Инкультурация и социализация.

4.1.1. Понятия «инкультурация» и «социализация».

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому со­циальная интегрированность является чрезвычайно важным фак­тором его жизни. Любому из нас необходимо определенное уме­ние приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на ус­тойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, ми­зантропию и одиночество. Индивидуальное развитие каждого че­ловека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхож­дение в мир происходи г путем усвоения индивидом необходимо­го количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков по­ведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправ­ного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках поня­тиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумева­ют усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ. pattern) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устой­чивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодей­ствия, последовательности действий, построения суждений, различ­ные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности. Поэтому в современной научной ли­тературе понятия «инкультурация» и «социализация» нередко ис­пользуются как синонимы. Это характерно для той группы исследо­вателей, которые придерживаются широкого понимания термина «культура» как любой биологически ненаследуемой деятельности, зак­репленной в определенных результатах. Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, отличающей человека от всех других живых существ нашей плане­ты, считают целесообразным проводить различие между этими тер­минами, отмечая качественные особенности каждого из них.

При более строгом научном понимании терминасоциализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной прак­тике информацию о самых разных сторонах общественной жиз­ни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией пони­мается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, ус­воение им системы ценностей общества, позволяющего ему ус­пешно функционировать в качестве его члена.

Самые простые кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности. Формиро­вание и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправ­ленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и со­циологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, неже­ли к наказаниям. Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному по­ведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия вос­питатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребен­ка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат со­ответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давле­ние на психику ребенка может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно ба­луют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов запла­кать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в эти годы ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация пове­дения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявле­ние родительской любви и нежности приносит вред детскому ха­рактеру. Баловать детей — значит портить их. Традиции англий­ского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к живот­ным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с са­мого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии — пра­во и обязанность родителей.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответ­ственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

В отличие от социализации понятиеинкультурация подразуме­вает обучение человека традициям и нормам поведения в конкрет­ной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообме­на между человеком и его культурой, при которых, с одной сторо ны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация вюпочает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удов­летворения основных потребностей, оценочное отношение к раз­личным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкульту-рации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представите­лей других культур. По своему характеру процесс инкультурации

более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усво­ение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выража­ется в повседневном общении с себе подобными: родственника­ми, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно че­ловек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жиз­ненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, ре­агировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

• жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домаш­ний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

• личностное развитие: приобретение общего и профессио­нального образования, общественная активность, любительские

занятия;

• социальная коммуникация: формальное и неформальное об­щение, путешествия, физические передвижения;

• восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколь­кими путями, однако наиболее распространенным из них являет­ся опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подгляды­вает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каж­дый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из опре­деленных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизован­ного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У анг­личан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезан­ное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.