рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурные нормы и их роль в культуре

Культурные нормы и их роль в культуре - раздел Связь, Основы межкультурной коммуникации Жизнь Человека В Обществе Себе Подобных Всегда Подчинена Определенным Правила...

Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любая культу­ра имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» пове­дении. В каждой культуре формируется система долженствовании и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и зако­нам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны об­щаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возра­сту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При этом зачастую офи­циальные законы играют меньшую общественную роль, чем прави­ла и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно.

Практически с самого начала культурной деятельности чело­века возникает потребность в регулировании его поведения и об­щения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определя­ют, как должны действовать люди в различных отношениях меж­ду собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению че­ловека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Изна­чально нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, станови­лись общепринятыми.

На протяжении всей истории человечества различными куль­турами было создано огромное количество самых разнообразных , норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости ис­полнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать раз­личные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку при­званы регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собствен­ного поведения, так и поведения других людей. Под действие это­го вида культурных норм попадают такие формы поведения, ко­торые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нрав­ственной оценке. В силу такого своего характера нравы не пред­полагают немедленного их практического исполнения, а ответ­ственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный ха­рактер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть раз­ным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наибо­лее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в неко­торых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.

Среди других видов культурных норм наиболее распростра­ненными и влиятельными являются обычаи — общепринятые об­разцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и ком­муникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой эти­кет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они Предпи­сывают строго установленное поведение в определенных ситуаци­ях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и культивировать. Поэтому многие обычаи оставались на протяжении веков неизменными.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, рас­пространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфичес­кой ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев со­ответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обы­чаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержа­ние. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам и половым контактам.

Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуа­ция, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюб­ляются и женятся. Несомненно -такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравне­нию с другими культурами это — минимум контроля. У многих на­родов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и неве­ста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обще­стве с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права прини­мать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Со­гласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

Очень разнообразны обычаи и нормы половых отношений. Молодые люди на островах Самоа наслаждаются свободой и всту­пают в многочисленные половые связи, из которых только одна ведет к браку. Большинство мужского населения Индии так же, как и в некоторых странах Запада, придерживаются двойной мо­рали: девушки и женщины должны оставаться «чистыми», в то время как юноши и мужчины имеют право изменять им. Это рас­пространяется и на жителей острова Самоа, для которых секс — скорее искусство, и на христиан, которые до недавнего времени считали недостойным не только секс, но и брак.

Во время Второй мировой войны среди американских солдат было широко распространено мнение, что английские девушки чрезвычайно доступны. Как ни странно, со своей стороны, анг­лийские девушки утверждали, что американские солдаты были слишком страстными. Исследование, в котором приняла участие Маргарет Мид, привело к интересному объяснению этого проти­воречия. Выяснилось, что отношения между парами — от знаком­ства до половых отношений — как в Англии, так и в Америке проходят около 30 различных степеней развития, но последова­тельность этих ступеней в каждой культуре различна. Так, напри­мер, в Америке поцелуи происходят довольно рано, где-то на 5-й ступени, а у англичан это происходит намного позднее, где-то на 25-й ступени. Англичанка, которую поцеловал солдат, не чувство­вала себя обманутой, т.е. такие отношения интуитивно считала для себя правильными, но она должна была решить, разорвать ли отношения в этот момент или же отдаться партнеру. Если она решалась на последнее, то американец, для которого такая пос­ледовательность отношений привычна, расценивал поведение девушки как доступность. Решение такого конфликта в отноше­ниях самими партнерами на практике невозможно, так как по­добные культурно обусловленные формы поведения в большей степени неосознанны. В сознании рождается чувство: партнер ведет себя неправильно.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере накопления культурного и соци­ального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию. Первоначально это сло­во обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный ха­рактер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и меж­групповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция — это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социаль­ной организации, регуляции и коммуникации.

Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую сис­тему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной осо­бенностью традиций является акцент на использование таких об­разцов и моделей поведения, следование которым служит необхо­димым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации пове­дения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться ав­томатически. Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши пред­ки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представля­ет собой простое соблюдение привычных норм и требований к по­ведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для при­мера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчивыми ценами. В редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг явля­ется необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских стра­нах. Там торговля является одновременно процессом общения между участниками и поэтому превращается в увлекательную и эмоцио­нальную форму коммуникации. Другим примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая суще­ствует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступа­ет не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расце­нено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Разновидностью традиции является обряд, который представ­ляет собой массовое выражение религиозной или бытовой тради­ции. Его главной отличительной чертой является не избиратель­ность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и рас­пространенными являются религиозные обряды, особенно связан­ные с использованием пищи. Достоверно известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое значение. На самых ранних стадиях развития культуры процесс потребления пищи значил для человека не только утоление голода, но и приоб­щение к окружающему миру: так, сила съеденного животного как бы переходила к съевшему его человеку, а злаки и ягоды давали символическое приобщение к силам земли. Подобного рода сим­волические значения и лежат в основе многих религиозных тра­диций жертвоприношения и таинств.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью куль­туры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных го­сударством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет со­бой совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контроли­руется государством. Действие права распространяется на все сфе­ры общественной жизни: они определяют производство и распре­деление продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые представляют собой распространенную практи­ку поведения, типичные действия, то, что случается по обыкнове­нию. Но несмотря на характерные различия право и обычай свя заны между собой. Например, по китайскому закону муж имел право в случае смерти жены на повторный брак. Это право фик­сировало обычай и поощряло такую практику поведения как не­что обычное и распространенное. Напротив, повторный брак вдо­вы осуждался конфуцианскими нормами. Считалось, что повтор­ным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. Но эта норма не стала обычаем, практикой пове­дения, и повторные браки вдов случались довольно часто.

Сравнительный анализ норм права в разных культурах пока­зывает, что они весьма существенно отличаются у разных наро­дов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное пони­мание справедливости.

Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справед­ливости, этого же он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как социально-экономически­ми, так и личностными факторами. В зависимости от комбинации этих факторов формируется различное отношение к нормам права. Так, долгие годы правового произвола в нашей стране привели к утверждению в общественном сознании неверия в действенность таких демократических принципов общественной жизни, как неприкос­новенность личности, равенство людей перед законом, справедли­вость судебного разбирательства и т.д. В силу этих причин правовые нормы стали восприниматься не как целесообразные принципы вза­имоотношений людей и устройства общества, а как аппарат репрес­сий и ограничения свободы. В результате в современном российс­ком обществе мы имеем явление правового нигилизма, при котором нормы права не выполняют своей регулятивной функции, и поэтому страна оказалась в высокой степени криминализирована.

Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулято­ром поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отно­шения людей, их ценностные ориентации, интерпретации раз­личных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его по­ведении проявляются особенности характера, темперамента, взгля­ды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведе­ние какого-либо человека с определенными культурными ценно­стями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответству­ющее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепри­нятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам на­гим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, изде­ваться над инвалидами и т.п.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной системы соци­альных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества вос­принимается не только как простая повинность, но и как осознан-, ная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительны­ми. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются опти­мальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются реко­мендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

литература

1. Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. — Ново­сибирск, 1997.

2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М., 1988.

3. Клакхон К., Келпи В. Понятие культуры//Человек и социокультурная среда. — М., 1992.

4. Культура: теории и проблемы. — М., 1995.

5. Культурология. XX век: Словарь-справочник. — Спб.: Университетс­кая книга, 1997.

6. Николаичев Б. О. Будь лицом: ценности гражданского общества. -- М., 1995.

7. Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987.

8. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культуры. — М., 1997.

 

Раздел 2.

проблема «ЧУЖЕРОДНОСТИ» КУЛЬТУРЫ И ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Понятия «свой» и «чужой» во взаимодействии культур.

Природа и сущ­ность этноцентризма.

Проблема интерпретации явлений чужой куль­туры.

Культурная, этническая и личная идентичность и их роль в МКК

2.1. Понятия «свой» и «чужой»

2.1.1. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой»

Современные виды транспорта и средства коммуникации по­зволяют ежегодно десяткам миллионов людей непосредственно знакомиться с особенностями и ценностями культур других наро­дов. С первых контактов с этими культурами люди быстро убеж­даются, что представители этих культур по-разному реагируют на внешний мир, у них есть свои собственные точки зрения, систе­мы ценностей и нормы поведения, которые существенно отлича­ются от принятых в их родной культуре. Так в ситуации расхожде­ния или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чу­жой». Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Их гамма довольно широ­ка — от простого удивления до активного негодования и протеста. Как показывают исследования этих реакций, чтобы сориентиро­ваться в чужой культуре, недостаточно использовать лишь свои зна­ния и наблюдать за поведением чужеземцев. Намного важнее по­нять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры, и включить новые знания в свой культурный арсенал, в структуру своего поведения и образа жизни.

Таким образом, в межкультурной коммуникации понятие «чу­жой» приобретает ключевое значение. Но проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное опре­деление этого понятия. Во всех вариантах употребления оно пони­мается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При та­ком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

• чужой как нездешний, иностранный, находящийся за гра­ницами родной культуры;

• чужой как странный, необычный, контрастирующий с обыч­ным и привычным окружением;

• чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для по­знания;

• чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;

• чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Представленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его в самом широком значении, как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, при­вычных и известных явлений или представлений. И наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг яв­лений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

В процессе контактов между представителями различных куль­тур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои пред­ставления нормальными, а представления другого ненормальны­ми. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивает­ся с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонима­ние (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпа­дают. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую пози­цию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.

Образно говоря, при контактах с другой культурой человек как бы отправляется в другую страну. Он выходит за границы привыч­ной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекательный другой мир. Чужая страна, с одной стороны, незнакома и порою кажется опасной, а с другой стороны, все новое привлекает, обещает новые знания, расширяет кругозор и жизненный опыт.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы межкультурной коммуникации

Основы межкультурной коммуникации.. Под редакциейА П Садохина.. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качествеучебникадля..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурные нормы и их роль в культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От обыденного понимания культуры к научному
В современных гуманитарных науках понятие «культура» от­носится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно являет­ся центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огром­ного количества научн

Культура и коммуникация
Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культура

Культура и поведение
Человеческое поведение — это продукт миллионов лет эволю­ции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей при­надлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жиз­ненным опытом,

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домаш­ней среде, с помощь

Сущность этноцентризма и его роль в МКК
При контактах с другими культурами большинство людей су­дят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного сужд

Сущность и формирование культурной идентичности
2.3.1. Понятие «культурная идентичность» Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди про­чего и в постепен

Этническая идентичность
Интенсивное развитие межкультурных контактов делает акту­альной проблему не только культурной, но и этнической идентич­ности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современ­ных услови

Личная идентичность
Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и рас­пространения различного рода образцов поведения, типов взаи­модействия, следует помнит

Основные положения и значение в МКК
Вероятно, нет необходимости в поиске доказательств и аргу­ментов, подтверждающих мысль, что без общения с себе подоб­ными человек не может стать нормальным существом. Ни одну сколько-нибудь важную

Как теоретическая и методологическая основа МКК
В процессе контактов с представителями других культур люди встречаются, совершают какие-то действия и поступки, обмени­ваются взглядами и мыслями. При этом смысл каждого конкрет­ного поступка им не

Систем и межкультурных ситуаций
История становления межкультурной коммуникации как учеб­ной дисциплины убедительно свидетельствует, что она изначаль­но формировалась на основе интеграции различных гуманитар­ных наук и их методов.

Инкультурация и социализация
4.1.1. Понятия «инкультурация» и «социализация». Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому со­циальная интегрированность является чрезвычайно важным фак­тором

Цели инкультурации и социализации
Несмотря на описанные различия содержательное и смысло­вое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так, М. Мид под социализацией понимает с

Первичная и вторичная стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цик­ла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла

Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит­ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Каж­дая социальная роль включ

Некоторые психологические механизмы инкультурации
Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного отве­та на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических м

Источники и механизмы изменений культуры
За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она ни­когда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из

Культурная диффузия и ее современные контексты
В качестве отдельного источника культурной динамики следу­ет выделитькультурную диффузию — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов и

Значение культурных изменений для взаимодействия культур
Процессы глобализации и культурной динамики, как показы­вает практика, не ведут к формированию единой мировой культу­ры. Современная культура остается множеством самобытных куль­тур, находящихся в

Практические задания
1. Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей. 2. Как происходит смена норм в жизни общества? 3. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип ценностн

Определение коммуникации, общения. Соотношение этих понятий
В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: фил

Коммуникация и культура
Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сyщностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целе

Личностные факторы коммуникации
Приступая к исследованию основ межкультурной коммуника­ции, следует всегда помнить, что она имеет место не между культу­рами, а между индивидами, которые в той или иной степени явля­ются носителями

Модели коммуникационных процессов
В основе межличностной коммуникации лежат различные мо­тивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информаци

Процесс кодирования — декодирования информации
Процесс коммуникации легче всего представить в ее наиболее простой форме, то есть как сообщение и передачу определенных данных. Но любая информация передается с помощью той или иной системы знаков.

Символический характер коммуникации
Необходимость в согласованном поведении людей, закрепле­нии и сохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела к возникновению различного рода симво­лов. Символ — о

Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации
Поскольку без коммуникации невозможно существование чело­века, то она представляет собой непрерывный процесс. Ведь отно­шения между людьми, так же как и события, происходящие вокруг нас, не имеют н

Неосознанный характер процесса коммуникации
Человек не может существовать без общения с себе подобны­ми. Это — одна из аксиом коммуникации. Ведь у человеческого поведения нет альтернативы, так как человек не может себя никак не вести. Даже н

Каналы коммуникации
Исследования западными учеными различных видов коммуни­кации позволяют сделать вывод, что успех или неудача коммуника­ции зависит в том числе и от средств и способов передачи инфор­мации. В связи с

Основные аспекты и цели коммуникации
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельнос­ти, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене ин­формацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопони­мании партнеров. Она характ

Функции коммуникации
Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности всту­пает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих вза­имоотношений опос

Экспрессивная функция
Она означает стремление партнеров по коммуникации выра­зить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, меж­личностная коммуникация всегда начинается с установления кон­такта между партнера

Интерпретативная функция
Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состоя­ний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события

Аффективно-оценочная коммуникация
Аффективно-оценочная коммуникация основывается на вы­ражении либо положительных, либо отрицательных чувств в от­ношении другого человека. В этом виде коммуникации нет объек­тивного изложения фактов

Убеждающая коммуникация
Убеждающая коммуникация представляет собой такой вид ком­муникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия. Она выражается в приказе, совете, просьбе.-В такой фор­ме участники ком

Ритуальная коммуникация
Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и вы­полнении социально установленных форм поведения. Ее приме­ром может служить общение учителя и учеников: когда учитель входит в класс, школьники

Понятие успешной коммуникации
Как уже было отмечено, общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено со­ответствующим условностям и законам. На этом основании ком­муникация в каждом ко

Личностные факторы коммуникации
Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценност

Личностные факторы коммуникации
Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценност

Ситуационные факторы коммуникации
Вполне очевидно, что общение и взаимодействие людей проис­ходят не в изолированном пространстве, а в каждом случае в спе­цифической окружающей обстановке, в конкретной социокультурной среде. Соотве

Понятие межкультурной коммуникации
Стремление понять чужие культуры или их представителей, ра­зобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообра­зие человече

Аффективная нагрузка участников МКК и ее зависимость от культурной дистанции
Одним из специфических аспектов межкультурной коммуни­кации являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур. Взаимодействие с незнакомыми людьми, особен­но с представителями аут

Неопределенность ситуации МКК
Любая коммуникация представляет собой процесс обмена ин­формацией между людьми, каждый из которых обладает своим жизненным опытом и картиной мира. Передаче и получению ин­формации предшествуют моме

Основные аспекты неуверенности (неопределенности)
При первом контакте с чужой культурой каждый человек рас­полагает очень малым объемом информации о новой культурной среде, не имеет четких представлений о принятых в данной куль­туре нормах поведен

Стратегия редукции (сокращения) неуверенности
Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощьютеории редукции неуверенности. Основоположником данной теории стал К. Бергер, который счи­та

Теории межкультурной коммуникации
Рассмотренная выше теория редукции неуверенности показы­вает, как могут быть изменены ожидания конкретного человека от встречи с новой культурой, сокращены его когнитивная неуве­ренность и тревога.

Аксиомы межкультурной коммуникации
Рассмотренные вопросы межкультурной коммуникации позво­ляют констатировать, что процесс межкультурной коммуникации начинается с простого осознания факта реально существующих куль­турных различий ме

Язык как элемент культуры
Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средст

Контекстуальность коммуникации
Это понятие ввел Э. Холл в 1976 году, чтобы обратить внима­ние на ту особенность коммуникации, в соответствии с которой разные культуры «программируют» своих членов акцентировать преимущественно вн

Стиль коммуникации
Каждому человеку присущ свой стиль общения, который на­кладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его по­ведение и общение в любых ситуациях. В стиле общения отража­ются особенности обще

Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный че­ловек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными дейс

Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем са­мую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая сви­детельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это че

Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуника­ции развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих п

Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помо­гает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж­культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо­бенностью невербальной ком

Паравербальная коммуникация
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его переда­чи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализиру­ют об эмоциях, с

Практические задания
1. Можно ли достичь максимального взаимопонимания людей? 2. На каком-либо конкретном примере покажите перцептивный уровень общения. 3. Перечислите наиболее важные, по вашему мнени

Сущность и детерминирующие факторы восприятия
Психологами установлено, что первичное восприятие челове­ка часто является решающим фактором для последующего взаи­модействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует ис­пользования определенн

Влияние культуры на восприятие
Экспериментально доказано, что механизм восприятия каж­дого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным об­разом дается человеку

Понятие и сущность атрибуции
В процессе межкультурного взаимодействия человек воспри­нимает другого вместе с его действиями и через действия. От адек­ватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимод

На процесс межкультурной коммуникации
Результаты многих исследований процесса атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, как если бы они определяли причины их поведения

Возникновение межкультурных конфликтов
Нормальный человек, каким бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. Сколь­ко людей — столько мнений, и интересы разных людей неизбеж­но вступают в противореч

Понятие и сущность стереотипа
Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представи­телями других народов и культур, люди обычно имеют естествен­ную склонность в

Значение стереотипов для МКК
В процессе межкультурной коммуникации человек воспри­нимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зави­сит построение взаимоотно

Практические задания
1. Общаясь со своими родителями, знакомыми и друзьями, обратите внимание на стереотипные высказывания. Почему вы поняли, что это стереотипы? Проанализируйте эти высказывания. 2. Вспомните,

Жизненный ритм культуры
Первоначально время рассматривалось не более как неотъем­лемое свойство естественных ритмов развития природы, циклов смены времен года, вызываемых взаимодействием Солнца, Луны и Земли'. Сначала был

Монохронные и полихронные культуры
Время является показателем темпа жизни и ритма деятельнос­ти, принятых в той или иной культуре. Поэтому по способу ис­пользования времени культуры принято разделять на два проти­воположных вида: в

Контекст
Характер и результаты процесса коммуникации определяются, среди прочего, и степенью информированности его участников, Есть культуры, в которых для полноценного общения необходима дополнительно подр

Пространство
Как говорилось в главе о невербальных средствах коммуника­ции, каждому человеку для его нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим ли

Информационные потоки
Для процесса коммуникации очень важной культурной кате­горией являются информационные потоки, которые вместе со все­ми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс причин, опреде

Индивидуализм - коллективизм
Разделение культур на индивидуалистские или коллективистс­кие является одним из важных показателей в межкультурной ком­муникации, поскольку с его помощью объясняются различия в по­ведении представи

Маскулинность - феминность
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь и малой степени объ

Избегание неопределенности
Состояние и чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолютно точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном буд' щем. По

Понятие и сущность аккультурации
Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культу­ры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, п

