Источники и механизмы изменений культуры

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она ни­когда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополня­лась новыми материальными и духовными продуктами. Много­численные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурной антропологии понятием «культурная динамика», которое подразумевает все виды изменений, происхо­дящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внут­ренних причин. Сегодня с помощью этого понятия в целом ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты.

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в раз­личных ее видах и формах.

В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зави­сит во многом от источника их возникновения. В культурной ан­тропологии принято выделять следующие источники культурно и динамики: инновации, обращение к культурному наследию, за­имствования, культурная диффузия.

Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирова­ние нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными инди­видами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и по­иск своих собственных путей культурного и социального самоут­верждения. Это означает, что новации возникают как в традици­онных, так и в модернизированных культурах. На массовом уров­не создателями культурных инноваций нередко выступают выход­цы из других стран или другой социокультурной среды, оказыва­ющиеся гетерогенными для данного общества.

История происхождения тех или иных новаций показывает, что их носителями выступают те слои общества, которые не нахо­дят себе достойного места в культурной действительности или су­ществующих типах культурной деятельности. Однако всякое но­вовведение в той или иной степени обречено на непринятие. Если оно оказывается несовместимым с традиционными основами куль­туры, если на него отсутствует спрос, если в нем нет заинтересо­ванности у какой-либо группы общества, тогда оно не находит своего места в данной культуре. История культуры знает множе­ство примеров того, как культурные нововведения отторгались и предавались забвению, если они не отвечали потребностям и ин­тересам соответствующей социокультурной среды. И напротив, социальный заказ рождал поток культурных новаций, которые получали признание всего общества.

Обращение к культурному наследию как источник культурной динамики означает переоценку и использование в новых усло­виях всей совокупности культурных достижений данного обще­ства и его исторического опыта. Такое наследие обладает для общества вневременной культурной ценностью, так как к нему относятся уникальные культурные достижения, не зависящие от времени их появления, которые переходят к новым поколениям и в новые эпохи.

Диалектика культурной динамики состоит в постоянном пере­ходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опы­ту прошлого противостоит повседневная практика настоящего, требующая постоянной расшифровки прежнего культурного опы­та, его приспособления, отбора и интерпретации.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, ста­новятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений. Обращение к культурному наследию прошло­го призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценно­сти превращаются в каноны или образцы, проверенные многолет­ней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного време­ни, обеспечивают самобытность культуры. Содержание самобытности составляют не только традиционные явления культуры, но и более подвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты.

Значительную роль в культурной динамике играюткультурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Дан­ный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обы­чаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

Культурные заимствования являются наиболее распространен­ными источниками культурных изменений по сравнению со все­ми другими. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимство­вания народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести яв­ную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими на­родами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Характер, степень и эффективность культурных заимствова­ний определяют, в основном, следующие факторы:

• интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ве­дет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

• условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

• степень дифференциации общества (наличие социокультур-ных групп, готовых принять нововведения);

• восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).

Наиболее распространенным примером культурных заимство­ваний может служить мода.

К числу источников культурной динамики относится также синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение раз­нородных культурных элементов, в результате которого возникае г новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество. Синтез имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достиже­ния в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной.

В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения соб­ственных национальных и инокультурных элементов обычно при­водится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.).