рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ситуационные факторы коммуникации

Ситуационные факторы коммуникации - раздел Связь, ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Вполне Очевидно, Что Общение И Взаимодействие Людей Проис­ходят Не В Изолиров...

Вполне очевидно, что общение и взаимодействие людей проис­ходят не в изолированном пространстве, а в каждом случае в спе­цифической окружающей обстановке, в конкретной социокультурной среде. Соответственно, окружающая среда и обстановка оказы­вают свое влияние на наши слова и действия. Они определяют, какое поведение является обязательным в данных обстоятельствах или ситуациях, а какое недопустимо. Мы по-разному ведем себя на работе, в учебной группе, в магазине и т.д. Наши действия неоди­наковы в разной обстановке. Место коммуникации (аудитория, ресторан, церковь, офис) предписывают нам свои правила поведе­ния. Такого рода установленные и неустановленные правила есть во всех культурах, и их соблюдение является обязательным.

Число людей, с которыми происходит общение, также опреде­ляет характер коммуникации. Каждому человеку известно из сво­его личного опыта, что вы чувствуете себя и поступаете по-разно­му, общаясь с одним человеком, в группе или выступая перед боль­шой аудиторией. Это означает, что природа коммуникации определяется не толь­ко местом взаимодействия. Не меньшее значение имеют и другие факторы, такие, как положение, обстоятельства, время и число участников. Они встречаются практически в любой коммуника­тивной ситуации и оказывают на нее свое влияние. Поэтому в межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей пози­ции в коммуникации (членство в той или иной социальной груп­пе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).

Социальная группа — это двое или более индивидов, имею­щих общие интересы, культурные нормы и ценности, картину мира и воспринимающих себя членами одной группы. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Такими группа­ми являются семья, социальный класс или группа, раса, этнос, нация, пол, профессиональная группа и др. Членство в них дает людям дружбу и привязанность, возможность избежать социаль­ной изоляции (она возможна, если человек не является членом группы). Быть представителем одних групп — престижно, поэто­му человек добивается включения в состав таких групп для повы­шения своего общественного статуса. Также бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться членом какой-то группы вопреки своему желанию. Например, человек не волен выбирать расовую или этническую принадлежность. В зависимости от желательнос­ти или нежелательности контакта с этими группами их можно разделить на внешние группы, связь с которыми нежелательна, и внутренние группы, с которыми следует общаться.

С осознания человеком себя в качестве члена этих групп начи­нается формирование личностной идентичности. Мы познаем и оцениваем себя согласно участию в определенной группе и харак­теристикам этой группы (статус, цвет кожи, способность достичь своей цели и др.). Мы сравниваем свою внутреннюю группу с внешними группами. При этом речь идет уже о формировании социальной идентичности. Как личностная, так и социальная иден­тичность, бесспорно, оказывают определяющее влияние на про­цессы коммуникации. Ведь наше поведение, а также поведении, которое мы ожидаем от других людей, во многом связано с член­ством в социальных группах, с тем, принадлежность к какой из них актуализируется в ситуации коммуникации.

Чтобы выявить набор поведенческих ожиданий, связанных с положением человека в той или иной социальной группе, в боль­шинстве гуманитарных наук стал использоваться термин роль. При­мерами таких ролей могут быть: профессор, студент, мать, отец, ребенок, врач, продавец и т.д. В коммуникационных контактах люди взаимодействуют как носители соответствующих ролей. Эти роли определяют коммуникативный стиль общения — доминирующий или подчиненный, дружелюбный или настороженный, открытый или замкнутый и т.д. В коммуникационных актах каждый из парт­неров подвергается влиянию тех ситуаций и положений, в которые нас ставят собеседники, выполняя свои коммуникационные роли.

В соответствии с коммуникационной ролью от каждого чело­века ожидается определенный тип или модель поведения. Но в разных культурах одни и те же роли проигрываются по-разному. Это зависит от степени значимости отношений для самой лично­сти, степени ожидаемой формальности поведения, степени иерар­хичности отношений, степени разрешаемого отклонения от «иде­альной» роли. Так, сложно представить себе, что в русской куль­туре подчиненный будет обращаться к своему начальнику по име­ни и дружески хлопать его по плечу, хотя это вполне возможно в американской культуре.