Основные формы (стратегии) аккультурации
В процессе аккультурации каждый человек одновременно ре­шает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою куль­турную идентичность и включается в чужую культуру. Комбина­ция возможных вариантов

Результаты аккультурации
Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации яв­ляется долговременнаяадаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в и

Аккультурация как коммуникация
Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит ком­муникативный процесс. Точно так же, как местные жители при­обретают свои культурные особенности, то есть проходят инкультурацию через взаи

Понятие культурного шока и его симптомы
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специа­листы называют культурным шоком. Иногда используются сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или инон степени его

Механизм развития культурного шока
Впервые он был подробно описан К. Обергом, который утвер­ждал, что люди проходят через определенные ступени пережива­ния культурного шока и постепенно достигают удовлетворитель­ного уровня адаптаци

Факторы, влияющие на культурный шок
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповы

Модель освоения чужой культуры м. Беннета
Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление). Этнорелятивистские этапы (признание, адаптация, интеграция)

Отрицание
Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных раз­личий. Отрицание может пр

Умаление
Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются не­гативно, как это было н

Признание
Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является стадия признания (одобрения). На ней суще­ствование культурных

Адаптация
Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чувствительности является адаптация (приспособление). На этой стадии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что

Интеграция
Она является крайним случаем полного приспособления к чу­жой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этой ста­дии уже можно говорить о формировании мультикультурной лич­ности, чья идентич

Понятие межкультурной компетентности
Если необходимость и возможность формирования мультикультурной личности вызывает сомнения и споры среди ученых, то воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, должно стать одной из целей со

Обучения межкультурной компетентности
В последнее время все большее число исследователей рассматри­вают перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой преж­ние навыки социального взаимодействия человека оказываются бес­полезными

Формирование русской культуры
Детерминирующие факторы русской культуры (географический, ис­торический, религиозный) Процесс формирования русской культуры своими корнями ухо­дит в далекое прошлое и неразрывно

Факторы формирования русской
культуры: географические, исторические, религиозные На важность географических факторов в формировании рус­ской культуры обратил внимание еще известный русский историк В.О

Понятие о русском национальном характере
Понятием «национальный характер» сегодня активно пользу­ются политики, ученые, писатели, журналисты. Оно появляется на страницах научных монографий, в газетах и журналах, звучит в публичных выступл

Роль этностереотипов в изучении национального характера
Измеряемой формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функ­цию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (ант

русского характера в русской общественной мысли
Хотя судьба России, ее место в мировой истории занимал и русских мыслителей, по крайней мере с периода Московской Руси. полноценный теоретический анализ этих вопросов начался лишь в XIX веке. Практ

Авто- и гетеростереотипы русских
Представления о наиболее типичных чертах национального характера как собственного народа, так и других народов обоб­щаются в автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мне

Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)
Специальные исследования природы авто- и гетеростереотипов позволили ученым прийти к заключению, что в их основе лежат ценности той или иной культуры. Историками также до­казано, что важнейшую роль

Русские ценности и российский тип хозяйства
Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в ос­нове русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Этот механизм, связанн

Традиционные ценности русской общины в современных условиях
Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традицион­ные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они на­чинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые по­степенно п

История возникновения
В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, кото­рые весьма существе

Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии
Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских за­падными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в осн

Особенности немецко-русской коммуникации
5.2.1. Общаемся ли мы с иностранцами точно так же, как и с представителями своей национальности? Вероятно, весь спектр возможных ответов можно будет разде­лить на две груп

Вербальная коммуникация
Процесс межкультурного общения подразумевает принятие во внимание культурной обусловленности своего родного языка и языка партнера по коммуникации. То есть язык партнера следует посто­янно восприни

Невербальная коммуникация
Всякий раз, когда мы общаемся с людьми другой культуры, кроме проблемы языка неожиданно появляются другие трудно­сти, возникающие из-за несовпадения интерпретаций мимики лица, жестикуляции, языка т

Особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разно­му строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и ра­бочие интересы. Л

Практические задания
1. Расспросите знакомых вам представителей других культур, какие им известны стереотипы русских. Выберите несколько наиболее рас­пространенных из них и сравните с вашими представлениями. Про­анализ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги