Влияние окружающей среды на инкультурацию

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит­ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Каж­дая социальная роль включает множество культурных норм, пра­вил и стереотипов поведения, невидимыми социальными нитя­ми (правами, обязанностями, отношениями) она связана с дру­гими ролями. До глубокой старости человек меняет свои взгля­ды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят под непосредственным влияни­ем его социокультурного окружения, в непрерывном контакте с которым находится человек и вне которого инкультурация не­возможна. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение куль­турного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультура­ции (школах и вузах).

Данные способы передачи культурной информации позволя­ют предположить, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, обще­ственных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от тех функ­ций, которые они выполняют.

• Опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.

• Авторитеты — прививают ребенку культурные нормы и цен­ности на собственном примере.

• Дисциплинаторы — распределяют наказания.

• Воспитатели — обучают ребенка, целенаправленно переда­ют ему социокультурные знания и навыки.

• Компаньоны — занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.

• Сожители — проживают в одном доме с ребенком. Все эти функции реализуются следующими агентами инкуль­турации:

• Семья — в любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкуяьтурация. Это может быть как боль­шая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.

• Группа друзей одного возраста — именно в контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека.

• Школа — она дает не только формальное образование, но и знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школь­ной жизни, ролью учителя и т.п.

• СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультурацию, знакомя индивида с огромным массивом информа­ции, на которую ориентируется в своей жизни человек.

Различные организации — церковь, спортивные, политичес­кие организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет.

На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья и особенно забота матери о своем ре­бенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быс­тро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а са­мое главное — любить. Исследования детей, лишенных роди­тельской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального раз­вития, у них формируется менее устойчивая психика (впл0оть до развития психических заболеваний). В особенно тяжелый ситуа­циях (известны примеры, когда дети содержались своими мате­рями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых маугли), когда время было уже упущено, эти дети уже не могли стать полноценными людьми, овладев лишь простейшими навыками социальной жизни. Также известно явление госпитализма — вред­ных последствий пребывания детей в казенных детских учрежде­ниях, где с ними занимались, но они были лишены родительс­кой ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они де­монстрировали более высокий уровень заболеваемости и смерт­ности, отставание в физическом и умственном развитии.

Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сест­рами, родственниками, друзьями семьи являются определяющи­ми в ранний период инкультурации. Причем, если в европейском обществе главными агентами социализации и инкультурации яв­ляются родители и прежде всего мать, то в традиционных обще­ствах в воспитании ребенка принимают участие все члены общи­ны или рода, к которому он принадлежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него уста­навливалась близость, равная кровному родству. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте. В русской дореволюционной дерев­не кроме родителей большую роль в воспитании играли члены большой крестьянской семьи и всего мира — общины.

Основная цель этого периода — формирование у ребенка мо­тивации на привязанность к другим людям, что выражается в до­верии, послушании, желании сделать им приятное. Уже к трем месяцам дети демонстрируют избирательное поведение, они вы­ражают любовь, страх, радость, узнают родителей и знакомых, отличают их от незнакомцев.

В возрасте от трех до пятнадцати лет на ребенка все больше действуют и другие факторы инкультурации: общение со сверст­никами, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они спо­собны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира (позже он превратится в картину мира). Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрак­тным мышлением, учатся создавать абстракции и идеализации. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно, окружаю­щие ребенка общество и культура становятся для него единствен­но возможным и существующим миром, с которым он себя пол­ностью идентифицирует. Разумеется, в каждой культуре пути достижения этих целей и их конкретное наполнение имеют свои особенности. Эти осо­бенности изучает отдельное направление в этнологии — этно­графия детства. Классическим примером подобного исследова­ния было изучение способов воспитания детей в США и Японии американским культурным антропологом Р. Бенедикт, проделан­ное еще в годы Второй мировой войны. Хотя ее исследование было основано только на письменных источниках (художествен­ной литературе, учебниках по воспитанию детей, опубликован­ных дневниках и т.п.), она получила очень интересные результа­ты. Так, в США ребенка с первых дней жизни приучали к более или менее строгой дисциплине. Это выражалось в четко уста­новленном режиме сна и кормления (к проснувшемуся раньше времени ребенку нередко даже не подходили), в фиксированном переводе на искусственное вскармливание и т.д. В Японии же мать всегда и везде носила младенца с собой, кормила его в лю­бое время, а от груди отрывала только перед рождением другого ребенка. Но американцы спокойно относились к тому, что ребе­нок пачкает пеленки до года, а нередко и дольше. Японцы же приучали ребенка проситься в туалет уже в первые месяцы его жизни. Если ребенок этого не делал, его отлучали от матери до тех пор, пока не достигался желаемый результат. Американского ребенка поощряли к активности и самостоятельности, японско­го — к послушанию и дисциплине.

В 1950-е годы группа американских ученых во главе с Г. Барри провела обширные исследования, в которых оценили практику воспитания в 104 культурах разных народов. Оказалось, что это можно сделать по двухполюсной шкале. На одном полюсе — обу­чение уступчивости (послушанию, ответственности за поручен­ное дело), на другом — обучению самоутверждению (стремлению к достижениям, самостоятельности и независимости). Таким об­разом, все культуры можно расположить на этой шкале в зави­симости от ориентации воспитания в ней. Так, в русской культуре преобладает воспитание уступчивости и учета интересов коллек­тива, чем стремление к достижениям, хотя в последние годы это соотношение начинает меняться.

Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурация также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Свое специфическое влияние оказывают также субкультуры, существу­ющие в данной культуре. Степень инкультурации может быть

разной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации обнаруживается у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Объясняется это тем, что представители высшего слоя общества обычно имеют более гибкое отношение к власти и авторитетам, поэтому они учат своих детей осмысли­вать факты и отвечать за свои решения, поощряют стремление к самостоятельности.