Огромное значение в любой культуре играют роли, связанные с половой принадлежностью человека. Считается, что в индивидуали­стских культурах более значимыми являются ролевые отношения между мужем и женой, то есть горизонтальные связи. Все другие социальные роли коррелируются с ними: начальник — подчинен­ный, учитель — ученик и т.д. В коллективистских культурах важнее вертикальные связи, возникающие между родителями и детьми. Все прочие социальные роли также выстраиваются по этому образцу.

Интересный случай был рассказан американской компанией Би-би-си. Сын американского солдата и вьетнамки получил разрешение американского правительства на эмиграцию в США, ему разрешили взять с собой либо свою мать, либо жену с ребенком. В соответствии с большей значимостью отношений между родителями и детьми, чем между мужем и женой, он решил взять с собой свою мать и лишь позднее обратился за разрешением на переезд жены и ребенка.

Знание контекста коммуникации также необходимо для нор­мального общения между людьми. Рассмотреть поведение челове­ка в определенном контексте означает поместить его в такие рам­ки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не дает ему сориентироваться в ситуации. Обращение к контексту решает две основные задачи в меж­личностной коммуникации:

• для наблюдателя объясняет, что происходит между людьми, кто какую роль играет;

• для участника коммуникации дает возможность сформиро­вать собственное отношение к происходящему, выбрать способы поведения, наилучшие в данной ситуации.

В связи с этим человек должен прежде всего научиться ориен­тироваться в происходящем: выделять стандартные, или типич­ные, социальные ситуации, знать, как себя вести при этом. К чис-i лу таких стандартных ситуаций относятся деловые переговоры, семейные торжества, любовные свидания, разговоры в очередях, посещение врача и многое другое. Такое знание — часть инфор­мационного багажа любого нормального человека, полученного им в процессах инкультурации и социализации. Оно используется в качестве контекстуальных рамок всеми участниками коммуни­кации и становится предпосылкой взаимопонимания между ними.

Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. В зависимости от степени личностной вовлеченности человека в коммуникацию можно выделить три основных уровня общения: социально-ролевой (кратковременное общение), дело­вой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются си­туативной необходимостью — на улице, в общественном транс­порте, в магазине и т.п. Тематика общения определяется конкрет­ной ситуацией. Чтобы коммуникация прошла успешно, нужно соблюдать нормы и требования социальной среды всеми участни­ками коммуникации. Так, если вы пришли в магазин, никто не ждет от вас разговора о погоде или о здоровье. Вы должны вежли­во обратиться к продавцу за требующимся товаром, а он должен так же вежливо подать его вам.

Деловой уровень коммуникации связывает людей, объединен­ных интересами дела, совместной деятельностью ради достиже­ния общих целей. Это уже не кратковременный контакт, поэтому люди должны ориентироваться на совместный поиск средств по­вышения эффективности сотрудничества, стремиться к рациона­лизации их отношений. От человека в первую очередь требуется четкое выполнение им своих служебных обязанностей, что необя­зательно должно сопровождаться личной симпатией.

Интимно-личностный уровень коммуникации связывает близ­ких людей и характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием. В основе коммуникации на этом уровне лежат симпатия и эмпатия. На этом уровне человек получает психологи­ческую поддержку, для него процесс коммуникации важен так же, как и его результат.

Интересная классификация стандартных ситуаций предложе­на известным американским психологом Э. Берном. В ее основу Берн положил присущую человеку потребность в структурирова­нии времени, которая, по сути, представляет собой способ орга­низации межличностного взаимодействия. Он предложил шесть форм социального поведения.

Замкнутость — это пограничная ситуация, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует. Человек при этом нахо­дится среди людей, но не общается с ними. Такое бывает доста­точно часто — в поезде, в ожидании приема у врача, даже во

время вечеринки.

Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не несу­щие смысловой нагрузки. Они могут носить как формальный ха­рактер (дипломатический прием), так и быть частью неформаль­ного общения (приветствия, прощания, благодарность). Ритуалы дают людям возможность проводить время вместе, не сближаясь

при этом.

Времяпровождение — полуритуальные разговоры о пробле­мах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, хотя и обладают некоторой повторяемостью. Времяпро­вождение всегда социально запрограммировано, так как разреша­ет говорить лишь в определенном стиле и на допустимые темы. Примерами могут служить разговоры на вечеринке, где люди не­достаточно хорошо знакомы друг с другом, или во время ожида­ния официального собрания. Времяпровождение позволяет легко поддерживать приятельские отношения, а также заводить новые

полезные знакомства и связи.

Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе ради эффективного достижения поставленных целей.

Игры — наиболее сложный тип общения, в которых каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства и получить вознаграждение. По мнению Берна, западная культура не способ­ствует близости и не поощряет искренности (могут использовать во вред), а Времяпровождение — надоедает. Поэтому люди, избав ляя себя от скуки времяпровождения, но избегая при этом нега­тивных последствий близости, обращаются к играм.

Близость — еще одна пограничная ситуация, свободное от игр общение, связанное с теплыми, заинтересованными отноше­ниями между людьми. Это — самая совершенная форма челове­ческих отношений.

В каждой из названных нами стандартных ситуаций есть свои социальные роли, сценарий действий, а также правила и нормы, регулирующие коммуникацию.

Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, хорошо известны, они отлажены и предсказуемы, представляют собой стандартную последовательность действий. Поэтому их и называют сценариями. Вне зависимости от того, кто именно вов­лечен в данную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует совершать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна. Например, сценарий «приема у врача» предпо­лагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, осмотр и медицинские процедуры, выписывание врачом рецептов, а также его устные рекомендации по лечению.

Сценарий — это своеобразная модель поведения человека в раз­нообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария позволяет автоматически совершать все необходимые действия. Если же человек Сталкивается с незнакомой ситуацией, это затрудняет его адекватное поведение. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в незнакомую и привести к конфликту или непониманию между коммуникантами.

Нормы общения это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. Нормы включают в себя:

• коллективную оценку того, каким должно быть поведение представителя данной культуры;

• коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

• частные реакции на поведение, в том числе и запреты на нежелательное поведение.

Культурными антропологами давно замечено, что одним из существенных различий между культурами является степень жес­ткости общепринятых норм и правил. Считается, что на комму­никативное поведение людей наиболее сильно влияют два основ­ных вида норм — правосудия и взаимности.

Норма правосудия складывается из двух различных значений:

справедливость и равенство. Норма справедливости говорит, что если ты что-то получаешь от человека, то должен что-то отдать ему взамен. Это приводит к своеобразному балансу во взаимоот­ношениях между людьми. Справедливость тесно связана с поня­тием заслуженное™, получения каких-то благ по праву. Норма равенства подразумевает, что все блага должны распределяться поровну между людьми независимо от их личного вклада и инди­видуальных потребностей.

Проведенные исследования показывают, что в индивидуалист­ских культурах в основном ориентируются на норму справедливо­сти, а в коллективистских — на равенство. Это связано с тем, что норма справедливости служит индивидуальным интересам чело­века, а норма равенства — общим интересам членов группы.

Культуры, ценящие норму справедливости, поощряют индиви­дуальные вклады, идеи, права и обязанности отдельной личности. Культуры, ценящие равенство, отдают приоритет групповой гармо­нии, согласию, обязанностям личности по отношению к их группе.

Норма взаимности служит развитию межличностных отноше­ний. Она утверждает, что необходимо помогать тем, кто помог вам, нельзя причинить вред тому, кто оказал вам помощь. Иными словами, это внутреннее моральное соглашение, на котором ос­новываются отношения между людьми. Но если в коллективистс­ких культурах нормы взаимности обязательны, в индивидуалистс­ких они считаются добровольными. Нормы добровольной взаим­ности основаны на свободном выборе человека и его желании вза­имного общения, а нормы обязательной взаимности ориентиру­ются на группу, ее потребности и интересы.

Правила это предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, которые практичес­ки полностью определяются культурой и усваиваются в процессе инкультурации и социализации, правила общения более инди­видуализированы и зависят от ситуации и личностных характе­ристик участников коммуникации. Если нарушение норм осуж­дается обществом, нарушение правил — нет. Правила складыва­ются на основе целесообразности и служат людям для согласова­ния их деятельности и упорядочения социальной жизни. Прави­лам нужно следовать, но их можно и нарушать; правила не явля­ются высшей истиной; они условны; их нельзя определить, но о них можно договориться. В 1980-х годах М. Аргайл провел исследование, установившее, что в человеческом обществе существуют универсальные правила общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре.

• Следует уважать частные права другого человека.

• Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора.

• Не следует обсуждать с другими конфиденциальную инфор­мацию.

• Не следует проявлять сексуальную активность в отношении другого человека.

• Не следует публично критиковать другого человека.

• Следует возвращать долги, услуги и т.п., как бы ни были они малы.

Следует также помнить, что в любой культуре есть коммуни­кационные табу — темы, запрещенные для обсуждения. Нарушать их категорически запрещается.

И, наконец, при изучении факторов, влияющих на эффектив­ность коммуникации, выделяют еще один — лицо. Это публичный образ, которым каждый член общества заявляет о себе. В разных культурах разная степень представления проецируется на «лицо», т.е. допускается разная степень самораскрытия в общении.

В коллективистских культурах лицо определяется конкретной ситуацией и контекстом общения, в индивидуалистских культу­рах лицо обычно отражает внутреннее Я человека и не зависит от контекста ситуации. В таких культурах Я человека всегда свобод­но, «сохранение лица» связано с защитой своей автономии при одновременном уважении прав других людей. В коллективистс­ких же культурах Я человека никогда не свободно, оно ограниче­но взаимными ролевыми обязательствами, долгом. «Сохранение лица» при этом понимается как поддержка другого «лица», иногда даже за счет урона собственному.

Так, в индивидуалистских культурах Германии, США и других стран прямота в обращении не воспринимается как угроза «лицу» другого. В коллективистских же культурах восточных стран, на­пример Японии, Китая, прямой стиль коммуникации восприни­мается как угрожающий и ущемляющий «лицо» другого.

Разумеется, в общении собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом лице. Американская исследовательница С. Тинг-Туми предложи­ла интересную теорию о «поддержании лица» в процессе обще­ния. Ее основные положения:

• Во всех культурах есть понятие «лицо».

• Угроза «потери лица» возникает в ситуации неопределенно­сти (требование, жалоба, одобрение, конфликт), когда идентич­ности коммуникантов подвергаются оценке или сомнению.

• В проблемных ситуациях обе стороны заботятся либо о за­щите своего лица, либо о поддержке лица другого (либо и то, и другое вместе).

• На защиту своего или чужого лица влияют особенности от­ношений (степень близости) и факторы ситуации общения (фор­мальная или неформальная, публичная или частная), а также сте­пень ясности источника проблемы или конфликта.

• Эти измерения могут быть подвержены влиянию культур­ных норм, ожиданий и должны быть интерпретированы в куль­турном контексте.

Установлено, что в индивидуалистских культурах люди боль­ше заботятся о поддержании собственного «лица», а в коллекти­вистских — о поддержании собственного «лица» и «лица» другого человека.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ... Под редакциейА П Садохина... Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качествеучебникадля...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ситуационные факторы коммуникации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От обыденного понимания культуры к научному
В современных гуманитарных науках понятие «культура» от­носится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно являет­ся центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огром­ного количества научн

Культура и коммуникация
Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культура

Культура и поведение
Человеческое поведение — это продукт миллионов лет эволю­ции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей при­надлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жиз­ненным опытом,

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домаш­ней среде, с помощь

Культурные нормы и их роль в культуре
Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культу­ра имеет собств

Сущность этноцентризма и его роль в МКК
При контактах с другими культурами большинство людей су­дят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного сужд

Сущность и формирование культурной идентичности
2.3.1. Понятие «культурная идентичность» Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди про­чего и в постепен

Этническая идентичность
Интенсивное развитие межкультурных контактов делает акту­альной проблему не только культурной, но и этнической идентич­ности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современ­ных услови

Личная идентичность
Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и рас­пространения различного рода образцов поведения, типов взаи­модействия, следует помнит

Основные положения и значение в МКК
Вероятно, нет необходимости в поиске доказательств и аргу­ментов, подтверждающих мысль, что без общения с себе подоб­ными человек не может стать нормальным существом. Ни одну сколько-нибудь важную

Как теоретическая и методологическая основа МКК
В процессе контактов с представителями других культур люди встречаются, совершают какие-то действия и поступки, обмени­ваются взглядами и мыслями. При этом смысл каждого конкрет­ного поступка им не

Систем и межкультурных ситуаций
История становления межкультурной коммуникации как учеб­ной дисциплины убедительно свидетельствует, что она изначаль­но формировалась на основе интеграции различных гуманитар­ных наук и их методов.

Инкультурация и социализация.
4.1.1. Понятия «инкультурация» и «социализация». Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому со­циальная интегрированность является чрезвычайно важным фак­тором

Цели инкультурации и социализации
Несмотря на описанные различия содержательное и смысло­вое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так, М. Мид под социализацией понимает с

Первичная и вторичная стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цик­ла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла

Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит­ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Каж­дая социальная роль включ

Некоторые психологические механизмы инкультурации
Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного отве­та на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических м

Источники и механизмы изменений культуры
За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она ни­когда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из

Культурная диффузия и ее современные контексты
В качестве отдельного источника культурной динамики следу­ет выделитькультурную диффузию — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов и

Значение культурных изменений для взаимодействия культур
Процессы глобализации и культурной динамики, как показы­вает практика, не ведут к формированию единой мировой культу­ры. Современная культура остается множеством самобытных куль­тур, находящихся в

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей. 2. Как происходит смена норм в жизни общества? 3. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип ценностн

Определение коммуникации, общения. Соотношение этих понятий
В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: фил

Коммуникация и культура
Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сyщностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целе

Личностные факторы коммуникации
Приступая к исследованию основ межкультурной коммуника­ции, следует всегда помнить, что она имеет место не между культу­рами, а между индивидами, которые в той или иной степени явля­ются носителями

Модели коммуникационных процессов
В основе межличностной коммуникации лежат различные мо­тивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информаци

Процесс кодирования — декодирования информации
Процесс коммуникации легче всего представить в ее наиболее простой форме, то есть как сообщение и передачу определенных данных. Но любая информация передается с помощью той или иной системы знаков.

Символический характер коммуникации
Необходимость в согласованном поведении людей, закрепле­нии и сохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела к возникновению различного рода симво­лов. Символ — о

Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации
Поскольку без коммуникации невозможно существование чело­века, то она представляет собой непрерывный процесс. Ведь отно­шения между людьми, так же как и события, происходящие вокруг нас, не имеют н

Неосознанный характер процесса коммуникации
Человек не может существовать без общения с себе подобны­ми. Это — одна из аксиом коммуникации. Ведь у человеческого поведения нет альтернативы, так как человек не может себя никак не вести. Даже н

Каналы коммуникации
Исследования западными учеными различных видов коммуни­кации позволяют сделать вывод, что успех или неудача коммуника­ции зависит в том числе и от средств и способов передачи инфор­мации. В связи с

Основные аспекты и цели коммуникации
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельнос­ти, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене ин­формацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопони­мании партнеров. Она характ

Функции коммуникации
Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности всту­пает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих вза­имоотношений опос

Экспрессивная функция
Она означает стремление партнеров по коммуникации выра­зить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, меж­личностная коммуникация всегда начинается с установления кон­такта между партнера

Интерпретативная функция
Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состоя­ний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события

Аффективно-оценочная коммуникация
Аффективно-оценочная коммуникация основывается на вы­ражении либо положительных, либо отрицательных чувств в от­ношении другого человека. В этом виде коммуникации нет объек­тивного изложения фактов

Убеждающая коммуникация
Убеждающая коммуникация представляет собой такой вид ком­муникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия. Она выражается в приказе, совете, просьбе.-В такой фор­ме участники ком

Ритуальная коммуникация
Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и вы­полнении социально установленных форм поведения. Ее приме­ром может служить общение учителя и учеников: когда учитель входит в класс, школьники

Понятие успешной коммуникации
Как уже было отмечено, общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено со­ответствующим условностям и законам. На этом основании ком­муникация в каждом ко

Личностные факторы коммуникации
Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценност

Личностные факторы коммуникации
Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценност

Понятие межкультурной коммуникации
Стремление понять чужие культуры или их представителей, ра­зобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообра­зие человече

Аффективная нагрузка участников МКК и ее зависимость от культурной дистанции
Одним из специфических аспектов межкультурной коммуни­кации являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур. Взаимодействие с незнакомыми людьми, особен­но с представителями аут

Неопределенность ситуации МКК
Любая коммуникация представляет собой процесс обмена ин­формацией между людьми, каждый из которых обладает своим жизненным опытом и картиной мира. Передаче и получению ин­формации предшествуют моме

Основные аспекты неуверенности (неопределенности)
При первом контакте с чужой культурой каждый человек рас­полагает очень малым объемом информации о новой культурной среде, не имеет четких представлений о принятых в данной куль­туре нормах поведен

Стратегия редукции (сокращения) неуверенности
Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощьютеории редукции неуверенности. Основоположником данной теории стал К. Бергер, который счи­та

Теории межкультурной коммуникации
Рассмотренная выше теория редукции неуверенности показы­вает, как могут быть изменены ожидания конкретного человека от встречи с новой культурой, сокращены его когнитивная неуве­ренность и тревога.

Аксиомы межкультурной коммуникации
Рассмотренные вопросы межкультурной коммуникации позво­ляют констатировать, что процесс межкультурной коммуникации начинается с простого осознания факта реально существующих куль­турных различий ме

Язык как элемент культуры
Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средст

Контекстуальность коммуникации
Это понятие ввел Э. Холл в 1976 году, чтобы обратить внима­ние на ту особенность коммуникации, в соответствии с которой разные культуры «программируют» своих членов акцентировать преимущественно вн

Стиль коммуникации
Каждому человеку присущ свой стиль общения, который на­кладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его по­ведение и общение в любых ситуациях. В стиле общения отража­ются особенности обще

Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный че­ловек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными дейс

Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем са­мую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая сви­детельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это че

Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуника­ции развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих п

Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помо­гает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж­культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо­бенностью невербальной ком

Паравербальная коммуникация
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его переда­чи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализиру­ют об эмоциях, с

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Можно ли достичь максимального взаимопонимания людей? 2. На каком-либо конкретном примере покажите перцептивный уровень общения. 3. Перечислите наиболее важные, по вашему мнени

Сущность и детерминирующие факторы восприятия
Психологами установлено, что первичное восприятие челове­ка часто является решающим фактором для последующего взаи­модействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует ис­пользования определенн

Влияние культуры на восприятие
Экспериментально доказано, что механизм восприятия каж­дого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным об­разом дается человеку

Понятие и сущность атрибуции
В процессе межкультурного взаимодействия человек воспри­нимает другого вместе с его действиями и через действия. От адек­ватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимод

На процесс межкультурной коммуникации
Результаты многих исследований процесса атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, как если бы они определяли причины их поведения

Возникновение межкультурных конфликтов
Нормальный человек, каким бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. Сколь­ко людей — столько мнений, и интересы разных людей неизбеж­но вступают в противореч

Понятие и сущность стереотипа
Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представи­телями других народов и культур, люди обычно имеют естествен­ную склонность в

Значение стереотипов для МКК
В процессе межкультурной коммуникации человек воспри­нимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зави­сит построение взаимоотно

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Общаясь со своими родителями, знакомыми и друзьями, обратите внимание на стереотипные высказывания. Почему вы поняли, что это стереотипы? Проанализируйте эти высказывания. 2. Вспомните,

Жизненный ритм культуры
Первоначально время рассматривалось не более как неотъем­лемое свойство естественных ритмов развития природы, циклов смены времен года, вызываемых взаимодействием Солнца, Луны и Земли'. Сначала был

Монохронные и полихронные культуры
Время является показателем темпа жизни и ритма деятельнос­ти, принятых в той или иной культуре. Поэтому по способу ис­пользования времени культуры принято разделять на два проти­воположных вида: в

Контекст
Характер и результаты процесса коммуникации определяются, среди прочего, и степенью информированности его участников, Есть культуры, в которых для полноценного общения необходима дополнительно подр

Пространство
Как говорилось в главе о невербальных средствах коммуника­ции, каждому человеку для его нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим ли

Информационные потоки
Для процесса коммуникации очень важной культурной кате­горией являются информационные потоки, которые вместе со все­ми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс причин, опреде

Индивидуализм - коллективизм
Разделение культур на индивидуалистские или коллективистс­кие является одним из важных показателей в межкультурной ком­муникации, поскольку с его помощью объясняются различия в по­ведении представи

Маскулинность - феминность
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь и малой степени объ

Избегание неопределенности
Состояние и чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолютно точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном буд' щем. По

Понятие и сущность аккультурации
Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культу­ры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, п

Основные формы (стратегии) аккультурации
В процессе аккультурации каждый человек одновременно ре­шает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою куль­турную идентичность и включается в чужую культуру. Комбина­ция возможных вариантов

Результаты аккультурации
Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации яв­ляется долговременнаяадаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в и

Аккультурация как коммуникация
Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит ком­муникативный процесс. Точно так же, как местные жители при­обретают свои культурные особенности, то есть проходят инкультурацию через взаи

Понятие культурного шока и его симптомы
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специа­листы называют культурным шоком. Иногда используются сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или инон степени его

Механизм развития культурного шока
Впервые он был подробно описан К. Обергом, который утвер­ждал, что люди проходят через определенные ступени пережива­ния культурного шока и постепенно достигают удовлетворитель­ного уровня адаптаци

Факторы, влияющие на культурный шок
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповы

МОДЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ М. беннета
Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление). Этнорелятивистские этапы (признание, адаптация, интеграция)

Отрицание
Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных раз­личий. Отрицание может пр

Умаление
Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются не­гативно, как это было н

Признание
Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является стадия признания (одобрения). На ней суще­ствование культурных

Адаптация
Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чувствительности является адаптация (приспособление). На этой стадии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что

Интеграция
Она является крайним случаем полного приспособления к чу­жой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этой ста­дии уже можно говорить о формировании мультикультурной лич­ности, чья идентич

Понятие межкультурной компетентности
Если необходимость и возможность формирования мультикультурной личности вызывает сомнения и споры среди ученых, то воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, должно стать одной из целей со

Обучения межкультурной компетентности
В последнее время все большее число исследователей рассматри­вают перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой преж­ние навыки социального взаимодействия человека оказываются бес­полезными

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Детерминирующие факторы русской культуры (географический, ис­торический, религиозный) Процесс формирования русской культуры своими корнями ухо­дит в далекое прошлое и неразрывно

Факторы формирования русской
культуры: географические, исторические, религиозные На важность географических факторов в формировании рус­ской культуры обратил внимание еще известный русский историк В.О

Понятие о русском национальном характере
Понятием «национальный характер» сегодня активно пользу­ются политики, ученые, писатели, журналисты. Оно появляется на страницах научных монографий, в газетах и журналах, звучит в публичных выступл

Роль этностереотипов в изучении национального характера
Измеряемой формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функ­цию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (ант

Тема русского характера в русской общественной мысли
Хотя судьба России, ее место в мировой истории занимал и русских мыслителей, по крайней мере с периода Московской Руси. полноценный теоретический анализ этих вопросов начался лишь в XIX веке. Практ

Авто- и гетеростереотипы русских.
Представления о наиболее типичных чертах национального характера как собственного народа, так и других народов обоб­щаются в автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мне

Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)
Специальные исследования природы авто- и гетеростереотипов позволили ученым прийти к заключению, что в их основе лежат ценности той или иной культуры. Историками также до­казано, что важнейшую роль

Русские ценности и российский тип хозяйства
Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в ос­нове русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Этот механизм, связанн

Традиционные ценности русской общины в современных условиях
Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традицион­ные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они на­чинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые по­степенно п

История возникновения
В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, кото­рые весьма существе

Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии
Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских за­падными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в осн

Особенности немецко-русской коммуникации
5.2.1. Общаемся ли мы с иностранцами точно так же, как и с представителями своей национальности? Вероятно, весь спектр возможных ответов можно будет разде­лить на две груп

Вербальная коммуникация
Процесс межкультурного общения подразумевает принятие во внимание культурной обусловленности своего родного языка и языка партнера по коммуникации. То есть язык партнера следует посто­янно восприни

Невербальная коммуникация
Всякий раз, когда мы общаемся с людьми другой культуры, кроме проблемы языка неожиданно появляются другие трудно­сти, возникающие из-за несовпадения интерпретаций мимики лица, жестикуляции, языка т

Особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разно­му строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и ра­бочие интересы. Л

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Расспросите знакомых вам представителей других культур, какие им известны стереотипы русских. Выберите несколько наиболее рас­пространенных из них и сравните с вашими представлениями. Про­анализ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги