦИЯ
  В речевом потоке все фонетические единицы - звуки, слоги, слова, такты, фразы - представлены линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, располагающимися последоват

ФОНЕМА И СИСТЕМА ФОНЕМ
  Предпосылки к возникновению фонологии.До сих пор рассматривалась материальная сторона языка: физическое и физиологическое воплощение идеальных сущностей языка в реч

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  Более крупной, чем фонема, единицей языка выступает морфема, занимающая промежуточное положение между фонемой и словом. При всех разногласиях в подходе к морфеме единственное общее

ИЗМЕНЕНИЕ МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
  Морфемный состав слова с течением времени может изменяться, когда аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом. В составе этих сращений прежние границы м

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ
  Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами. Пополнение лексики про

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И СЕМАСИОЛОГИЯ
  Основной единицей языка является слово. Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в проце

СЛОВО КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА
Структура слова. Словокак центральная единица языка имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность (см. схему). Фактически

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ
  Лексическое значениепонимают чаще всего как исторически образовавшуюся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенно

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
  Полисемия.Большинство слов в языке имеет не одно, а несколько значений, которые появились в процессе длительного исторического развития. Так, существительное гру

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ СЛОВ
Еще в прошлом веке русский семасиолог М.М. Покровский (1868-1942) обратил внимание на то, что "слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью", но соединяются в нашей душе не

ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА
  Словарный фонд.Словарный состав любого языка может описываться не только на основе семантического сходства и противопоставления слов, отражающих системность лексики

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА
  В каждом литературном языке словарный состав распределяется стилистически. Общепринятой классификации стилистического расслоения словарного состава нет, она различается у разных авт

ОНОМАСТИКА
Ономастика(от греч. onomastik - искусство давать имена) - это раздел лексикологии, изучающий любые имена собственные. Этим термином называют также совокупность собствен- ­

ФРАЗЕОЛОГИЯ
  Фразеология и фразеологизмы. Фразеология (от греч. phrásis, род. п. phráseos - выражение и logos - слово, учение) -это раздел лексикологии, изучающий

ЭТИМОЛОГИЯ
  Словарный состав языка представляет собой ту его сторону, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Слова меняют свои значения, звуковой облик, что часто делает

ЛЕКСИКОГРАФИЯ
  Лексикография(от греч. lexikon - словарь, graphō - пишу) - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиолог

ГРАММАТИКА И ЕЕ ПРЕДМЕТ
  Грамматика (из др.-греч. grammatike techne - букв. письменное искусство, от gramma - буква) - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
  Триадная структура языка- язык, речь, речевая деятельность - находит свое отражение и в единицах грамматики, где грамматическая категория выступает единицей языка, грамматическое зн

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
  Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо- ­ Конец страницы 194 ­ ¯ Начало страницы 195 &

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксичес

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
  Словосочетание как единица синтаксиса.Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользу

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение как единица синтаксиса.Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значен

ПРЕДЫСТОРИЯ ПИСЬМА
  Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве пред

АЛФАВИТЫ, ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
  Алфавиты. Алфавит (от греч. alphábētos) - это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово а

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА
  К числу специализированных систем письма принадлежат транскрипция, транслитерация и стенография, обслуживающие профессиональные потребности. Транскрипция. Транскрип

ЯЗЫКИ МИРА
Как уже отмечалось, на земном шаре насчитывается примерно 5000 языков. Трудность определения их точного количества заключается прежде всего в том, что во многих случаях остается неясным, что это -

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ
Примерно около 40 тыс. лет тому назад, если не раньше, появляется Homo Sapiens, то есть человек разумный. Он знает наскальную живопись и пользуется звуковым языком, который выступает как полноценно

Племенные языки и образование родственных языков.
Полагают, что языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения. Такое состояние обнаруживают у многих современных типично родоплеменных обществ Африки, Австралии,

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
  В современном языкознании понятие законов развития языка не определено достаточно четко, так как многие языковые изменения не образуют постоянной восходящей линии, связанной с разви

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги